Поиск

Музейное насилие: 5 историй о вандализме

Музейное насилие: 5 историй о вандализме

Политический протест, самовыражение или нервный срыв

Текст: Сергей Багулин

На прошлых выходных подверглась нападению одна из работ нового проекта Марата Гельмана. Произведения искусства нередко становятся жертвами недовольной публики. Buro 24/7 вспоминает пять курьезных историй о вандализме

Выставка в "Культурном Альянсе" Марата Гельмана вышла по традиции эпатажная: одно название "Цензура шлю-ха-ха" уже напрашивается на негодование масс. Что уж говорить о темах — запрет мата, пропаганда гомосексуализма и другие неугодные проявления окружающей действительности. Выставляют работы известных российских художников — Леонида Сокова, Анатолия Осмоловского, группы "Синие носы", Авдея Тер-Оганьяна. Мэтрам повезло: своей мишенью активисты избрали инсталляцию менее известных художников Лусинэ Джанян и Алексея Кнедляковского — небольших картонных человечков с протестными плакатами. "Уничтожили два экспоната с грязными оскорблениями в адрес Церкви и кощунством на выставке "Цензура..." на Винзаводе. Завтра закроем", — отписался в Twitter православный активист Дмитрий Энтео. Пока не закрыли. Акт вандализма в этом случае лишен анонимности и приобретает черты политического высказывания. Мы решили вспомнить, как и по каким причинам действовали вандалы в далеком и не очень прошлом.

Музейное насилие: 5 историй о вандализме (фото 1)

Дореволюционный вандализм: нападение в Третьяковке

Несмотря на то что начало XX века кажется расцветом культурной жизни России, без вандализма последние годы империи тоже не обходились. Один из самых известных случаев произошел в Третьяковской галерее в январе далекого 1913 года. В музейные залы ворвался некий Абрам Балашов и порезал знаменитую картину Ильи Репина "Иван Грозный убивает своего сына". Действия незваного посетителя Третьяковки сопровождались криками: "Довольно крови, долой кровь!" Видимо, музейное насилие парадоксальным образом спровоцировали пацифистские взгляды Балашова. Картину удалось оперативно спасти: для этого сам художник приехал в Москву со своей финской дачи.

Музейное насилие: 5 историй о вандализме (фото 2)

Ножевые ранения "Данаи" в Эрмитаже

Вандализм не обошел стороной и другой ключевой российский музей — Эрмитаж. Известный случай приключился в июне 1985 года. На этот раз жертвой стала картина Рембрандта "Даная". Неизвестный приблизился к полотну, плеснул на него серной кислоты и дважды ударил ножом. Шедевру Рембрандта повезло куда меньше работы Репина: пострадали самые сложные по исполнению фрагменты, а автор скончался еще в XVII веке. Реставрировали картину 12 лет — "Даная" возвратила былую красоту лишь в 1997. Как и в недавнем случае на выставке Гельмана, акт вандализма был вызван политическими мотивами — в этом признался сам нападавший, уроженец Литвы Бронюс Майгис.

Музейное насилие: 5 историй о вандализме (фото 3)

Арт-вандализм: что стало с ягненком Дэмиена Херста

В центре еще одного происшествия — невинный ягненок. Несчастное существо дважды стало жертвой: первый раз еще при жизни, послужив препаратом для знаменитого арт-объекта Дэмиена Херста "Отбившийся от стада", второй раз — уже будучи произведением современного искусства. В мае 1994 года на выставку в галерею Serpеntine пришел некий Марк Бриджер, впоследствии оказавшийся художником, и вылил в сосуд с ягненком банку чернил. На этот раз причиной вандализма послужило искусство: Бриджер заявил, что создал таким образом новое произведение — "Черную овцу". Ни Херст, ни представители галереи не оценили концептуальной задумки — очищение арт-объекта обошлось в £1000. Спастись от выплаты компенсации Бриджеру помогла вечная спутница малоизвестных художников — бедность, признанная в судебном порядке.

Музейное насилие: 5 историй о вандализме (фото 4)

Бессильная злоба: россиянка и "Мона Лиза"

Знаменитую "Джоконду" Леонардо да Винчи не раз пытались подвергнуть насилию, почти всегда неудачно: культовое полотно защищает пуленепробиваемое стекло. Из-за того что причинить вред картине почти невозможно, выходки невоспитанных посетителей Лувра носят скорее демонстративный, забавный характер. В 2009 году ряды обидчиков "Моны Лизы" пополнила жительница России: туристка запустила в картину керамическую кружку, купленную в местной сувенирной лавке. Сорвавшуюся на искусстве даму препроводили в полицейский участок, но вскоре отпустили. По одной из версий, причина экстравагантного поведения крылась в том, что россиянке отказали в получении французского гражданства.

Музейное насилие: 5 историй о вандализме (фото 5)

Злоключения Русалочки

Если даже музейные стены не могут гарантировать произведениям безопасность, то многочисленные скульптуры и памятники, расположенные на улицах и площадях, и вовсе беззащитны перед выходками изобретательных вандалов. Знаменитая "Русалочка" в Копенгагене — один из самых незадачливых монументов. В 1964 году местные марксисты похитили голову подводной красавицы — оригинал так и не обнаружили, пришлось восстанавливать. В 1984 году статуе отпилили руку. А в 1998 Русалочка вновь "потеряла голову". Памятник многократно обливали краской — в 1961 и дважды в 2007. В 2004 году на статую надели паранджу в знак протеста против присоединения Турции к Евросоюзу. В следующий раз Русалочка облачилась в мусульманскую одежду уже в 2007 году. 

Музейное насилие: 5 историй о вандализме (фото 6)