Поиск

Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет

Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет

Текст: Анна Филиппова

T

Все новое — это старое, но не обязательно хорошо забытое. Адвокатами и заложниками этого закона стали все без исключения крупные киностудии XXI века. Согласно недавнему исследованию с ироничным названием Remake My Day, 91% переснятых фильмов получают более низкие оценки критиков и зрителей, чем оригиналы, и только у 21% сборы больше, чем у оригинала. Почему же тогда возвращение ремейков невозможно остановить? На это есть несколько причин.


1

Первая причина — это ты, зритель. Современный сторителлинг превратился в минное поле, несмотря на видимое послабление законов жанра и стремление к разнообразию. Студии-гиганты теперь соревнуются не только между собой, но и со стриминговыми сервисами, которых только за последний год стало больше на целых два (свои платформы запустили Disney и Apple). Заставить зрителя пойти в кинотеатр все сложнее, и, как показывает практика, рисковать здесь не всегда выгодно — иногда лучше рассказать давно знакомую историю, чем гадать, оценит ли зритель эксперимент, который режиссеру фильма показался гениальной находкой. В конце концов, стремление к повторам заложено в человеческой психике: вспомните, сколько раз в детстве вы пересматривали любимые мультики.


Причина вторая — ревизионизм. Уже упомянутый Disney перед классическими мультиками ставит дисклеймеры об «устаревших культурных стереотипах», «мальчишеские» heist-movies (жанр, где команда соучастников готовит незаконную операцию или аферу, фильм-ограбление) переснимаются практически дословно, только с женскими персонажами (например, «8 подруг Оушена»), а некоторые «классические» фильмы невозможно смотреть в 2019 году просто потому, что рябит в глазах из-за морально устаревших спецэффектов начала CGI-эры.

2

3

Наконец, еще один немаловажный фактор — это так называемый hate watch, «посмотреть, чтобы загнобить». Конечно, можно осуждать Пастернака, и не читав, а можно прочитать и осуждать уже аргументированно, что в век соцсетей особенно ценится. Зачастую невозможно простить ремейк любимого мультика или фильма уже просто за то, что он существует. Зачем покушаться на святое, оскорбляя память сакрального произведения, любимого с детства? По старому-доброму принципу «чтобы победить свой страх, нужно столкнуться с ним», легче посмотреть новодел, убедиться в том, что он не дотягивает до бесценного оригинала, и успокоиться. Киностудия при этом не расстроится, потому что и так получит свои деньги за билет. Удачные ремейки, впрочем, не редкость: два минувших десятилетия это успешно доказали.


 «11 друзей Оушена» («Ocean’s Eleven»)
Режиссер — Стивен Содерберг 
Оригинал — одноименный фильм Льюиса Майлстоуна (1960)

2001

Режиссер Льюис Майлстоун — голливудский тяжеловес, первый в истории обладатель двух премий «Оскар» (первую он получил в 1929 году, когда она была учреждена, вторую — на следующий год). Масштабу режиссера вполне соответствует звездный состав в его «11 друзьях Оушена», включающий Фрэнка Синатру, Дина Мартина и Ширли Маклейн. Сюжет мало чем отличается от фильма 2001 года: бывшие фронтовики решают ограбить сразу пять казино в один день. Используя знания, полученные на фронте, они адаптируют системы безопасности этих заведений так, чтобы те вышли из строя в новогоднюю ночь, пока все радостно поют «Auld Lang Syne», взявшись за руки. Что отдельно стоит отметить, так это яркие, афористичные диалоги в фильме: чего стоит только реплика Беатрис Оушен (Энджи Дикинсон) в ответ на вопрос, что случилось с ее браком: «Он утонул в шампанском».


Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 1)
Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 2)
Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 3)

«11 Друзей Оушена», 2001

«11 Друзей Оушена», 1960

Содерберговские «11 друзей Оушена» — один из главных открывающих фильмов миллениума, мгновенно вошедший в список культовой классики. Каст выглядит как перечень главных лиц десятилетия: Брэд Питт, Джордж Клуни, Мэтт Деймон, Энди Гарсия, Джулия Робертс — все те люди, с которыми мы проведем китчевые нулевые и вступим в рефлексивные десятые. Отдавая дань оригинальному фильму, Содерберг хотел было снимать в черно-белой гамме, но продюсеры отказали режиссеру, ибо бюджет и так был раздут (85 млн долларов). В итоге фильм собрал 450 млн. В 2004-м и 2007-м доснимут еще две части, которые в итоге образуют «Трилогию Оушена», но, как это часто бывает, самой популярной все равно останется первая.

