Поиск

Героини советских фильмов, которые понравятся активисткам MeToo

Героини советских фильмов, которые понравятся активисткам MeToo

Чем Нюра из «Трех тополей на Плющихе» похожа на Макдорманд в «Трех билбордах» и почему Нина из «Кавказской пленницы» могла бы возглавить женское движение

Текст: Диляра Теляшева

Фоторедактор: Нина Расюк
Фото: kinopoisk.ru

 

 

В конце 2017 года женщины по всему миру начали открыто высказываться о проблеме сексуальных домогательств и неподобающего отношения со стороны мужчин. Движение борьбы за женские права MeToo (дословно — «я тоже») сформировалось в США в октябре 2017 года — благодаря актрисе Алиссе Милано, которую мы помним по роли Фиби в «Зачарованных». Позже к движению присоединились тысячи женщин по всему миру, не готовые молчать. Мы подобрали героинь из советских фильмов, которые понравились бы активисткам MeToo не меньше, чем Милдред Хейс из «Трех биллбордов» и Сирша Ронан из первого фильма Греты Гервиг «Леди Берд».

 

 

 

Нина из «Кавказской пленницы»

 

 

В 1966 году Леонид Гайдай, сам того не зная, снял фильм про образцовую героиню движения MeToo. На роль Нины помимо Натальи Варлей претендовало еще 50 актрис — кажется, советские девушки оценили социальную важность этой героини. Юрий Никулин и Евгений Моргунов, в свою очередь, от ролей хотели отказаться — называли сценарий «натянутым». Может быть, дело в показательной беспомощности их героев? Гайдай уговорил актеров остаться в проекте, только когда согласился внести правки в сценарий.

Сюжет советской комедии звучит страшно: студентка приезжает к дяде на каникулы, начальник дяди влюбляется в нее и маниакально хочет стать ее мужем — даже если студентку придется украсть во время турпохода и спрятать на даче. К счастью, Нина оказывается решительной девушкой: она запирает дверь изнутри, объявляет голодовку, не ведется на провокации — поэтому даже доброжелательный Шурик получает подносом по голове — и спасается, спрыгнув в кузов фургона из окна.

В финале фильма Нина пугает своего обидчика совсем не комедийной фразой: «Ошибки надо не признавать, их надо смывать кровью».

 

 

Героини советских фильмов, которые понравятся активисткам MeToo (фото 1)
Кадр из фильма «Кавказская пленница»

 

 

Тося из «Девчат»

 

 

18-летняя Тося ничего не боится и не стесняется: приезжает в уральский леспромхоз в летней обуви, ест огромные бутерброды с вареньем и сливочным маслом, готовит обеды на несколько бригад и отказывается танцевать с самым видным парнем Ильей в местном клубе. Илья не сдается и дарит Тосе золотые часы, но девушка от них гордо отказывается. «Так хочется быть красивой, я б тогда за всех обманутых девчат отомстила!» — приговаривает Тося.

Комедию Юрий Чулюкин снимал к Международному женскому дню 1962 года. На торжественную премьеру в Центральный дом кино одна из актрис — Инна Макарова — не пришла. Причину ее поступка активистки MeToo бы тоже оценили: Макаровой не понравилось, что в финальном монтаже фильма ее 27-летняя героиня Надя остается вместе с пожилым мужчиной, потому что «в таком возрасте за кого угодно пойдешь». По оригинальному сценарию, Надя разрывает эти отношения и радуется возможности быть одной.

 

 

Героини советских фильмов, которые понравятся активисткам MeToo (фото 2)
Кадр из фильма «Девчата»

 

 

Татьяна Сергеевна, «Весна на Заречной улице»

 

 

«Герой фильма, парень лихой и самоуверенный, лучший сталевар завода, не привык к отказам женщин. И вдруг его домогательства получают отпор!» — так звучит официальное описание фильма 1956 года. Борьбу с харассментом в «Весне на Заречной улице» ведет молодая учительница русского языка и литературы Татьяна Сергеевна. Она держит дистанцию с лихими рабочими металлургического комбината, заставляет их начать учиться и поверить в себя. Настойчивые ухаживания сталевара Савченко Татьяна Сергеевна игнорирует — несмотря на то что он ей нравится. Только когда ударник труда осознает, что к женщине ее профессии нужно относиться с уважением, Татьяна Сергеевна позволяет ему идти с ней рядом.

