Поиск

«Я хотел, чтобы это была и мыльная опера, и что-то такое, на что нельзя навесить ярлык»: почему все говорят об «Эмилии Перес» Жака Одиара

«Я хотел, чтобы это была и мыльная опера, и что-то такое, на что нельзя навесить ярлык»: почему все говорят об «Эмилии Перес» Жака Одиара

Текст: Софа Филимонова

T

В Каннах и Лос-Анджелесе все говорят об «Эмилии Перес» — новом фильме Жака Одиара, который изначально задумывался как оперное либретто, а стал одним из главных призеров фестиваля и забрал четыре статуэтки «Золотого глобуса», в том числе в номинации «Лучший фильм — комедия или мюзикл». Разбираемся, почему эта работа — культурный меридиан, отражающий положение дел в современном мире.

«Я хотел, чтобы это была и мыльная опера, и что-то такое, на что нельзя навесить ярлык»: почему все говорят об «Эмилии Перес» Жака Одиара (фото 1)

Необычная концепция и сюжетный поворот

Главное, что нужно знать об «Эмилии Перес», — этот фильм не для всех. На сайте Rotten Tomatoes весьма полярные отзывы — от восторженно-восхваляющих до недоумения, как картина вообще вышла в прокат. Диапазон мнений настолько же всеобъемлющий, как и сюжет, где нашлось место и для фавел Мехико, и для вопросов самоидентичности (гендерной и моральной), и для фантастически больших денег, и для костюмов креативного директора Saint Laurent Энтони Ваккарелло, и для песен в кабинете пластического хирурга в Тель-Авиве. Главный лид-магнит повествования — Эмилия Перес (Карла София Гаскон). Она с детства ощущает себя не на своем месте, но до сознательного возраста оттягивает момент принятия финального решения о переходе к своему настоящему «я». И все не так просто, ведь надо решить, как будет функционировать без ее присутствия картель, как наиболее безболезненно попрощаться с ничего не подозревающей семьей и что делать в новой жизни. Для решения этих и тысячи других дел и вопросов Эмилия нанимает Риту Мора Кастро (Зои Салдана), ранее работающую на коррумпированного юриста, и сулит значительный гонорар, который поможет изменить ее собственную жизнь.

«Я хотел, чтобы это была и мыльная опера, и что-то такое, на что нельзя навесить ярлык»: почему все говорят об «Эмилии Перес» Жака Одиара (фото 2)
«Я хотел, чтобы это была и мыльная опера, и что-то такое, на что нельзя навесить ярлык»: почему все говорят об «Эмилии Перес» Жака Одиара (фото 3)

Кадр из фильма «Эмилия Перес»

У каждого своя история

«Я хотел, чтобы это была и мыльная опера, и что-то такое, на что нельзя навесить ярлык»: почему все говорят об «Эмилии Перес» Жака Одиара (фото 4)

«Эмилия Перес» отличается от обычных драм про поиск смысла жизни. Вместо того чтобы просто следовать классической модели героини, которую ожидают внутренние переживания и взросление, фильм предлагает не самые очевидные повороты. Не останавливаясь при этом только на одном инструменте повествования — от мастерски срежиссированной и интимной, заполняющей все пространство хореографии в постановке бельгийца Дамьена Жале до невероятной операторской работы Поля Гийома. Благодаря кропотливой работе съемочной команды зритель погружен в атмосферу, где реальность и фантазия переплетаются, и это наводит на мысли, что на самом деле важно в жизни. Картина исследует глубокие философские вопросы — природу человеческого счастья, самопознание, возможности нового старта. 

«Я хотел, чтобы это была и мыльная опера, и что-то такое, на что нельзя навесить ярлык»: почему все говорят об «Эмилии Перес» Жака Одиара (фото 5)
«Я хотел, чтобы это была и мыльная опера, и что-то такое, на что нельзя навесить ярлык»: почему все говорят об «Эмилии Перес» Жака Одиара (фото 6)

Кадр из фильма «Эмилия Перес»

«Я хотел, чтобы это была и мыльная опера, и что-то такое, на что нельзя навесить ярлык»: почему все говорят об «Эмилии Перес» Жака Одиара (фото 7)

Фильм рассказывает историю не одной женщины, а сразу нескольких — адвоката Риты Мора Кастро, самой Эмилии и Джесси (Селена Гомес), которая становится в некоем смысле заложницей ситуации, но также пытается найти свой путь. Непривычно видеть Гомес в роли жены наркобарона, особенно если держать в голове ее образ из сериала «Танцевальная лихорадка» (2010–2013). Второстепенные персонажи — друзья и близкие героини — обладают собственной уникальной историей, своими проблемами и мечтами.

