Королева минимализма: 10 фактов о Жиль Сандер
Сегодня 82-й день рождения отмечает основатель бренда имени себя Жиль Сандер. Собрали десять (не)очевидных фактов о немецком дизайнере, которую по праву называют королевой минимализма, а следом — сопроводили каждый архивными фотографиями.
1

JILL SANDER
Жиль Сандер
дебютировала в фэшн-индустрии в 21 год
1
Будущий адепт минимализма Сандер родилась в 1943 году в небольшом немецком городке Вессельбурене, где сразу же поняла, что ее интересы завязаны вокруг одежды, а точнее ее пошива. В 1963 году Жиль поступила в текстильную школу в Крефельде, откуда и отправилась на 2-летнюю стажировку по обмену в Калифорнийский университет Лос-Анджелеса за отличную успеваемость. В 21 год она дебютировала в мире моды в качестве ассистента редактора журнала McCall’s в Нью-Йорке, но, к сожалению, оставила мечту и вернулась в Германию из-за смерти отца. В родной стране Жиль быстро нашла свое место под модным солнцем и продолжила писать, но уже в журнал Brigitte, а в 1966 году получила позицию фэшн-редактора в Petra. Спустя всего год Сандер решается открыть первый бутик в гамбургском районе Пёсельдорф, куда привозит Thierry Mugler и Sonia Rykiel, а еще начинает продавать вещи собственного дизайна.
1943
Жиль Сандер в дверях собственного бутика, Гамбург, 1968
1966
1963


Жиль Сандер в дверях собственного бутика, Гамбург, 1968
Источник: Vogue UK
Жиль Сандер, 1968
Источник: Vogue UK
продолжила стоять на своем и прокладывать дорогу минимализму в 70-х
2
В 1968 году на свет появляется бренд Jil Sander, а уже в 1975-м Жиль привозит марку имени себя в Париж, где минимализм, лаконичность и чистота цвета и формы, свойственные немецкому дизайнеру, отклика не получают. Но Сандер не останавливается, работает по выбранной траектории и уже в 1979 году запускает первый парфюм Pure. Заход в бьюти-индустрию в то время был все еще редкостью, как и вывод марок на фондовую биржу. Но именно этот поворот позволил бренду стремительно расширяться по всему миру (Сандер активно работала на Азию и Северную Америку). В 1993 году дизайнер с триумфом вернулась в Париж, чтобы открыть флагманский магазин на авеню Монтень. В отличие от традиционных представителей высокой моды, Жиль обращалась к немецким концепциям современности. Ее эстетика восходила к видению Баухауса о соединении ремесла и промышленного производства, а в первой рекламной кампании считывались явные отсылки к искусству графической редукции.
1875
1979
1993



Рекламная кампания Jil Sander, весна-лето 1996
Источник: Another Mag; фото: Крейг Макдин


Рекламная кампания Jil Sander, осень-зима 1989
Источник: Another Mag; фото: Питер Линдберг
Jil Sanders Cosmetic, 1981
Источник: WWD
СОЗДАВАЛА ОДЕЖДУ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДЛЯ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
3
После Франции флагманские бутики Jil Sander открывались по всему миру — от США до Китая. «У нас была огромная коллекция; нам нужно было прокормить магазины площадью 10 000 квадратных футов. Конечно, в рамках ограниченного времени подиума мы хотели выразить концепцию, но, когда вы заходили в магазин на авеню Монтень, там была прекрасная одежда. Каждая вещь имела отличный уровень качества и мастерства. Мы никогда не делали одежду исключительно для показа».

Жиль Сандер на шоу Jil Sander, весна-лето 2005, Милан

Рекламная кампания Jil Sander, осень-зима 2001
Источник: Another Mag

Рекламная кампания Jil Sander, осень-зима 1991
Источник: WWD
уходила и возвращалась в собственный бренд несколько раз
4

1999
Жиль Сандер, Сан-Франциско
Источник: WWD
В 1999 году Jil Sander становится частью Prada Group — Миучча Прада и ее муж Патрицио Бертелли выкупают 97% акций бренда. Сандер остается на позиции креативного директора, а параллельно занимает место председателя. Однако вскоре покидает марку, сославшись на разногласия с Бертелли. В 2003 году Сандер вернется, но через год снова оставит Jil Sander.