 

 

Героини советских фильмов, которые понравятся активисткам MeToo (фото 3)
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице»

 

 

Вероника, «Летят журавли»

 

 

Новую волну интереса к драме 1958 года и героине Татьяны Самойловой вызвал список любимых фильмов Ксавье Долана. Активисткам MeToo мы хотим напомнить, что фильм советского режиссера Михаила Калатозова получил «Золотую пальмовую ветвь», а талантом Самойловой восхищались и Пабло Пикассо, и Жан Маре, и Жан Кокто.

В фильме ее героиню Веронику все вокруг осуждают за измену жениху, ушедшему на войну. На самом деле Вероника не смогла дать отпор двоюродному брату любимого, Марку, но не стала его обвинять — разделила с ним вину и стала его женой, не видя другого выхода. Спасение от горя Вероника нашла в помощи другим — девушка устроилась санитаркой в военный госпиталь и разговаривала с военными, чтобы оказать им психологическую поддержку.

О силе духа Вероники говорит и то, как мужественно она спасает мальчика из-под колес грузовика. Когда девушка узнает, что его родители погибли, то не раздумывая решает усыновить ребенка, независимо от мнения мужа.

 

 

Героини советских фильмов, которые понравятся активисткам MeToo (фото 4)
Кадр из фильма «Летят журавли»

 

 

Алена, «Я шагаю по Москве»

 

 

Ироничный фильм Георгия Данелии о московской молодежи 60-х актуален и в 2018 году — обратите внимание на женских персонажей. Пока герой Никиты Михалкова Коля работает в ночную смену, днем бездумно слоняется по городу и не хочет ничего менять, продавщица грампластинок Алена все свободное время посвящает саморазвитию и помощи другим. После рабочего дня она спешит на симфонический концерт в парке Горького, всерьез интересуется поездкой на Северный полюс и отважно ловит преступника в парке аттракционов.

Активисткам MeToo понравилась бы и Света — невеста друга Коли, призывника Саши. Света совсем не боится остаться без жениха: девушка смело отменяет свадьбу, когда узнает о сомнениях Саши.

 

Героини советских фильмов, которые понравятся активисткам MeToo (фото 5)
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»
Героини советских фильмов, которые понравятся активисткам MeToo (фото 6)

 

Нюра, «Три тополя на Плющихе»

 

 

Не зря в Сети появились шутки про Фрэнсис Макдорманд на Плющихе и три тополя на границе Эббинга, Миссури, — кажется, дело не только в схожести названий. Сила духа Милдред Хейс — героини, за которую Фрэнсис вручили «Оскар», — напоминает нам о Нюре в исполнении Татьяны Дорониной. Нюра, как и Милдред, живет в глубинке, с болью вспоминает о тех, кого нет рядом (в ее случае это родители, в случае Милдред Хейс — дочь Анжела), и ни с кем не делится своими переживаниями.

Советский фильм 1968 года активисткам MeToo понравился бы уже по вступительным титрам: «режиссер — Татьяна Лиознова, композитор — Александра Пахмутова, монтаж — Ксения Блинова». Борцы за права женщин наверняка бы оценили дистанцию, которую Нюра держит в разговоре с таксистом Сашей. Жительницы Европы и Америки могли бы восхититься мужественностью деревенской девушки, которая так и не вышла из квартиры на встречу с героем молодого Олега Ефремова — не из-за страха осуждения, а потому что у нее есть сила воли и принципы.

 

 

Героини советских фильмов, которые понравятся активисткам MeToo (фото 7)
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе»

 

 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7