Поиск

\"Паноптикум\" современного искусства

"Паноптикум" современного искусства

В плену иллюзий

Текст: Владимир Гридин


Темы тотального наблюдения, самоидентификации и самоцензуры оказались в центре внимания специального проекта VI Московской биеннале современного искусства — выставки «Паноптикум», кураторами которой стали галерист Елена Комаренко и художница Алена Шаповалова

Архитектурное решение циркульного фойе Дворца культуры МГТУ им. Баумана, в котором до 23 октября расположен «Паноптикум», связало кураторское решение выставки с концепцией идеальной тюрьмы философа Иеремии Бентама. «Паноптикон» основателя утилитаризма находился в цилиндрическом здании со стеклянными стенами и строился на идее наблюдения одного стражника за всеми заключенными. Последние при этом не знали, в какой именно момент за ними наблюдают и существовали в ситуации постоянного самоконтроля.

«Паноптикум» тем не менее не тюрьма, а высказывание о плене иллюзий и представлений о современности и о себе. Направлено это высказывание в первую очередь на 35 000 студентов крупнейшего технического вуза России: работы художников-исследователей должны пробудить в юных инженерах креативность и открытость миру, помочь им ответить на вопрос о собственном месте в нем.

«Пространство, в котором видно все» (так с греческого переводится «паноптикум») объединило десять художников. Работа каждого — квинтэссенция его собственного стиля. Неизбежно дробящаяся при таком подходе цельность выставочного проекта вполне укладывается в традиционное представление о паноптикуме как собрании редкостей и диковин.
«12 + 1» — мобиль Дениса Патракеева, посвященный вопросам категории настоящего и ставший результатом его взаимодействия с первоэлементами — солью, землей, светом. Владимир Потапов представлен многослойными живописными работами на прозрачных поверхностях. Игра плоскости и объема в них оказывается достоянием не только живописно мыслящего ума, но и инженерным решением, сродным цифровой метареальности. Тема ответственности художника перед публикой иронично решена в постдиджитальных работах Марины Рагозиной, уводящей в растр известные произведения искусства — от «Происхождения мира» Гюстава Курбе до «Дамы с горностаем» Леонардо да Винчи и «Сельского крестного хода на Пасхе» Василия Перова. Картины Алены Шаповаловой — попытка осмыслить существование человека в цифровой среде, его жизнь в социальных сетях, замаскированную далекими от реальности аватарками.



Скульптор Дмитрий Жуков исследует семантику архаических языческих символов и пытается актуализировать их в фундаментальных металлических объектах, кованных из колючей проволоки. Сергей Катран представил объекты, которые сам называет «развлечением для интеллектуалов». Работая на стыке искусства и науки, он придумал инсталляцию «Семечки»: гигантские семена подсолнуха реагируют на движение зрителя вибрациями и звучанием. Созданная в сотрудничестве с композитором-минималистом Владимиром Мартыновым, три года назад работа выставлялась в «Русском музее». Музей-собрание личностей художников становится еще одной — и не самой малозначительной — темой выставки, вошедшей в список специальных проектов VI Биеннале современного искусства.

Выставку можно увидеть во Дворце культуры МГТУ имени Н. Э. Баумана до 23 октября.