Поиск

«Женское» дело: почему женщины выбирают карьеру в PR и журналистике и какие качества помогают им добиться успеха

«Женское» дело: почему женщины выбирают карьеру в PR и журналистике и какие качества помогают им добиться успеха

За некоторыми профессиями в России плотно закрепился статус «женских». Одна из тех сфер, где женщины занимают куда более прочные позиции, чем их коллеги-мужчины, — коммуникации, а именно журналистика и PR. Эта тенденция — доказательство необычной трансформации, которую проходит отрасль. Профессии, которые создавались мужчинами и куда женщинам долгое время попасть было просто невозможно, теперь даже на бытовом уровне воспринимаются как более творческие, свободные, легкие, а значит, преимущественно женские. Но так ли все просто на самом деле? Разбираемся с причинами гендерного дисбаланса в сфере коммуникаций и с опасностями такого стереотипа.


ИНЬ ЯН:
КАК ТРАНСФОРМИРОВАЛАСЬ РОЛЬ PR И ЖЕНЩИН В НЕМ


Сейчас абитуриенты российских университетов живут в парадигме «женских» и «мужских» образовательных траекторий. Никого не удивишь стереотипом о «женском» факультете медиакоммуникаций и шутками про гендерные пропорции поступающих. Молодых людей на таких факультетах действительно немного: считается, что на журфаке и PR проще учиться девушкам, а парни должны выбрать более техническую специальность.

Согласно исследованию сервиса по поиску работы Zippia, в PR и коммуникациях преимущественно работают женщины. В процентном соотношении специалисты-женщины составляют 64%, а мужчины — 36%. Но так было не всегда.

PR был концептуально создан мужчинами в XX столетии, хотя первые прототипы современных коммуникационных инструментов можно увидеть намного раньше в исторических хрониках. Дело не в том, что мужчины были более предрасположены к профессии, — просто PR изначально формировался как инструмент бизнеса и политики, куда женщинам очень долго доступа не было. Все начало меняться после того, как образование и профессиональная подготовка в сфере коммуникаций (и не только) стали доступны всем студентам без половых различий.

«Женское» дело: почему женщины выбирают карьеру в PR и журналистике и какие качества помогают им добиться успеха (фото 1)

Сима Мусатова

основательница коммуникационного агентства Lumo

«Первые три года я работала в 100%-ном женском коллективе. Девушек всегда в профессии было больше, и сейчас в нашем агентстве работают только девчонки, парней преимущественно привлекаем на проектной основе. Парни-коллеги появились, только когда я начала работать с проектами из сферы шоу-бизнеса и затем ритейла.

Девушки более многозадачны и менее подвержены эмоциональным перепадам, а вот с мужчинами, на удивление, чаще возникали конфликтные ситуации. Также мы много сотрудничаем с экспертами из сферы коммуникаций, и чаще всего это женщины. Они обычно более гибкие, многозадачные, не боятся сжатых сроков. И все же не хотелось бы придавать такое уж значение гендеру: работать хочется в первую очередь с профессионалом. Я сама никогда не сталкивалась с каким-либо сексизмом в отрасли. Здесь этому просто нет места.

Коммуникации очень динамичная сфера, и ее преимущество в том, что перед человеком открывается большое количество возможностей, одна из которых нарастить большой социальный капитал. Это скорее образ жизни, чем профессия, и она очень требовательна к человеку».

Женщины стали активно участвовать в экономической жизни общества, добиваться карьерных высот и зарабатывать на приличном уровне, хотя до полного равенства оплаты труда современному миру еще далеко. Как следствие, стал формироваться и новый спрос на товары и услуги. Появились бизнес-отрасли, которые были готовы реагировать на потребительский интерес женщин, и для коммуникаций с потенциальным покупателем им уже не подходил жесткий мужской нарратив. Так, бизнес стал взращивать женщин-профессионалов в сфере PR. Затем новые волны эмансипации привели женщин в политику, спорт, финансовый сектор, а значит, и в этих отраслях появилось место женскому взгляду на профессию, который зачастую решал проблемы эффективнее и тоньше, чем мужской.

«Женское» дело: почему женщины выбирают карьеру в PR и журналистике и какие качества помогают им добиться успеха (фото 2)

Татьяна Смирнова

партнер коммуникационного агентства Lumo

«И в PR, и в деловой журналистике мужчины всегда были в дефиците, большую долю в обеих профессиях составляли девушки. Хотя, например, в журналистике моими руководителями были мужчины, а в PR — наоборот. По опыту в больших корпорациях сотрудницам департаментов по коммуникациям сложнее донести свою позицию, если в руководстве других отделов компании больше мужчин.

