Поиск

Как понимать выставку Такаси Мураками в «Гараже»

Мода, масс-культ и апокалипсис в творчестве японского художника

Текст: Анастасия Егорова

Фоторедактор: Нина Расюк
Фото: garagemca.org

Как понимать выставку Такаси Мураками в «Гараже»

29 сентября в «Гараже» открылась первая в России ретроспективная выставка одного из самых дорогих и влиятельных современных художников — Такаси Мураками. В пространстве музея показано около 80 работ, которые были созданы художником с начала 90-х годов до наших дней. Некоторые произведения Мураками заканчивал уже непосредственно в Москве. 

Апокалипсис

Название выставки «Будет ласковый дождь» повторяет заголовок одноименного рассказа Рэя Брэдбери, действия которого разворачиваются в постапокалиптическом мире. Обращение именно к нему неслучайно, ведь и вселенная Мураками — это мир постапокалипсиса, своего рода ядерный взрыв. В работах он постоянно переосмысляет трагедию, связанную с атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки. Это чудовищное событие, произошедшее летом 1945 года, оказало на него сильнейшее влияние, как, собственно, на любого другого японца его поколения. Жизнерадостное, красочное и на первый взгляд легковесное искусство скрывает в себе страх и ужас. Это чем-то напоминает мультсериал «Время приключений», где все события тоже разворачиваются в мире после ядерной катастрофы.

Такаси Мураками «Эка данпи («Ампутация руки Эки»): Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку», 2015

Масс-культура

Мураками — это своего рода японский Энди Уорхол или Рой Лихтенштейн. Он и не скрывает, что вдохновлялся американским поп-артом, но использует японские культурные коды. Так, большинство персонажей Мураками очевидно берут начало в эстетике аниме и манги, из-за чего художника нередко сравнивают с его соотечественником, мультипликатором Хаяо Миядзаки, который одним из первых открыл западу аниме, а кто-то даже говорит о влиянии второго на первого.

За всеми фантастическими образами Мураками стоит японское искусство в самых разных его проявлениях. Это и классические произведения Хокусая и Утамаро, и древние сказания о призраках и волшебных существах. Переплетая между собой современные культурные коды и референсы к традиционному искусству, которому уже не одна тысяча лет, Мураками создает внешне простой и привлекательный, но на самом деле замысловатый и вдумчивый арт, который сможет понять и принять человек из любого уголка мира. Это — с одной стороны, а с другой, за внешне легкомысленными работами Мураками скрывается трезвый расчет: художник стремится утвердить позиции японской культуры на всем земном шаре. Он король китча и свое искусство характеризует как superflat. Этим словом художник обозначает размывание границ между Востоком и Западом, высоким и низким, искусством для всех и искусством элитарным.

Такаси Мураками «Воспоминания о бурной жизни», 2015 

Мода

Мураками невероятно амбициозен, поэтому, как и почти все художники современности, он окружил себя целым аппаратом пиара: его работы — это не только узнаваемые и растиражированные образы, это уже имидж и бренд. У него есть собственная компания под названием Kaikai Kiki Co., Ltd с офисами в Токио и Нью-Йорке. Название компании отчасти характеризует все искусство художника: если поменять местами слова в названии «Kaikai Kiki», то получится японское прилагательное «kikikaikai», которым обозначаются сложные, странные или тревожные явления.

Компания занимается абсолютно всем: создает искусство, продукт, представляет и продвигает современных японских художников, выполняет многомиллионные заказы для модных домов, телевизионных и музыкальных компаний. Что касается моды, то с 2000 года Такаси Мураками сотрудничает с Louis Vuitton. Специально для модного дома художник раскрасил легендарную монограмму, а позже включил ее в собственные работы, создав серию картин, на которых изображены исключительно разноцветные буквы LV. В 2015 году Мураками сделал уже полноценную коллекцию аксессуаров для модного дома: на знаменитых сумках появились персонажи его произведений. Не менее громкой стала коллаборация художника с Vans. Слипоны, футболки и скейтерские доски заполнили психоделические принты со знаменитыми радужными ромашками и черепами. Мураками, стремящийся охватить все возможные слои массовой культуры, всегда готов работать и с музыкантами. Так, для альбома Канье Уэста «Graduation» художник сделал обложку в своем фирменном стиле, а для Фаррелла Уильямса снял анимационный клип.  

Обложка альбома Канье Уэста «Graduation»

Удивительным образом творчество Мураками сочетает в себе контрастные явления: искусство здесь соседствует с мультипликацией, апокалипсис — с веселым красочным миром, возвышенное — с низким. Своим искусством он переворачивает с ног на голову популярную культуру, иронизирует над ней и постоянно пересоздает ее. А честное, прямое и спокойное отношение художника к индустрии популярной и коммерческой культуры делает его искусство не только актуальным, но и по-своему великим.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7