
«Я хотел, чтобы это была и мыльная опера, и что-то такое, на что нельзя навесить ярлык»: почему все говорят об «Эмилии Перес» Жака Одиара
В Каннах и Лос-Анджелесе все говорят об «Эмилии Перес» — новом фильме Жака Одиара, который изначально задумывался как оперное либретто, а стал одним из главных призеров фестиваля и забрал четыре статуэтки «Золотого глобуса», в том числе в номинации «Лучший фильм — комедия или мюзикл». Разбираемся, почему эта работа — культурный меридиан, отражающий положение дел в современном мире.

Необычная концепция и сюжетный поворот
Главное, что нужно знать об «Эмилии Перес», — этот фильм не для всех. На сайте Rotten Tomatoes весьма полярные отзывы — от восторженно-восхваляющих до недоумения, как картина вообще вышла в прокат. Диапазон мнений настолько же всеобъемлющий, как и сюжет, где нашлось место и для фавел Мехико, и для вопросов самоидентичности (гендерной и моральной), и для фантастически больших денег, и для костюмов креативного директора Saint Laurent Энтони Ваккарелло, и для песен в кабинете пластического хирурга в Тель-Авиве. Главный лид-магнит повествования — Эмилия Перес (Карла София Гаскон). Она с детства ощущает себя не на своем месте, но до сознательного возраста оттягивает момент принятия финального решения о переходе к своему настоящему «я». И все не так просто, ведь надо решить, как будет функционировать без ее присутствия картель, как наиболее безболезненно попрощаться с ничего не подозревающей семьей и что делать в новой жизни. Для решения этих и тысячи других дел и вопросов Эмилия нанимает Риту Мора Кастро (Зои Салдана), ранее работающую на коррумпированного юриста, и сулит значительный гонорар, который поможет изменить ее собственную жизнь.


Кадр из фильма «Эмилия Перес»
У каждого своя история

«Эмилия Перес» отличается от обычных драм про поиск смысла жизни. Вместо того чтобы просто следовать классической модели героини, которую ожидают внутренние переживания и взросление, фильм предлагает не самые очевидные повороты. Не останавливаясь при этом только на одном инструменте повествования — от мастерски срежиссированной и интимной, заполняющей все пространство хореографии в постановке бельгийца Дамьена Жале до невероятной операторской работы Поля Гийома. Благодаря кропотливой работе съемочной команды зритель погружен в атмосферу, где реальность и фантазия переплетаются, и это наводит на мысли, что на самом деле важно в жизни. Картина исследует глубокие философские вопросы — природу человеческого счастья, самопознание, возможности нового старта.


Кадр из фильма «Эмилия Перес»

Фильм рассказывает историю не одной женщины, а сразу нескольких — адвоката Риты Мора Кастро, самой Эмилии и Джесси (Селена Гомес), которая становится в некоем смысле заложницей ситуации, но также пытается найти свой путь. Непривычно видеть Гомес в роли жены наркобарона, особенно если держать в голове ее образ из сериала «Танцевальная лихорадка» (2010–2013). Второстепенные персонажи — друзья и близкие героини — обладают собственной уникальной историей, своими проблемами и мечтами.

Кадр из фильма «Эмилия Перес»
Эстетика и визуальный стиль

Режиссер смог собрать различные метафоры и образы в один видеоряд и продумал каждый кадр до мелочей. По сюжету расставлены визуальные подсказки — цветовая гамма ленты тоже становится своего рода рассказчиком.
В «Эмилии Перес» а капелла от наркобарона о трудностях морального выбора соседствует с быстрой последовательностью событий и динамикой. В фильме много красок, бандитских разборок и звуков — не зря же изначально это было оперное либретто. Гораздо проще представить себе эту историю на сцене, чем на экране, и создатели картины это понимают, подчеркивая театральность с помощью поставленных номеров в пиковые моменты сюжета.


Кадр из фильма «Эмилия Перес»
«Чебурашка», 2023

Одиар вообще неравнодушен к историям аутсайдеров, особенно если речь о криминале. Например, действие действие его фильма «Пророк» (2010) происходит в тюрьме. Ему нравится погружаться в жанры и выходить из них играючи, а иногда и подрывая их конвенции. От грубого криминального триллера до блестящей мыльной оперы и мелодрамы в стиле Альмодовара, где все связано с интерлюдиями, песнями и танцами, — такое обильное количество тональностей стало возможным передать благодаря приемам из множества жанров.

Кадры из фильма «Эмилия Перес»
Глубокие философские и психологические мотивы
На первый взгляд, фильм работает с понятными темами: любовь, одиночество, стремление к самореализации. Но кроме этого Одиар тонко исследует природу настоящего счастья, поиск собственного жизненного пути и сил, которые помогут преодолеть любые трудности.
Одна из главных идей картины — непростые отношения человека с внешним миром, где не всегда получается оставаться собой и при этом ничем не жертвовать. Эмилия сталкивается с внутренними конфликтами, не может найти место в обществе и сомневается в своих силах. Ее жизнь оказывается на грани больших перемен, и, следовательно, каждый выбор становится важным и весомым. Лента затрагивает вопросы, насколько важны привязанности, какие цели мы ставим перед собой и насколько порой трудно понять, что именно нам нужно.

Кадр из фильма «Эмилия Перес»

Звуковое оформление и музыка
Музыку для фильма написали композитор Клеман Дюколь и французская певица Камий, и им удалось добиться необходимого эффекта погружения в атмосферу. Каждый музыкальный номер, каждая песня и даже фоновый звук придают кадру объем, пространство и энергию. Музыкальные сцены Селены Гомес в этом смысле тоже смотрятся необычно, особенно для тех, кто привык видеть в ней лишь поп-артистку.
Фильм «Эмилия Перес» — произведение, которое невозможно просто «посмотреть». Здесь нет однозначных ответов, но есть вопросы, которые, возможно, станут поводом для размышлений в будущем. Искренность, глубина, эстетическая выразительность и мастерски подобранный саундтрек — все это делает картину не просто интересным времяпрепровождением, а настоящим показательным примером того, каким может быть современное кино.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7