2003
Жиль Сандер
Источник: HIPS




Jil Sander, весна-лето 2000
Источник: Vogue
пробовала силы в работе с массмаркетом Uniqlo
5

2006
Пока Jil Sander совершал переход от одного собственника к другому (в феврале 2006 года Change Capital Partners купил марку у Prada Group, а в 2008-м владельцем бренда стал японской Onward Holdings), Сандер занималась собой, удивительной красоты садом в Германии и объявила о сотрудничестве с Uniqlo. Для японца дизайнер создавала (до 2022 года включительно) мужские и женские коллекции под маркой +J. Коллаборация имела сумасшедший успех на протяжении всего времени. «Всю мою жизнь люди хотели дизайн Jil Sander, но ценообразование оказалось проблемой. Партнерство с Uniqlo стало замечательным опытом, о котором можно сказать: Jil Sander — для всех».
2008
Жиль Сандер для немецкого Marie Claire, 1991
Источник: HIPS




Рекламная кампания Jil Sander + Uniqlo, осень 2010
Фото: Дэвид Симс
снова возвращалась в Jil Sander, и снова ненадолго
6

2012
После 8-летнего отсутствия Сандер возвращается в Jil Sander. Это происходит в 2012 году, после того как Раф Симонс уходит в Dior. Но эта песня оказывается для Жиль лебединой — спустя три сезона и 18 месяцев, сославшись на личные причины, она покидает марку в третий и последний раз. За свою работу в Jil Sander она получит Bundesverdienstkreuz — орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».
Жиль Сандер
Источник: Fashion ADC
Jil Sander, весна-лето 2013
Источник: Vogue
Jil Sander, осень-зима 2013
Источник: Vogue
Jil Sander, Menswear, весна-лето 2014
Источник: Vogue
ОКАЗАЛАСЬ НОВАТОРОМ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
7

Влиянию Сандер на модную индустрию своего времени и будущего в целом сложно противостоять: ей удалось не просто изменить визуальный код, а расширить подход широкой отрасли к брендингу и розничной торговле, фотографии и художественному руководству, парфюмерии и косметическим продуктам. Несмотря на взлеты и падения, дизайнер никогда не сворачивала с намеченного пути — она хотела создавать «чистую» и привлекательную за счет простоты одежду. И ей это удавалось. Дизайн Сандер посредством методов кроя, ткачества, обработки и производства побуждал одеваться по-новому.
В центре ее внимания всегда оставался материал, которому она уделяла большую часть своего внимания, исследуя его, импортируя самые современные, высокотехнологичные ткани из Японии и сотрудничая с итальянскими производителями для разработки новых — со скульптурной гибкостью. О чем в том числе сегодня говорят коллекции Люси и Люка Мейер: они с 2017 года продолжают дело Жиль и, стоит признать, делают это на твердую пятерку, трансформируя ее идеи и распространяя их на всю визуальную составляющую марки.
Жиль Сандер
Источник: WWD
2017

Рекламная кампания Jil Sander, осень-зима 1993
Фото: Питер Лидберг
курировала экспозицию, посвященную собственным работам
8
В 2017 году в Музее прикладного искусства во Франкфурте заработала выставка, посвященная работам Сандер, — Jil Sander. Present Tense. Жиль совместно с Маттиасом Вагнером К становится куратором экспозиции. Она (экспозиция) состояла из масштабных мультимедийных инсталляций, посвященных ее влиянию на эстетику, материал и форму моды и дизайна продукции, архитектуры и садово-паркового искусства. Выставка представляла собой в первую очередь свежую интерпретацию эстетики Сандер.

Жиль Сандер на открытии выставки Jil Sander. Present Tense, Франкфурт, 2017
Источник: Vogue UK
2017

Рекламная кампания Jil Sander, осень-зима 1993
Фото: Питер Лидберг



Рекламная кампания Jil Sander, весна-лето 1995
Фото: Крейг Макдин
9
БЫЛА НАСТОЯЩИМ РЕВОЛЮЦИОНЕРОМ

Жиль Сандер в объективе Питера Линдберга
Источник: WSJ
Об этой революции, впрочем как и о новаторстве Жиль, можно судить по многим знаковым вещам и стилистическим приемам, которые, в свою очередь, опережали время. Например, в 1995 году дизайнер застегивала белоснежный жакет на все три пуговицы (кампейн с Эмбер Валлеттой) и заставляла держаться кардиган на голое тело только на одной, верхней, на шоу весна-лето 1998. В 1998-м же она показала платье-одеяло и на протяжении всей карьеры любила прозрачность, а еще — миксовать между собой черный, серый, белый, бежевый, иногда разбавляя этот нерушимый союз яркими пятнами.


Рекламная кампания Jil Sander, осень-зима 2000
Источник: Vogue Italia; фото: Марио Сорренти
и настоящим источником вдохновения для других
10
Ее приверженность чистым и понятным вещам, которые не перегружают образ, ее желание одеть женщину не для мужчин, а для самих женщин, ее талант создавать удобную, понятную и вместе с тем убедительную одежду, в которой женщина чувствует себя комфортно и уверенно, равно как и ее блестящая работа с технической точки зрения, закрепили за ней звание королевы минимализма. Интеллектуального минимализма, который после ухода из фэшн-индустрии Жиль продолжили гнуть Стелла Маккартни и, разумеется, Фиби Файло.

Жиль Сандер


Рекламная кампания Jil Sander, весна-лето 2000
Источник: Vogue Italia; фото: Марио Сорренти
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7