«Я хотел, чтобы это была и мыльная опера, и что-то такое, на что нельзя навесить ярлык»: почему все говорят об «Эмилии Перес» Жака Одиара (фото 8)

Кадр из фильма «Эмилия Перес»

Эстетика и визуальный стиль

«Я хотел, чтобы это была и мыльная опера, и что-то такое, на что нельзя навесить ярлык»: почему все говорят об «Эмилии Перес» Жака Одиара (фото 9)

Режиссер смог собрать различные метафоры и образы в один видеоряд и продумал каждый кадр до мелочей. По сюжету расставлены визуальные подсказки — цветовая гамма ленты тоже становится своего рода рассказчиком.

В «Эмилии Перес» а капелла от наркобарона о трудностях морального выбора соседствует с быстрой последовательностью событий и динамикой. В фильме много красок, бандитских разборок и звуков — не зря же изначально это было оперное либретто. Гораздо проще представить себе эту историю на сцене, чем на экране, и создатели картины это понимают, подчеркивая театральность с помощью поставленных номеров в пиковые моменты сюжета.


«Я хотел, чтобы это была и мыльная опера, и что-то такое, на что нельзя навесить ярлык»: почему все говорят об «Эмилии Перес» Жака Одиара (фото 10)
«Я хотел, чтобы это была и мыльная опера, и что-то такое, на что нельзя навесить ярлык»: почему все говорят об «Эмилии Перес» Жака Одиара (фото 11)

Кадр из фильма «Эмилия Перес»

«Чебурашка», 2023


«Я хотел, чтобы это была и мыльная опера, и что-то такое, на что нельзя навесить ярлык»: почему все говорят об «Эмилии Перес» Жака Одиара (фото 12)

Одиар вообще неравнодушен к историям аутсайдеров, особенно если речь о криминале. Например, действие действие его фильма «Пророк» (2010) происходит в тюрьме. Ему нравится погружаться в жанры и выходить из них играючи, а иногда и подрывая их конвенции. От грубого криминального триллера до блестящей мыльной оперы и мелодрамы в стиле Альмодовара, где все связано с интерлюдиями, песнями и танцами, — такое обильное количество тональностей стало возможным передать благодаря приемам из множества жанров.

«Я хотел, чтобы это была и мыльная опера, и что-то такое, на что нельзя навесить ярлык»: почему все говорят об «Эмилии Перес» Жака Одиара (фото 13)

Кадры из фильма «Эмилия Перес»

Глубокие философские и психологические мотивы

На первый взгляд, фильм работает с понятными темами: любовь, одиночество, стремление к самореализации. Но кроме этого Одиар тонко исследует природу настоящего счастья, поиск собственного жизненного пути и сил, которые помогут преодолеть любые трудности.

Одна из главных идей картины — непростые отношения человека с внешним миром, где не всегда получается оставаться собой и при этом ничем не жертвовать. Эмилия сталкивается с внутренними конфликтами, не может найти место в обществе и сомневается в своих силах. Ее жизнь оказывается на грани больших перемен, и, следовательно, каждый выбор становится важным и весомым. Лента затрагивает вопросы, насколько важны привязанности, какие цели мы ставим перед собой и насколько порой трудно понять, что именно нам нужно.


«Я хотел, чтобы это была и мыльная опера, и что-то такое, на что нельзя навесить ярлык»: почему все говорят об «Эмилии Перес» Жака Одиара (фото 14)

Кадр из фильма «Эмилия Перес»

«Я хотел, чтобы это была и мыльная опера, и что-то такое, на что нельзя навесить ярлык»: почему все говорят об «Эмилии Перес» Жака Одиара (фото 15)

Звуковое оформление и музыка

Музыку для фильма написали композитор Клеман Дюколь и французская певица Камий, и им удалось добиться необходимого эффекта погружения в атмосферу. Каждый музыкальный номер, каждая песня и даже фоновый звук придают кадру объем, пространство и энергию. Музыкальные сцены Селены Гомес в этом смысле тоже смотрятся необычно, особенно для тех, кто привык видеть в ней лишь поп-артистку.

Фильм «Эмилия Перес» — произведение, которое невозможно просто «посмотреть». Здесь нет однозначных ответов, но есть вопросы, которые, возможно, станут поводом для размышлений в будущем. Искренность, глубина, эстетическая выразительность и мастерски подобранный саундтрек — все это делает картину не просто интересным времяпрепровождением, а настоящим показательным примером того, каким может быть современное кино.


false
767
1300
false
false
true
{"width":960,"column_width":122,"columns_n":6,"gutter":45,"margin":0,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7