Поиск

«Если бы я мог, тоже не брал бы деньги у государства». Интервью с Климом Шипенко — самым кассовым режиссером России

«Если бы я мог, тоже не брал бы деньги у государства». Интервью с Климом Шипенко — самым кассовым режиссером России

Интервью: Гордей Петрик

Его «Текст» стал культовым, а Гильдия кинематографистов во главе с Михалковым вручила ему «Золотого орла» за лучший фильм года. «Холоп» собрал в России рекордные три миллиарда долларов. Сейчас Клим Шипенко запускает проект о последних днях из жизни Есенина, а в перерыве между большими съемками снял в вертикальном формате короткометражку «Сверхчеловек» с Федором Бондарчуком в главной роли в рамках проекта «Сбербанк» «кино — #этомое».

Фильм Шипенко «Сверхчеловек» можно посмотреть здесь, а также на платформе кино в вертикальном формате Okko.Move

В интервью BURO. Шипенко рассказал о будущем интернет-платформ, своих планах и о том, можно ли в кино критиковать российскую действительность и брать деньги у государства.

«Если бы я мог, тоже не брал бы деньги у государства». Интервью с Климом Шипенко — самым кассовым режиссером России (фото 1)
«Холоп»

«Если бы я мог, тоже не брал бы деньги у государства». Интервью с Климом Шипенко — самым кассовым режиссером России (фото 2)

Клим Шипенко

Режиссер

Как ты объясняешь коммерческий успех «Текста»? Шесть миллионов долларов в прокате — очень много для нашего независимого кино. Есть ли в этом какая-то социологическая подоплека? Что в «Тексте» привлекло публику?

Было много факторов. Нельзя сказать, что это все из-за Саши Петрова. Наверное, хорошая литературная основа. У романа «Текст» есть своя фан-база, как и у Глуховского. Потом сработал фактор какого-то ощущения актуальности. Есть несправедливость, которая происходит с абсолютно любым человеком. На себя её может спроецировать фактически каждый, особенно после летних событий. Когда мы снимали фильм, он и тогда казался актуальным, а после лета стал еще актуальнее. Дело Голунова предало огласке ситуации полицейского беспредела, как та, что происходит с героем «Текста». Ну а дальше не знаю — наверное, зритель как-то откликнулся на честность, с которой мы пытались сделать это кино. Я хотел, чтобы фильм прочувствовали, чтобы зрители оказались как бы подключены к главному герою пуповинами и испытывали то же, что и он.

Мне понравилось, что «Текст» это, по сути, антикапиталистический и антитоталитарный манифест, чем он срифмовался с «Джокером». Они вышли вместе, но один как бы для России, а другой для Америки.

Это значит, что существует запрос на истории о маленьком человеке, который начинает противостояние с властью. Понятно, что Джокер создает культ, ведёт за собой толпу, а здесь это просто человек, который не готов мириться с несправедливостью и идет до своего собственного конца, невзирая на то, что по закону он заслуживает того, что с ним делается.

Но при том популярен «Текст» был скорее не у широких масс, а у людей, которые мыслят себя оппозицией.

Не знаю, у меня нет данных, но мне много писали люди из провинции, что они ходили по два раза, по три, кто-то написал, что даже четыре. Для меня это удивительно, потому что я на такой фильм второй раз не пошел бы. Надо понимать, что это целый акт: надо встать, одеться, куда-то поехать, заплатить за билет. То есть потратить не два часа, а четыре.

Как ты интерпретируешь успех «Холопа», который собрал совершенно рекордные деньги?

Должно сойтись все, чтобы получились такие цифры, — фильм (подразумеваю все его составляющие), дата выхода, маркетинг, успешный актер. Зрители не просто должны ходить по несколько раз, они ещё должны говорить всем об этом. Всё это в случае «Холопа» сошлось.

Я уже говорил, что «Текст» — важный антикапиталистический манифест. А «Холоп», мне кажется, будто предназначен для аудитории, которая во многом солидарна с сегодняшней властью. В нем переучивают противного мажора, люди приходят к исполнению консервативных ценностей — все это очень близко официальному властному дискурсу.

