Искусство зрителя: как в эпоху «клиповости» научиться смотреть авторское кино
В эпоху клипового мышления людям становится все тяжелее смотреть авторские фильмы с их неспешностью, многослойными метафорами и запутанным сюжетом. Как в наше время научиться получать удовольствие от сложного искусства, рассказывает академический руководитель программы «Современное искусство» Школы дизайна НИУ ВШЭ Александра Першеева. А заодно рекомендует пять лент, обязательных к просмотру.

Александра Першеева
Академический руководитель программы «Современное искусство» Школы дизайна НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения, режиссер и видеохудожница
Авторское кино по праву считается одним из важнейших достояний современной культуры, но при этом нужно признать, что его сложно смотреть — и с течением времени новым поколениям становится только сложнее. Фильмы, которые сняли Андрей Тарковский, Микеланджело Антониони, Шанталь Акерман, Нури Бильге Джейлан или Цай Минлян, создают особую атмосферу, в которой время замедляется, а метафоры раскрываются с удивительной силой. Режиссеры требуют от зрителя внутренней (эмоциональной и интеллектуальной) работы. Но способны ли современные люди полностью погрузиться в смыслы? В потоке непрекращающегося информационного шума новостей, коротких видео в социальных сетях, рабочих звонков и рекламы мозг адаптировался к постоянной смене стимулов и быстрому дофаминовому отклику. «Медленное» кино, напротив, предполагает поиск сил на замедление и фокусировку на нюансах. Важно отметить, что не всякое авторское кино «медленное». Картина может быть многослойной и держать в напряжении, как «Любовное настроение» и «Падшие ангелы» Вонга Кар-Вая, и разворачиваться в бодром темпе, как фильмы Дэнни Бойла или братьев Сафди, при этом оставаясь глубоко личным высказыванием. Бесспорно то, что авторское кино всегда сложное — как для восприятия, так и для понимания.

Источник: «Кинопоиск»

Источник: «Кинопоиск»

При просмотре ленты, где нет стремительного действия и очевидных сюжетных поворотов, у зрителя возникает естественное желание промотать, отвлечься на телефон, поставить на скорость х2 или попросту переключить фильм. Но разве о важных вещах можно рассказать визуальной скороговоркой?
Мир кино можно представить как систему из двух полюсов, где на одном конце развлекательный жанровый кинематограф, а на другом — авторский. Блокбастеры, хорроры, приключения и другие развлекательные форматы дают зрителю возможность на время отвлечься от реальности, переключить внимание, пережить яркие эмоции и почувствовать облегчение от того, что справедливость восторжествовала (хотя бы на экране). На каждый вопрос жанровая картина предлагает понятный ответ (иногда уже на уровне трейлера). Авторское кино, напротив, не столько дает ответы, сколько заостряет вопросы, побуждает к рефлексии и поиску личностных смыслов, собственных идей.

Источник: IMDb

Источник: IMDb

Источник: IMDb

Источник: IMDb
При этом сознательная практика просмотра сложного кино (особенно в фильмов с неспешным действием) приносит ощутимую психологическую пользу, выступая своего рода антиподом клипового мышления. Она тренирует «мышцу» внимания, помогая сконцентрироваться на одном объекте в течение продолжительного времени, — в эпоху многозадачности это ценнейшая способность.

Кроме того, такое кино усиливает эмоциональный интеллект, потому что дает возможность проживать сложные, неоднозначные чувства, которые нельзя легко категоризировать. Как отмечает Пол Шредер в книге «Трансцендентальный стиль в кино», материал о которой есть в журнале Art & Design 2025, через замедление и внимание к внутреннему миру героя кино «способно говорить о духовном поиске и переживании трансцендентного». Умение смотреть и анализировать сложные для восприятия кинокартины связано с терпением и эмпатией, оно позволяет глубже понимать мотивы и обстоятельства — как героев на экране, так и людей в реальной жизни.

