Поиск

#tbt: Мартин Маржела и феномен анонимности

О феномене культового дизайнера — в документальном фильме The Artist is Absent

Текст: Ксения Обуховская

Фото: maisonmargiela.com

Мартин Маржела для модной индустрии все равно что природная стихия — зачастую она невидима, но ее влияние порой может оказаться более чем просто драматичным. Карьера бельгийского дизайнера началась сразу после окончания им Королевской академии искусств в Антверпене, из стен которой также вышла знаменитая «антверпенская шестерка» (к ней Маржелу часто причисляют как седьмого дизайнера). Первое время он работал у Жан-Поля Готье, в 1989 году запустил свой собственный одноименный бренд, а с 1997 по 2003 год занимал пост креативного директора модного дома Hermès. От начала существования Maison Martin Margiela и до объявления OTB Group (компания выкупила бренд) об официальном уходе Маржелы в 2009 году — все это время подробности его жизни оставались загадкой. Все, что мы знаем о дизайнере, — это пара-тройка смазанных фотографий, рассказы друзей и созданная им одежда, которая говорит громче любых слов.

Маржела начал карьеру дизайнера во времена, когда модная индустрия уже приобрела черты недосягаемого олимпа для избранных. Дизайнеры были звездами, а модели-амазонки — двухметровыми богинями с гонорарами, которые страшно было озвучивать. Следуя по стопам Рей Кавакубо, своим творчеством Маржела выражал протест против коммерциализированного гламура и культуры бессмысленного потребления. В своей работе дизайнер использовал любые материалы: парики, перчатки, полиэтилен и вещи из секонд-хендов. Его модели никогда не попадали в категорию конвенциональной красоты и, так же как и сам дизайнер, оставались анонимными. Маржела полностью свел свое физическое присутствие в индустрии на нет, но, кажется, влияет на нее до сих пор. О смысле и силе его анонимности рассказали его коллеги и друзья в коротком документальном фильме The Artist is Absent, который вошел в программу кинофестиваля Трайбека в 2015 году.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7