В этом плане мы тоже попали в какие-то настроения. Если справедливости в жизни нет, то пусть она хотя бы в кино будет. Зрителям важно было посмеяться над этим зажравшимся мажором и почувствовать себя выше него. Там очень много построено на том, что он недалекий. А мы-то знаем… Мы, зрители, мы бы там точно раскололи всю эту операцию, а он не догадался, смешно же. Дурак… Очень много юмора на этом построено. Тоже фактор: зритель почувствовал себя выше и лучше.

«Если бы я мог, тоже не брал бы деньги у государства». Интервью с Климом Шипенко — самым кассовым режиссером России (фото 3)
«Холоп»

Как ты относишься к тому, чтобы брать государственные деньги? Если ты берешь деньги у тоталитарного государства, как утверждается в «Тексте», то формально производишь его культуру.

Я думаю, что в идеальном мире, в работающей индустрии, когда у нас больше кинотеатров, больше средств и возможностей продвигать свои фильмы, конечно, можно этого и не делать. Если бы мог, я бы тоже не брал деньги у государства. Но это невозможно в нашей индустрии, которая еще пока не окрепла. В Америке нет господдержки, но там индустрия сто лет развивается. А нам с господдержкой и то непросто, все перебиваются, а без неё я не представляю, как было бы. Если бы мне сказали: «Отменишь господдержку или пусть получают?» Если бы я ориентировался на себя, я бы сказал, что могу отменить, но я понимаю, что тогда не будет фестиваля «Кинотавр», потому что его программу нечем будет заполнить.

То есть, по-твоему, можно брать деньги у государства, если можешь делать что-то оригинальное и крутое на эти деньги?

Да. Я, например, понимаю, что без государственных денег мой фильм про последние дни жизни Есенина делать рискованно, потому что неоднозначно, что он будет коммерчески успешен. Я не могу сказать инвесторам, что он заработает миллиард, потому что не знаю этого. Когда есть господдержка, это уже подстраховка, значит, нужно будет не такой бюджет окупать, а в полтора раза меньше, это дает уверенность продюсерам и инвесторам.

«Текст» после проката перешел на независимую платформу «Старт». Многие ли его там посмотрели?

На «Старте» такая же система, как и у всех платформ: ты можешь бесплатно подписаться на какое-то время. Я знаю, что там смотрели «Текст» сотни тысяч. Вопрос, в какой период времени.

«Если бы я мог, тоже не брал бы деньги у государства». Интервью с Климом Шипенко — самым кассовым режиссером России (фото 4)
«Текст»

А насколько по-твоему вообще возможен российский аналог Netflix, когда все приспособлены к торрентам?

Это вопрос воспитания сознательных граждан. Чем больше будет контроля над торрентами, чем меньше будет фильмов в бесплатном доступе, тем быстрее будут развиваться, соответственно, такие платформы. Зрителю нужно объяснить, что Netflix, например, имеет возможность производить фильмы вроде «Ирландца» и «Ромы», потому что у них громадная база, миллиард в месяц. И они позволяют инвестировать эту прибыль в контент для пользователя, чтобы он продолжал платить свои 12 долларов каждый месяц. А если в России человек поймет, что он, заплатив триста рублей в месяц, инвестирует в фильм, который через год посмотрит, и есть шанс, что фильм будет крутой, тогда, может быть, платформы будут развиваться стремительнее. Например, я купил подписку на «Дождь». Я мог её не покупать, так, посмотреть в интернете программы какие-то интересные. Это не значит, что я его смотрю постоянно, бывает, не смотрю месяц. Но я знаю, что люди стараются, вкладывают свои силы и деньги, не избалованы рекламами и так далее, и просто хочу их поддержать. То есть если люди поймут, что они свои деньги отдают, чтобы потом что-то взамен получить, то дела пойдут в гору. Надо, чтобы им кто-то объяснил эту схему, это важно.

Расскажи про свой фильм, снятый в проекте «кино — #этомое». Что тебя заинтересовало в формате вертикальной съёмки?

Я хотел попробовать поработать в этом формате. Я вообще снимал этот фильм в двух вариантах. Он выйдет на тех же «Старте» и Okko в горизонтальном формате, а в Okko.Move — в вертикальном. Я подумал, у меня есть история, которая сработает и там, и там, и я её могу снять. Такое применимо не ко всем историям, но эта конкретная короткометражка идеально подходила к обоим форматам.

