Поиск

Ретроспектива Роя Лихтенштейна в Tate Modern

Ретроспектива Роя Лихтенштейна в Tate Modern

Комиксы, пейзажи, "ню", абстракция в стиле поп-арт

Текст: Дарья Горшкова

На ретроспективу Роя Лихтенштейна в Tate Modern в первый же день работы выстроилась очередь — чтобы попасть на нее, необходимо ждать несколько часов после приобретения билета, а все билеты на первые выходные уже забронированы, как пишет сайт галереи. И это совсем неудивительно, ведь Tate сегодня проводит одну из первых ретроспектив Лихтенштейна, организованных после его смерти в возрасте 73 лет. До этого около 100 его работ выставляла Национальная галерея Вашингтона, а  в Великобританию привезли еще больше. Центральная фигура американского поп-арта, Рой представлен в 13 залах галереи 125 работами из частных коллекций и музеев США, Англии и других стран. Открывшаяся 21 февраля выставка продлится до 27 мая.

От ранних работ серии Brushstrokes, в которой Лихтенштейн на свой лад интерпретировал абстрактную живопись, и картины с Микки-Маусом 1961 года под названием Look Mickey, когда Рой увлекся поп-артом и массовой культурой, посетители проследуют через все его творчество, дойдя наконец до последней серии "китайских пейзажей", которую в прошлом году друг за другом выставляли филиалы Gagosian Gallery по всему миру.

Ретроспектива Роя Лихтенштейна в Tate Modern (фото 1)

Рой Лихтенштейн Brushstroke, 1965

Рой Лихтенштейн. "Cмотри, Микки!", 1961

Рой Лихтенштейн "Cмотри, Микки!", 1961

Рой Лихтенштейн. "Cмотри, Микки!", 1961  

Рой Лихтенштейн "О, Джефф... Я тоже люблю тебя... Но...", 1964

Благодаря Tate Modern всего Лихтенштейна можно увидеть в одном месте, и если раньше вы знали его в основном как автора комиксообразных портретов девушки с фразами наподобие "Oh, Jeff... I love you too... But..." — то здесь можно кардинально изменить представление о художнике. Он предстает и как талантливый пейзажист, и как скульптор, и как мастер полотен в жанре "ню", и как художник, интерпретировавший все, что он видит вокруг, в круговорот своих коронных benday dots. Так, Лихтенштейн написал триптих на основе "Руанского собора" Клода Моне и свой "Натюрморт с золотой рыбкой" по Матиссу, по-своему представил работы Пикассо и Пита Мондриана, а также других знаменитых художников. Матисс же своей "Красной студией" вдохновил его и на создание картин на этот сюжет — в мастерской Лихтенштейна появилась вышеупомянутая картина с Микки, висящая на стене.

Рой Лихтенштейн. Artist's Studio 'Look Mickey' , 1973

Рой Лихтенштейн Artist's Studio 'Look Mickey' , 1973

Рой Лихтенштейн. We Rose Up Slowly, 1964

Рой Лихтенштейн We Rose Up Slowly, 1964

Рой Лихтенштейн. Whaaam! , 1963

Рой Лихтенштейн Whaaam!, 1963

Сегодня в Tate рядом с крупномасштабными комиксами на тему войны и знаменитой работой Whaaam! 1963 года можно увидеть прекрасные "точечные" пейзажи на слоях плексигласа или холстах, а также его серию с "зеркалами" или черно-белые изображения предметов, окружавших Роя — от ежедневника и стакана с шипучей таблеткой до радиоприемника или колеса. Есть и работы, совершенно не похожие на известного всем Лихтенштейна. Например, в зале под названием Perfect/Imperfect можно увидеть его поздние абстрактные композиции одноименной серии. Рой выводит линии за грань классического прямоугольного холста, строит из них мозаику, заливает образовавшиеся поля яркой краской, штриховкой или benday dots. "Линия выходит за пределы картины — как символ того, что я забыл о границах чего-либо", — объясняет Лихтенштейн и совершает преднамеренные живописные ошибки, чтобы сделать шаг от произведения искусства в мир зрителя.

Рой Лихтенштейн. Imperfect Painting, 1995

Рой Лихтенштейн Imperfect Painting, 1995

Рой Лихтенштейн. Alka-Seltzer, 1966 

Рой Лихтенштейн Alka-Seltzer, 1966

Следующие залы представляют полотна последних лет — написанные  в 1990-х картины серии Late Nudes, а также работы, в которых Рой снова возвращается к своим ранним техникам, но работает с ними иначе. Рисуя обнаженное женское тело, Лихтенштейн, в отличие от большинства художников, не использует живых моделей — он снова обращается к комиксам и своим ранним скетчам, "раздевая" изображенных на них девушек. Устав от работы с классическими benday dots, Рой закрашивает их широкими и яркими мазками, вновь, как и в начале 60-х, возвращаясь к абстрактному экспрессионизму, но работая в этом стиле совершенно иначе. И завершает выставку зал с вышеупомянутыми "китайскими пейзажами" — четыре картины из этой серии, на которые Лихтенштейна вдохновила эпоха династии Сонг.

Рой Лихтенштейн. Blue Nudes, 1995

Рой Лихтенштейн Blue Nudes, 1995

Рой Лихтенштейн. Landscape With Philosopher, 1996 

Рой Лихтенштейн Landscape With Philosopher, 1996

Рой Лихтенштейн. Still Life with Goldfish, 1972 

Рой Лихтенштейн Still Life with Goldfish, 1972

Рой Лихтенштейн. Seascape, 1965

Рой Лихтенштейн Seascape, 1965

Ссылки по теме:

Рой Лихтенштейн в Gagosian Gallery

Главные выставки 2013 года в галереях Tate

 — Рой Лихтенштейн: ретроспектива