Поиск

Какие проекты нельзя пропустить на V Московской международной биеннале молодого искусства

Какие проекты нельзя пропустить на V Московской международной биеннале молодого искусства

Не только основной проект, но и параллельные

Текст: Марина Анциперова

V Московская международная биеннале молодого искусства захватила город, в котором проросли выставки и проекты собравшихся со всего мира художников. Рассказываем, какие из них пропустить было бы ошибкой

«Глубоко внутри»: основной проект молодежной биеннале

Где: Трехгорная мануфактура

Когда: до 10 августа

Какие проекты нельзя пропустить на V Московской международной биеннале молодого искусства (фото 1)

С основным проектом много всего в этом году происходит в первый раз: и совершенно не предназначенное для экспозиции пространство (два этажа еще не приведенного в порядок заводского помещения Трехгорки), и молодой куратор, Надим Самман, как следует намудривший с темой выставки: «Глубоко внутри». Молодые художники должны были разобраться с тем, что же происходит в окружающем мире, полном технологий и всевозможных опасностей, от которых хоть и можно бежать на другие планеты, но оказывается сложно спастись от тотального контроля. В описании темы звучали и космос, и атом, и экономика, и социальная повестка дня. В результате среди экспонатов — модель Фукусимы, галерея потерявших память людей, оммаж выставке 0,10 (Кандинского заменяют планы эвакуации) и летающий в космосе мусор.

«Гиперсвязи»: стратегический проект молодежной биеннале 

Где: Московский музей современного искусства (Ермолаевский переулок, 17)

Когда: до 14 августа

Какие проекты нельзя пропустить на V Московской международной биеннале молодого искусства (фото 2)

Выставка от португальского киноведа, куратора и писателя (все в одном) Жуана Лаия удивляет размахом — на откуп ему отдали четыре просторных этажа Ермолаевского. Тема звучала как «Гиперсвязи», снова про связь всего со всем на свете: культуры, человека, человечества, природы и так далее. На поверку выставка вышла зрелищной, с разноцветными фонами и звуковыми эффектами, как признается сам куратор, популярной и, можно даже сказать, слегка с уклоном в фэшн, так что разглядывать ее можно, даже не заботясь об исходной точке сборки. Тем более что объекты здесь подобрались на удивление сентиментальные: чего стоят только растения, которые спят в гамаках в розовом неоновом свете (это работа авторства Адриена Миссики под названием «Реабилитационный центр дикой природы»). 

«Время обоснованных сомнений», стратегический проект молодежной биеннале 

Где: Государственный центр современного искусства 

Когда: до 14 августа 

Какие проекты нельзя пропустить на V Московской международной биеннале молодого искусства (фото 3)

Камерная работа двух молодых итальянских кураторов, Сильвии Франческини и Валерии Манчинелли, как влитая смотрится в пространстве ГЦСИ: с любовью к академическим проектам и выставкам-исследованиям здесь что-то подобное могло бы вырасти органично, как будто и само собой. Тема тоже бьется с заглавной «Глубоко внутри», и кураторы отобрали тех художников, которые проводят в своих работах исследования о границе реального с вымыслом, очищают исторические события от мистификаций политики и СМИ и выстраивают новые связи прошлого и настоящего. Здесь есть работы по всем актуальным вопросам: слежка госорганов, ксенофобия, расизм, фотографии Донбасса и даже школа глухонемых.


«В славном городе Воронеже», специальный проект молодежной биеннале 

Где: центр современного искусства «Винзавод»

Когда: до 31 июля

Какие проекты нельзя пропустить на V Московской международной биеннале молодого искусства (фото 4)

Воронеж за последние десять лет подарил современному искусству добротный набор художников, которых даже принято называть «воронежской волной» экспансии, прежде всего, «новых скучных» во главе с Арсением Жиляевым, живописцем Кириллом Гаршиным и небезынтересно воспевающим реди-мейд концептуалистом Николаем Алексеевым. Выставка «В славном городе Воронеже» оформлена в духе краеведческого музея с микроредакцией вымышленной «Лесной газеты» от Долгова, инсталляцией-бардаком от Горшкова, полетами с инопланетянами от Ножкина и квази arte povera палаткой от Арсения Жиляева. Все это как будто бы уже где-то было и может быть не один раз, но все равно смотрится целостно и, прости господи, задорно.

«Свежая кровь», параллельная программа молодежной биеннале 

Где: центр современного искусства «Винзавод»

Когда: до 31 июля 

Какие проекты нельзя пропустить на V Московской международной биеннале молодого искусства (фото 5)

Вместо того чтобы строить из молодого искусства выставку достижений народного хозяйства, куратор Антонина Баевер устраивает в подвале настоящий рейв — с дым-машиной, диджейскими сетами и иронизирующими на ту же самую тему инсталляциями. Чайный гриб в мече, компьютерная игра за страдающих действующих лиц арт-сферы, вариации на тему селфи и клиники вечной молодости — молодежь рассказывает про молодежь, из чего складывается бодрая альтернатива довлеющей социально-экологической повестке биеннале.

 

«Тегеран. Столица заглавными буквами», параллельная программа молодежной биеннале 

Где: галерея «Триумф»

Когда:  до 24 июля

Какие проекты нельзя пропустить на V Московской международной биеннале молодого искусства (фото 6)

Выставки тегеранских художников с 2000-х определялись политическим нарративом: то это был анализ влияния западных арт-практик, то подборка рефлексирующих на политическую репрессию тем, то деконструкция однозначных схем иранской революции. В выпуске от галереи «Триумф» фокус направлен прежде всего на молодых художников и на их жизнь в разрушенном городе — все они родились после 1979 года и так или иначе осмысляют городские пространства, границы личного и публичного, акцентируют повседневные фотографии, снимают автострады и горы вокруг Тегерана и предлагают скульптуры для площадей.

«Выгодное предложение», параллельная программа молодежной биеннале

Где: Трехгорная мануфактура 

Когда: до 10 августа 

Какие проекты нельзя пропустить на V Московской международной биеннале молодого искусства (фото 7)

Может ли стрит-арт становиться частью биеннале или больших экспозиций, когда он по природе своей спонтанен? Этим вопросом и задается художник Дима Ребус, превративший фасад одного из зданий Трехгорной мануфактуры в Local 100 % extra lean art object — 100 % постный продукт. Свое произведение искусства Ребус упаковал в привычные для города и времени формы — в условиях, когда в магазинах мы бываем по нескольку раз за день, не оценить его иронию будет сложно. К слову, «Выгодное предложение» — не единственный проект галереи Artwin Gallery на биеннале. Также на просторах Трехгорки можно обнаружить работу Полины Канис под названием «Смена». В одноименном видео художница размышляет, как действия — даже не то чтобы значительные — одного героя могут изменить размеренное течение трудовых будней многих, помещая своих персонажей в пространства закрытого музея.