И журналистика, и PR — профессии без свободного и даже без фиксированного графика. Они требуют колоссальной самоотдачи. И девушкам, и юношам важно выбрать такое карьерное направление, которое бы мотивировало их, позволяя сохранять высокий темп работы. Безусловно, для этих сфер деятельности важна эмпатия. Максимально эффективные коммуникации получаются при умении сопереживать и считывать эмоции целевой аудитории. Коммуникации — это не об авторе, а о читателе, зрителе, слушателе, о решении его проблем. Кроме того, нужно уметь работать в контексте, учитывать обстоятельства и общий информационный фон в момент, когда планируется выход материала в СМИ. Стрессоустойчивость для сферы коммуникаций не банальное слово из резюме. Это необходимая специалисту способность сохранять холодный рассудок, принимать взвешенные решения и думать на шаг вперед даже в самых непростых ситуациях. В кризисных ситуациях (а они происходят всегда в самый неподходящий момент) именно от пиарщика будет зависеть, какой ущерб получит компания и сможет ли она его минимизировать или нейтрализовать. Девушки отлично проявляют все три этих качества.

Подбирая людей в свою команду, я отдаю предпочтение профессионализму, а не полу. Работая на результат, мы учимся определять сильные стороны всех коллег и давать человеку те задачи, которые он будет выполнять качественно и с энтузиазмом».

«Женское» дело: почему женщины выбирают карьеру в PR и журналистике и какие качества помогают им добиться успеха (фото 3)


ЖУРНАЛИСТИКА:
«СТЕКЛЯННЫЙ ПОТОЛОК» ГЛЯНЦА


Схожая тенденция актуальна и для журналистов, извечных frenemies (друзья-враги. — Прим. BURO.) пиарщиков. Традиционное представление о журналистике как о женской профессии закреплено в массовой культуре, особенно в кинематографе. В британском сериале 90-х годов «Карточный домик» показан типичный стереотипный образ журналистки, которая попадает под влияние харизматичного политика и как будто не способна на собственные карьерные достижения. Другой канонический пример — фильм «Дьявол носит Prada», который привел в глянец немало профессионалов, а одновременно закрепил стереотип о нем как о несерьезной, развлекательной и «женской» отрасли.

«Женское» дело: почему женщины выбирают карьеру в PR и журналистике и какие качества помогают им добиться успеха (фото 4)

«Женское» дело: почему женщины выбирают карьеру в PR и журналистике и какие качества помогают им добиться успеха (фото 5)

Юлия Лапшина

основательница коммуникационного агентства Beauty Navigator Agency, экс-главред Cosmopolitan Beauty

«В журналистике я 12 лет. Глянец уже тогда был преимущественно женским, и это вряд ли изменится: как правило, все продукты из сегмента beauty тестируются лично журналистами. В моем агентстве тоже работают только девушки, за исключением моего мужа — он помогает с техническими вопросами, хотя и смешанные коллективы кажутся мне комфортными: там более стабильная эмоциональная атмосфера. Основное требование, которое предъявляется к профессии сейчас, — высокий уровень креативности, и в первую очередь мы ищем коллег, которые готовы его демонстрировать. Часто думают, что работа в глянце это не жизнь, а сплошная вечеринка. Безусловно, такое в сфере есть, но, помимо этого, 70% работы проходит в офисе, на планерках и перед экраном компьютера. Не все к этому готовы, так что задерживаются только самые компетентные из коллег».

Стереотипное разделение на «женскую» и «мужскую» журналистику — наследие гендерного неравенства. Довольно долго на факультет МГУ, где готовили журналистов для «серьезных» изданий, девушек старались и вовсе не брать. Финансы, политика, наукоемкие сферы, криминалистика — все эти предметы журналистской работы чаще ассоциируются с мужчинами, и они чаще добиваются успеха в специализированных изданиях, направленных именно на эти темы. 75% журналистов в России, согласно исследованию hh.ru от 2020 года, — женщины, но руководство СМИ и высокие посты в топовых изданиях, не ориентированных на развлекательный контент, тоже чаще всего остается за мужчинами.


ЖЕНСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ПРЕИМУЩЕСТВО


Особенности сферы коммуникаций таковы, что качества, традиционно считающиеся женскими, там очень востребованы. Среди них, например, те самые soft skills коммуникатора — навыки письма, общения, культурных исследований.

Женщины в сфере коммуникаций успешно реализуют себя как лидеры: многие российские PR-агентства создают и возглавляют именно женщины. В сфере коммуникаций личный бренд пиарщика очень важен и оказывает значительное влияние на успешность его дела, а женщины более склонны строить сильный личный бренд, чем мужчины, так как активнее ведут социальные сети, особенно ориентированные на визуальный контент.

Точно так же женщины традиционно лучше проявляют себя на публике благодаря способности расположить к себе. Но у медали есть и обратная сторона: например, считается, что мужчины лучше работают с цифрами и анализируют информацию, что может помешать карьере женщины в некоторых бизнес-отраслях.