«Рассвет мертвецов» («Dawn of the Dead»)
Режиссер — Зак Снайдер
Оригинал — одноименный фильм
Джорджа Ромеро (1978)


2004

Утро в американском пригороде не станет очередным мирным началом дня, а обернется восстанием зомби. Ремейк 2004 года не так сильно апеллирует к социальной повестке, как фильм 1978 года, зато выглядит гораздо более зрелищным и кровавым: операторы и члены съемочной группы держали перед собой плексигласовые пластины, чтобы их не залило бутафорской кровью. Джордж Ромеро, автор оригинального фильма, положительно встретил картину-дебют Снайдера. Интересно, что оба фильма из 2019 года выглядят ностальгическими, только каждый по-своему: в ремейке Снайдера — бушующие нулевые с их неподражаемой эстетикой и яркими контрастными цветами, в фильме 1978-го — симпатичная ретро-бутафория (зомби с накрашенными белилами лицами напоминают цирковых мимов).


Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 4)
Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 5)

«Рассвет мертвецов», 2004

«Рассвет мертвецов», 1978

«Охотники за привидениями» («Ghostbusters»)
Режиссер — Пол Фиг 
Оригинал — одноименный фильм
Айвана Райтмана (1984) 


2016

Фильм окупился, хотя притянул к себе немало критики за gender flip (так называют картину, переснятую практически по тому же сценарию, что и оригинал, но с главными персонажами-женщинами), но при этом недостаточно политизированный. Феминизм, но в полноги.


Тем не менее главное (и прекрасное) отличие «Охотников» образца 2016 года — это то, что исполнительницы главных ролей — Кейт МакКиннон, Мелисса МакКарти, Кристен Уиг, Лесли Джонс, сценаристы и продюсеры — все люди с комедийным бэкграундом. Так, МакКиннон и Джонс входят (а Уиг долгое время входила) в постоянный состав шоу Saturday Night Live. МакКарти неоднократно появлялась там в качестве приглашенной участницы: вспомните ее великолепные пародии на пресс-секретаря Белого дома Шона Спайсера. Фильм лучше смотреть в оригинале, потому что многие шутки непереводимы — и они действительно хороши. Новые «Охотники» прежде всего — полтора часа дуракаваляния, похожие на один очень большой скетч из SNL. Социальная повестка тут если и возникает, то только в качестве полупрозрачного привидения: так, намекается, что героиня МакКиннон — лесбиянка, хотя внимание на этом не заостряется. Этот же механизм «репрезентации без нажатия на карандаш» заимствует Элизабет Бэнкс для своих «Ангелов Чарли» (2019), где героиня Кристен Стюарт Сабина ведет себя в похожей на МакКиннон эксцентричной манере и не скрывает своей квирности.


Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 6)
Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 7)

«Охотники за привидениями», 2016

Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 8)

«Охотники за привидениями», 1984

2018. «Звезда родилась» («A star is born») Режиссер — Брэдли Купер
Оригинал — одноименный фильм Фрэнка Пирсона (1976), а также мюзикл 1954 года (в главной роли — Джуди Гарланд) и фильм 1937 года (в главной роли — Джанет Гейнор)


2018

В отличие от США в России история про судьбоносную встречу начинающей певицы и рок-звезды на закате карьеры никогда не причислялась к разряду киноклассики, хотя фильм 1976 года с Барбарой Стрейзанд довольно хорошо известен у нас из-за культового статуса исполнительницы главной роли. 


Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 9)
Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 10)

«Звезда родилась», 1976

Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 11)

«Звезда родилась», 2018

«Звезда родилась», 1937

Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 12)

Новая «Звезда родилась» — режиссерский дебют Брэдли Купера и первый большой актерский дебют Леди Гаги, которую до этого мы видели в «Американской истории ужасов». Это уже четвертый отжим истории, которая со временем становится все архаичнее — в конце концов, зачем в наши дни ждать прихода всемогущего продюсера, когда каждый уже сам себе продюсер? Тем не менее ремейк состоялся — не в последнюю очередь за счет яркого саундтрека, спродюсированного Марком Ронсоном. Песня «Shallow» из треклиста к фильму получила «Оскар». Предполагаемый роман между Леди Гагой и Брэдли Купером скорее сослужил фильму плохую службу и отвлек на себя слишком много внимания. На самом деле самое интересное, что там есть — это не химия между Гагой и Купером, а живые съемки концертов, проходившие в один дубль на реальных музыкальных фестивалях типа Coachella и Glastonbury. Виртуозный монтаж, операторская работа: звезда Леди Гаги как большой актрисы, и правда, родилась.


«Звезда родилась», 1954

«Tomb Raider. Лара Крофт»
Режиссер — Роар Утхауг
Оригинал — «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» (2001) и «Лара Крофт: Расхитительница гробниц 2 — Колыбель жизни» (2003) 


2018

Сложно следовать по стопам Анджелины Джоли, потому что априори будешь хуже. Однако шведка Алисия Викандер, исполнительница главной роли в ремейке «Лары Крофт», и не старалась переиграть Энджи: ее магия совершенно в другом. Парадоксальным образом актрисе удалось придать экшн-драме с избитым сюжетом европейский психологизм. Может быть, именно благодаря этому фильм показал себя гораздо лучше в мировом прокате и не так много собрал в США. Викандер — обладательница «Оскара» за роль Герды Вегенер («Девушка из Дании»), а среди других ее запоминающихся образов — Кити в «Анне Карениной» Джо Райта (кстати, еще один ремейк) и Каролина, несчастная супруга сумасшедшего датского короля Кристиана VII в «Королевском романе» Николая Арселя.


Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 13)
Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 14)

«Лара Крофт:
Расхитительница гробниц»,
2001

Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 15)

«Tomb Raider. Лара Крофт», 2018

«Лара Крофт: Расхитительница гробниц 2 — Колыбель жизни», 2003

«Человек-паук: Возвращение домой» («Spider-Man: Homecoming») и «Человек-паук: Вдали от дома» («Spider-Man: Far from Home»)
Оригинал— неисчислимое количество полнометражных фильмов и мультсериалов. Классической трилогией считаются фильмы о Человеке-пауке с Тоби Магуайром и Кирстен Данст в главных ролях.


2017
И
201

Казалось бы, после стольких итераций Человека-паука переизобрести уже нельзя. «С большой силой приходит большая ответственность», баланс между частной жизнью (любовью к Эм Джей) и общественной деятельностью (спасением человечества) чертовски сложно соблюсти, а тут еще начальник-самодур, эмоциональное выгорание и сражение с собственными бесами. Мы знаем Питера Паркера лучше, чем он сам. Мы любим его. Но мы от него устали.


Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 16)
Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 17)

«Человек-паук: Возвращение домой», 2017

Но Питер Паркер в исполнении Тома Холланда — не меланхоличный парень с внешностью официанта (в этом одновременно была и сила, и слабость Магуайра), а эксцентричный подросток-невротик, сочетающий в себе интеллект гика из Кремниевой долины и импульсивность героя-любовника. В качестве объекта его страсти выступает Зендая, секс-символ конца 2010-х, а в качестве противников — не карикатурные монстры и преступники-маргиналы со сломанными носами, а красавчик Джейк Джилленхол.


«Человек-паук: Вдали от дома», 2019

Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 18)

Ремейки с Холландом гораздо более динамичные, здесь меньше пауз и провисаний, а место бесконечной рефлексии Питера-Магуайра заняла слаженная командная работа: в лучших традициях коллективизма 2010-х героизм теперь не удел одиночек, а вопрос хорошо организованного проджект-менеджмента.


«Человек-паук», 2002

«Король лев» («The Lion King»)
Режиссер — Джон Фавро

Оригинал — одноименный анимационный фильм (1994) 
Режиссеры — Роджер Аллерс
и Роб Минкофф 


2019

«Король Лев» 2019 года на самом деле практически ничем не отличается от мультика, рассказавшего нынешним миллениалам о травме потери, кроме графического решения. В фильмах даже совпадают раскадровки (последовательность, длительность и построение кадров), за исключением разве что пары сцен — в частности, «того самого» томного взгляда Налы, когда Симба практически лежит на ней сверху. То ли это случайность, то ли опять орудует новое пуританство.

Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 19)
Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 20)

«Король Лев», 1994

Вообще очень трезвый расчет, если подумать: мы (студия) предлагаем вам (зрителям) то же самое, но не совсем то же самое. К тому же есть люди, патологически не приемлющие рисованные мультики. Теперь могут прийти и они. Гениальная музыка Ханса Циммера и Элтона Джона никуда не делась, она так же заставит вас прослезиться, и не один раз. В саундтрек добавились несколько треков Бейонсе, но катарсисом по-прежнему остается финал, проходящий под «Circle of Life».


«Король Лев», 2019

Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 21)
Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 22)
Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 23)

«Король Лев», 1994

По такому же принципу буквалистской замены анимационной графики компьютерной 12 ноября 2019 года на Disney+ вышел ремейк «Леди и Бродяги», но он не вызвал и малой доли восторгов, которые спровоцировал релиз «Короля Льва». Дело тут даже не в разнице маркетинговых кампаний. Просто это в очередной раз доказывает, что сила этой (и любой другой) истории — в ее уникальной драматургии, а не визуальных трактовках.


«Король Лев», 2019

Как бы мы ни относились к эпидемии ремейков и кризису идей в Голливуде, на протяжении как минимум еще нескольких лет нам придется увидеть немало вариаций на заданную тему: в одном только 2020 году выйдут полнометражный фильм «Мулан», новые «Охотники за привидениями», спин-оффы «Черная вдова», «Чудо-женщина 1984», «Хищные птицы» (история Харли Квинн, которая собирает собственную команду оторв), мультфильм «Скуби-Ду», очередной фильм про Годзиллу («Годзилла против Кинг Конга»), киноадаптация мюзикла «Вестсайдская история» 1957 года, еще один «Доктор Дулитл». Пристегните ремни, поездка будет долгой.


Ремейки — заметная тенденция кино. Вспоминаем самые удачные за 20 лет (фото 24)

«Король Лев», 2019

false
767
1300
false
true
true
{"width":1000,"column_width":65,"columns_n":12,"gutter":20,"line":25}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7