«Если бы я мог, тоже не брал бы деньги у государства». Интервью с Климом Шипенко — самым кассовым режиссером России (фото 5)
«Холоп»

А в чём тогда заключается художественное различие между этими версиями «Сверхчеловека»?

Это практически монофильм с Федором Сергеевичем Бондарчуком, который читает семиминутный монолог из пьесы Джорджа Бернарда Шоу «Человек и сверхчеловек». Суть этого произведения в том, что могущество человека измеряется в его способности к разрушению. Текст не был изменен, видно, что он старый, но смысл абсолютно сегодняшний, его мог бы кто-то прочитать в эфире как манифест. Мне кажется, на этом материале можно построить веб-сериал, история готова развиваться дальше. Тем более что в пьесе есть и другие монологи.

Мы обсуждаем сейчас Netflix, «Старт», Okko — платформы, которые ассоциируются с сериалами. Тебе было бы интересно сделать авторский сериал?

Да, почему нет? Я с удовольствием смотрю сериалы и могу представить, что какой-то из них я делаю. Сейчас разрабатывается несколько сериалов, и предполагается, что я буду их снимать. С сериалами всегда стоит вопрос бюджета: продюсеры хотят того же качества, как на HBO, при этом у них бюджеты, которых и на одну серию не хватит. Когда я с ними разговаривал, я понимал, что есть дисконнект; я-то знаю, как снимаются те сериалы, я знаю, сколько это стоит, а у них амбиции были те, а возможностей… Тут одним талантом не обойдешься.

«Если бы я мог, тоже не брал бы деньги у государства». Интервью с Климом Шипенко — самым кассовым режиссером России (фото 6)
Клим Шипенков на съемках короткометражки «Сверхчеловек»

Сейчас возможностей становится больше?

Возможностей становится больше, снимать становится легче, графика становится дешевле. Хотя «Игру престолов», конечно, не снимешь. У нас все пропорционально, это рынок. Есть платформа, а есть канал, там понимают, что есть некоторое количество подписчиков, с которых канал получает прибыль. Значит, у него есть возможность вкладывать больше денег и получать от авторов более качественный продукт и, соответственно, привлекать больше подписчиков. У нас должна произойти та же схема, как на Netflix. Чем больше у каналов будет прибыли, тем они больше смогут позволить реинвестировать эту прибыль, делать качественные сериалы. Если говорить про бизнес, он работает таким образом. Меценатство — очень редкая вещь. На меценатство нельзя рассчитывать. Все мы знаем историю про то, как один меценат влюбился в одного конкретного автора, автору повезло, и он 12 лет снимал проект, не думая о деньгах. Но рассчитывать на меценатов для режиссера то же самое, что играть в лотерею.

Объявили, что ты снимаешь фильм «Декабрь» о последних днях жизни Есенина. Давно появилась эта идея?

Я очень давно хотел сделать о нем кино. Смерть Есенина — это тайна, покрытая мраком, это тянет на убийство Кеннеди. И где фильм про это? Почему его нет? В Америке давно бы уже сделали десять. Сериал меня не устраивал, поэтому я решил сделать свой фильм. Мы начали придумывать историю вместе с отцом (Алексей Шипенко, один из сценаристов «Родины» Петра Буслова. — Прим. BURO.), писали и переписывали.

«Если бы я мог, тоже не брал бы деньги у государства». Интервью с Климом Шипенко — самым кассовым режиссером России (фото 9)
Федор Бондарчук — главный и единственный герой «Сверхчеловека». Увидеть его можно будет с 11 марта

Какой версии смерти Есенина вы придерживаетесь?

Я уверен, что его грохнули. Если смотреть фотографии (посмертные), там совершенно очевидны признаки насильственной смерти, череп проломлен и т. д. Единственное, может, не надо спойлерить это.

Кто в этом фильме Есенин? Символ славянской культуры, противоборец советского режима?

В этой истории я не буду объяснять, почему он такой крутой. Презентация будет основана только на том, что это дико любимый людьми человек, который написал антисоветский текст и на которого сфабриковали 12 уголовных дел, и совершенно очевидно, что они ищут, как его грохнуть. Нельзя забывать, что советская власть тогда все-таки была неустоявшейся, был красный террор. А Есенин понимает, что круг сжимается, такой архетипический фильм-побег.

Во многом как и «Текст»?

Во многом да.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7