«Женское» дело: почему женщины выбирают карьеру в PR и журналистике и какие качества помогают им добиться успеха (фото 6)

Кирилл Диденок

диджитал-продюсер, основатель музыкального издательства DNK Music и группы компаний Didenok Team

«PR — это профессия с большим объемом нагрузки. Сконцентрироваться на каких-то определенных артистах, мероприятиях, клиентах или задачах получится не сразу. На самом старте карьеры приходится делать все. Как правило, это занимает очень много времени и требует определенной выносливости. С такими трудозатратами и нервными задачами лучше справляются девушки: они более целеустремленные, как правило, лучше понимают, каких личных целей добиваются карьерным ростом. Когда я начинал карьеру в рекламном агентстве, нормой было переписывание пресс-релизов по 100 раз, писем по 40 раз — и это буквальные цифры. Я помогал с организацией мероприятий, фотографировал и обрабатывал фото, снимал видео и монтировал, вел соцсети — в общем, занимался всем подряд. Объем работы в профессии огромный.

Принято думать, что парням в этой профессии комфортнее: проще договориться. На самом деле, не каждый мужчина может, не заботясь о своем эго и комфорте, упрашивать кого-то пойти на уступки и пробивать свои идеи. Почему-то многим это кажется унизительным. А по факту, стоит задача берешь и делаешь. Но я вижу много хороших примеров молодых мужчин в PR молодых и целеустремленных ребят с бойцовским складом характера. Тогда они могут и дать фору девчонкам.

Еще в профессии важен возраст точнее, умение идти в ногу со сферой и адаптироваться каждый месяц, не цепляясь за старые, проверенные технологии.

Вообще, PR — это замечательный социальный лифт, но надо быть тотально вовлеченным, тотально подотчетным, всегда быть на связи. Необходима коммуникабельность, умение выражать свои мысли и проактивность — и девушкам, и молодым людям. Кто сможет эти качества продемонстрировать, тот и добьется успеха».

«Женское» дело: почему женщины выбирают карьеру в PR и журналистике и какие качества помогают им добиться успеха (фото 7)


ЧТО НУЖНО УМЕТЬ ХОРОШЕМУ СПЕЦИАЛИСТУ В СФЕРЕ КОММУНИКАЦИЙ?


Чтобы добиться успеха в сфере коммуникаций, нужно в первую очередь быть действительно хорошим профессионалом. Необходимые для этого навыки зависят от того, в какой отрасли вы работаете. Нужно не только отлично знать все ее подводные камни и специфику, но и развивать свои навыки согласно этим требованиям. Но есть и кое-какие общие умения, на которые стоит обратить внимание.

«Женское» дело: почему женщины выбирают карьеру в PR и журналистике и какие качества помогают им добиться успеха (фото 8)

Изучите отрасль, на которой вы специализируетесь, со всех сторон. Какие есть подводные камни? Кто входит в топ спикеров по вашей специализации? Какие тезисы они отдают в медиапространство, в какой форме? В какие события можно интегрироваться? Очень полезно изучить конкурентов — их сильные и слабые стороны, используемые инструменты, форматы. Ваш профессиональный кругозор должен быть максимально широким. Так вы будете чувствовать себя увереннее в профессии и спокойнее реагировать на возникающие кризисные моменты.

«Женское» дело: почему женщины выбирают карьеру в PR и журналистике и какие качества помогают им добиться успеха (фото 9)

Развивайте эмоциональный интеллект и будьте готовы играть по правилам непривычной для вас среды. Если вы девушка и приходите пиарщиком в нефтяную отрасль, возможно, вам будет поначалу труднее, чем вашей коллеге в глянцевой журналистике: примите решение о том, как вам себя позиционировать в профессиональной среде. Не поддавайтесь давлению или стереотипам. Вы сможете работать в любой отрасли, если для этого хватит компетенций. Профессионализм и хладнокровие — лучшее оружие.

«Женское» дело: почему женщины выбирают карьеру в PR и журналистике и какие качества помогают им добиться успеха (фото 10)

Проявляйте себя в профессиональной среде, работайте над своей репутацией как специалиста. Не стесняйтесь заявлять о себе и о проектах, которыми гордитесь. Имейте под рукой качественное актуальное портфолио, развивайте привычку делиться своим опытом в соцсетях, на конференциях, на авторских курсах и нетворкинг-встречах. Социальный капитал и поддержка близких вам по духу коллег, учеников, фолловеров помогут справиться с любыми профессиональными задачами.

Хороший профи — тот, кто работает качественно, умеет анализировать свои слабые стороны и старается по мере сил их совершенствовать. Эти качества, в общем, от гендера не зависят.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7