Источник: IMDb

Источник: IMDb

Источник: IMDb

Источник: IMDb

Чтобы начать понимать сложное кино, можно воспользоваться инструкцией. Нужна не сила воли, а осознанный подход и правильные условия.
- Выделите специальное время для просмотра, когда ничто не будет отвлекать. Выключите свет и уберите смартфон подальше, чтобы минимизировать внешние факторы и воссоздать атмосферу кинозала.
- Заранее смените фокус ожиданий. Вместо того чтобы ждать, «чем все закончится», попробуйте во время просмотра спрашивать: «Что я сейчас чувствую?», «Почему кадр построен именно так?», «Какую атмосферу создает этот звук?» и так далее.
- Активно наблюдайте за языком кино — светом, композицией, монтажом — и анализируйте его. Важно понять, что это такие же полноправные средства выразительности, как и сюжет.
- После сеанса закрепите опыт, сформулировав несколько ключевых вопросов. А интеллектуальное послевкусие и мысли, которые оставил после себя фильм, обсудите с друзьями или семьей.
- Попробуйте на один из просмотров сходить в кинотеатр или киноклуб. Картина воспринимается иначе, если смотреть ее в компании (даже если это незнакомцы в затемненном зале).
- Почитайте отзывы киноманов о ленте: возможно, они покажут те грани, которые не открылись после первого просмотра. В таком случае обязательно захочется пересмотреть его свежим взглядом.
Стоит признать, что сложные фильмы нужны не всем и не всегда, и это нормально. Важно помнить, что искусство, в том числе кино, не должно превращаться в инструмент насилия над собой или в способ культурного самоутверждения. Если лента вызывает только отторжение и скуку, возможно, она просто не резонирует с вами в данный момент. В поле авторского кинематографа есть невероятное разнообразие — от социальных драм до абсурдных комедий, — и можно найти то, что подойдет именно. Феллини или новая волна? Братья Коэн или Балабанов? Фильм о любви или о предназначении? В основе интереса к такому кино лежит глубинная потребность в осмысленных историях и духовной пище, которую не способен дать развлекательный контент на скорости х2.
По-хорошему медленная, продуманная и содержательная картина может стать инструментом для самопознания и источником трансформирующих, а не сиюминутных переживаний. В конечном счете, развитие навыка «смотрения» — это не про снобизм кинокритиков, а про тренировку внимания в перенасыщенном информацией мире и про расширение горизонтов своего внутреннего мира. Замедлитесь — и кино сможет подарить вам новый взгляд на мир.
5 ФИЛЬМОВ, С КОТОРЫХ ЛУЧШЕ НАЧИНАТЬ ЗНАКОМСТВО С АВТОРСКИМ КИНО
«ШВЕДСКАЯ ИСТОРИЯ ЛЮБВИ»

реж. Рой Андерссон (1970)
Андерссон известен благодаря фильмам с нарочито замедленным действием и абсурдистским сюжетом, его герои бессмысленно блуждают в мире погасших красок. Но «Шведская история любви» кардинально отличается от других работ. Лента рассказывает историю самопознания и влюбленности двух подростков, которые не выражают свое состояние словами, а просто проживают его — и мы вместе с ними. Это тоже медленное, но легкое и нежное кино. По ощущению, которое оно после себя оставляет, оно немного похоже на «Вам и не снилось» Ильи Фрэза.
«ФРАНЦУЗСКИЙ ВЕСТНИК. ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ "ЛИБЕРТИ. КАНЗАС ИВНИНГ САН"»

реж. Уэс Андерсон (2020)
Кадры выстроены как по линейке, цветовая гамма — из модных журналов 1960-х, герои действуют в предлагаемых обстоятельствах так, как делали бы это куклы в кукольном домике. Фильмы Уэса Андерсона можно узнать с первых секунд, а в этой картине его специфическая театральность накладывается на события «Красного мая» 1968 года. Можно счесть эту ленту едким комментарием в адрес публичных интеллектуалов, а можно просто получить удовольствие от просмотра.
«ВКУС ВИШНИ»

реж. Аббас Киаростами (1997)
Один из столпов авторского кино Ирана и один из главных его фильмов. Мы не знаем, кто наш герой и почему он хочет провести ночь в вырытой для себя могиле, знаем только, что он находится в поиске помощника, который в определенный час позовет его и поможет выбраться — или засыплет землей. На протяжении ленты персонаж подвозит разных людей и ищет среди них того, кто ему нужен, а зритель слушает их размышления о том, для чего стоит жить.
«МЕРТВЕЦ»

реж. Джим Джармуш (1995)
Молодой Джонни Депп в роли обреченного юноши, который ходит с пулей в сердце и пытается найти хоть какой-то смысл в происходящем вокруг. Путешествие неприкаянной души — любимый мотив Джармуша. В этой картине много зашифрованных символов и исторических отсылок (чего стоит одно имя героя — Уильям Блейк). Здесь минималистичный черно-белый визуальный ряд и завораживающий саундтрек Нила Янга.
«СТАЛКЕР»

реж. Андрей Тарковский (1979)
Когда спрашивают: «Какой фильм вы взяли бы с собой на необитаемый остров?» — думаю именно о нем. Загадочное пространство Зоны и трое путников, которые пытаются обойти все ловушки и добраться до комнаты, где исполняется заветное желание. Здесь не ходят прямым путем, тропинки петляют и возникает ощущение, будто само время перестало быть линейным. Этот фильм покажется непривычно долгим, а когда закончится — возникнет мысль: «Неужели это все?». Картина, к которой хочется возвращаться.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7