Поиск

\"Паноптикум\" современного искусства

"Паноптикум" современного искусства

В плену иллюзий

Текст: Владимир Гридин

Темы тотального наблюдения, самоидентификации и самоцензуры оказались в центре внимания специального проекта VI Московской биеннале современного искусства — выставки «Паноптикум», кураторами которой стали галерист Елена Комаренко и художница Алена Шаповалова

Архитектурное решение циркульного фойе Дворца культуры МГТУ им. Баумана, в котором до 23 октября расположен «Паноптикум», связало кураторское решение выставки с концепцией идеальной тюрьмы философа Иеремии Бентама. «Паноптикон» основателя утилитаризма находился в цилиндрическом здании со стеклянными стенами и строился на идее наблюдения одного стражника за всеми заключенными. Последние при этом не знали, в какой именно момент за ними наблюдают и существовали в ситуации постоянного самоконтроля.

«Паноптикум» тем не менее не тюрьма, а высказывание о плене иллюзий и представлений о современности и о себе. Направлено это высказывание в первую очередь на 35 000 студентов крупнейшего технического вуза России: работы художников-исследователей должны пробудить в юных инженерах креативность и открытость миру, помочь им ответить на вопрос о собственном месте в нем.

"Паноптикум" современного искусства (фото 1)

«Пространство, в котором видно все» (так с греческого переводится «паноптикум») объединило десять художников. Работа каждого — квинтэссенция его собственного стиля. Неизбежно дробящаяся при таком подходе цельность выставочного проекта вполне укладывается в традиционное представление о паноптикуме как собрании редкостей и диковин.
«12 + 1» — мобиль Дениса Патракеева, посвященный вопросам категории настоящего и ставший результатом его взаимодействия с первоэлементами — солью, землей, светом. Владимир Потапов представлен многослойными живописными работами на прозрачных поверхностях. Игра плоскости и объема в них оказывается достоянием не только живописно мыслящего ума, но и инженерным решением, сродным цифровой метареальности. Тема ответственности художника перед публикой иронично решена в постдиджитальных работах Марины Рагозиной, уводящей в растр известные произведения искусства — от «Происхождения мира» Гюстава Курбе до «Дамы с горностаем» Леонардо да Винчи и «Сельского крестного хода на Пасхе» Василия Перова. Картины Алены Шаповаловой — попытка осмыслить существование человека в цифровой среде, его жизнь в социальных сетях, замаскированную далекими от реальности аватарками.

"Паноптикум" современного искусства (фото 2)

Скульптор Дмитрий Жуков исследует семантику архаических языческих символов и пытается актуализировать их в фундаментальных металлических объектах, кованных из колючей проволоки. Сергей Катран представил объекты, которые сам называет «развлечением для интеллектуалов». Работая на стыке искусства и науки, он придумал инсталляцию «Семечки»: гигантские семена подсолнуха реагируют на движение зрителя вибрациями и звучанием. Созданная в сотрудничестве с композитором-минималистом Владимиром Мартыновым, три года назад работа выставлялась в «Русском музее». Музей-собрание личностей художников становится еще одной — и не самой малозначительной — темой выставки, вошедшей в список специальных проектов VI Биеннале современного искусства.

Выставку можно увидеть во Дворце культуры МГТУ имени Н. Э. Баумана до 23 октября.

"Паноптикум" современного искусства (фото 3)

"Паноптикум" современного искусства (фото 4)