
Жестянщик мира моды: революционер Пако Рабан в фактах и фотографиях
По случаю дня рождения французского дизайнера баскского происхождения Пако Рабана рассказываем о его модной революции и делимся снимками, которые о его работе расскажут красноречивее всего.

«Жестянщик мира моды», как он сам себя называл, родился 18 февраля 1934 года под именем Франциско Рабанеда-и-Куэрво. Осознавая, как трудно произнести его фамилию, будущий дизайнер придумал новое имя — Пако (по-испански «ворон» — в честь мудрейшей из птиц и мифического покровителя рода). Его детство прошло в обществе крайне религиозной бабушки, не чуждой оккультизма, и матери — видной деятельницы испанской Социалистической партии и абсолютной атеистки. После смерти отца семья переехала во Францию, где мать устроилась на работу к Кристобалю Баленсиаге. В 1952 году Пако поступил в Национальную школу художественного искусства на архитектурное отделение. Еще студентом он начинает заниматься изготовлением аксессуаров и бижутерии для таких известных брендов, как Balenciaga, Dior и Givenchy.

1966








Рабан заявил о себе в 1965 году: молодежь Франции тогда революционные настроения принимала на ура. Пако показал коллекцию аксессуаров и бижутерии из пластмассы и металла — и сумел продать около двадцати тысяч своих изделий.
Но настоящий модный прорыв дизайнера состоялся год спустя, когда свет увидели «12 платьев, которые непригодны для носки» (Manifesto: 12 unwearable dresses in contemporary materials) — так называлась первая коллекция Рабана. Платья действительно сложно было представить в повседневном гардеробе: для их создания Пако использовал все «топовые» материалы и предметы своего времени. В ход шли пластиковые диски и бумага, алюминиевые пластины, ПВХ и, разумеется, металл.
«Жестянщик» хотел бросить вызов буржуазным представлениям о моде: чтобы делать моду, считал он, не нужны нитки, иголки и ткани — достаточно плоскогубцев, металлических дисков и большой идеи.

1965
Новатор по натуре, Рабан стал первым, кто ввел музыкальное сопровождение на дефиле, а также пригласил для демонстрации своих нарядов чернокожих манекенщиц.
В 1966 году Рабан продолжил экспериментировать и создал коллекцию из бумаги, которую считал материалом будущего, а через год основал собственный дом моды в Париже. В это же время Пако представил «литые» платья — подогнанные по форме тела и сделанные из металлических частей. Футуристичный подход не прошел мимо кинематографа — в 1968 году на экраны вышел научно-фантастический фильм «Барбарелла» Роже Вадима с Джейн Фондой в главной роли. Для последней Рабан разработал около 20 образов, которые вы наверняка видели: комбинезоны-скафандры и мини-платья в паре с ботфортами.



Одри Хепберн


Весна-лето 1972

Спустя еще год Рабан выпустил культовую Le 69 Bag — ему якобы пришлись по душе и дадаизм Марселя Дюшана, и стальной фартук, который исторически носили мясники во Франции. Источники вдохновения привели его к созданию сумки из небольших металлических дисков. В качестве ремней использовались цепи для смыва в уборной. Логотипов у сумки не было, но она сразу же стала любимой и желанной — еще и потому, что ее носили Брижит Бардо и Франсуаза Арди. К слову, сумка по-прежнему в обиходе благодаря нынешнему креативному директору Жюльену Доссена, который мастерит ее из алюминия вместо стали и украшает драгоценными камнями. В последней коллекции весна-лето 2025 Доссена показал самую дорогую версию — из пластин, покрытых золотом в 18 карат.
Бриджит Бордо 1960-е




Франсуаза Арди




Сальвадор Дали с моделями, одетыми в платья Paco Rabanne, 1960-e


1968

1966
Пако Рабан любил играть со светом и прозрачностью, используя сверкающие на теле, отражающие и микрокристаллические материалы. Для платьев из коллекции 1988 года дизайнер использовал лазерные диски, голографическое волокно и органическое стекло. Воображению мастера не было предела. Во всех его нарядах женственность сочеталась с ультрасовременной эклектикой, космические мотивы перекликались с деловым, офисным стилем. Несмотря на экзотичность, его одежда была носибельной и удобной. Архитектор по образованию, Рабан кроил так, что платья и брюки садились как влитые. Позже он создавал одежду из бумаги, дерева, пуговиц и кокосовых орехов. А те самые металлические платья, как у Одри Хепберн в «Двое на дороге», продавались в специальных коробочках «сделай сам» с плоскогубцами, металлическими дисками и инструкцией. Прием с вовлечением клиента в производство изделия и 50 лет спустя выглядит очень передовым.
Дониял Луна





Ингрид Сейнхейв




Vogue, май 1966
1967


Кадр из фильма «Барбарелла», 1968



Кадр из фильма «Барбарелла», 1968



1976


1988
1981


1974
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7