Поиск

Как искусство выживает в кризис и где искать вдохновение? Говорят художницы

Подготовила: Слава Мария Русова

Мы продолжаем серию материалов, в которой люди искусства рассуждают о работе в периоды кризисов и затишья. На этот раз поговорили с тремя женщинами-художницами о вдохновении и переменах к лучшему.


Как искусство выживает в кризис и где искать вдохновение? Говорят художницы (фото 1)

АЛИСА ГУЛКАНЯН

Во все времена меня вдохновляла и вдохновляет природа. Случается, что нужно немного перезарядиться, подумать, тогда я беру билет до своего родного города (Казань), отправляюсь на дачу, что стоит на реке Волге, и созерцаю местные красоты несколько спокойных дней подряд. Такая поездка заряжает меня на несколько месяцев плодотворной работы вперед. Кроме того, у меня есть еще несколько таких «мест силы», все они помогают мне не раскисать и оставаться в творческом тонусе.

При удачном стечении обстоятельств из любого этапа можно извлечь для себя что-то хорошее (в творческом плане, разумеется). Раньше я могла работать исключительно в драматичные эпизоды своей жизни, когда из тебя рвется наружу нечто такое, что ты потом преобразовываешь в объект искусства, наделяя его смыслом. Сейчас же я больше тяготею к спокойствию, оно не расслабляет как раньше, а наоборот, позволяет выдохнуть и не бежать. Думаю, это достаточно индивидуальный вопрос.

Во время локдауна в 2020 году я создала серию работ под названием «Зеркало». Это небольшие зарисовки, сделанные с помощью карманного зеркальца. В отражении зритель видит то, что оказалось за пределами объектива воображаемой камеры, — небо, цветущую яблоню, улиток и настоящий волшебный лес.

Я использовала зеркало как метафору иного измерения пространства. Таким образом, не выходя за пределы своей квартиры, я фантазировала и грезила о разных местах, где не могла оказаться прямо сейчас. С тех пор с зеркалами я не расстаюсь. Это тот инструмент, который помогает мне показать отстраненность и двойственность, а также позволяет погрузиться в любой мир, который только захочу.

Как искусство выживает в кризис и где искать вдохновение? Говорят художницы (фото 2)
Как искусство выживает в кризис и где искать вдохновение? Говорят художницы (фото 3)

Искусство обладает способностью переосмыслять жизнь через новую призму, мощно влияя на общество. При этом меняя взгляды и ценности зрителей по отношению к реальности. Сейчас работы молодых художников все чаще транслируют важные социальные проблемы. Думаю, это может стать катализатором, который окажет значительное влияние на мир. Да и, в принципе, так было всегда.

УВЕРЕНА, ЧТО КАЖДЫЙ ХУДОЖНИК ХОТЕЛ БЫ ИЗМЕНИТЬ МИР К ЛУЧШЕМУ. ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, МНЕ ХОЧЕТСЯ В ЭТО ВЕРИТЬ.

К сожалению, я по натуре очень беспокойный человек. И лично для меня по ощущениям нет особой разницы между работы в спокойной или не очень обстановке. Разве что тревоги и рефлексии больше. А если рассуждать о смыслах, которые обрастают вокруг реалий, то, как мне кажется, тебе либо есть что сказать, либо нет, вне зависимости от того, что происходит вокруг.


Как искусство выживает в кризис и где искать вдохновение? Говорят художницы (фото 4)

ВАРЯ ЩУКА

На работу меня вдохновляет детство, ощущение мира в том состоянии ума. Россия. Наблюдение за миром, за его мелочами, красо́тами, шероховатостями. Кризисные и спокойные времена — это субстанции, которые питают по-разному. Кризис, как общий, так и личный, создан для перерождения. А переродившись, художник стабильно и эффективно работает в спокойное время.

Прошлым летом я сделала серию работ «Счастливое детство». Это терапевтический, необходимый для меня личный проект. Он про те милые места, где мне хорошо и совсем не тревожно. Если расставить эти работы рядом, то можно оказаться в летнем путешествии, хронология которого не важна, а суть его в том, что построить дом для хомяка бывает важнее всего остального.

Как искусство выживает в кризис и где искать вдохновение? Говорят художницы (фото 5)
Как искусство выживает в кризис и где искать вдохновение? Говорят художницы (фото 6)
Как искусство выживает в кризис и где искать вдохновение? Говорят художницы (фото 7)

Как искусство выживает в кризис и где искать вдохновение? Говорят художницы (фото 8)

ДУМАЮ, ЧТО ИСКУССТВО МОЖЕТ МЕНЯТЬ МИР К ЛУЧШЕМУ С ПОМОЩЬЮ МЕХАНИЗМОВ РАДОСТИ. КРАСИВОЕ, ТРОГАТЕЛЬНОЕ, ЧИСТОЕ, ЗАБАВНОЕ — ТАКОЕ ИСКУССТВО МОЖЕТ СТАТЬ НАШИМ МАЛЕНЬКИМ СЕКРЕТОМ, ЛАРЦОМ С ПРЕКРАСНЫМ СОДЕРЖИМЫМ. ОНО ПОМОГАЕТ НАМ СПРАВЛЯТЬСЯ С НЕЗЫБЛЕМЫМ И СЛОЖНЫМ, ДАРЯ СИЛУ, КОТОРАЯ НУЖНА ДЛЯ ПЕРЕМЕН.

Я думаю, что каждый хочет быть частью мира и нести то, что умеет. Таким образом меняя мир, но не всегда к лучшему. В спокойное время мои подходы к работе выглядят стабильно и уверенно. А в кризис это настоящие качели, на которых мои состояния меняются от полного ступора до максимальной эффективности и неутомимости.


Как искусство выживает в кризис и где искать вдохновение? Говорят художницы (фото 9)

АЛИСА ГОРШЕНИНА

На работу меня вдохновляет Урал, поиск национальной идентичности, деревня, в которой я родилась, мое тело и его болезни, детские рисунки и фантазии прошлого, старый личный дневник с подростковой болью. Меня в целом вдохновляет жизнь и все, что она содержит. Иногда банально вдохновляют материалы или просто цвета, атмосфера. Но чаще всего вдохновляют мои же работы, те, что ежедневно окружают меня. За 28 лет своей жизни я обросла искусством. Каждая клеточка моего дома пропитана тем, что я делаю, я создала очень комфортную атмосферу, в которой новые работы появляются естественно, не вымученно, иногда достаточно просто зайти в мастерскую или другую комнату моего дома, и в голове сразу появляется множество новых мыслей. Меня питает мир, что я создала. Так было до 24 февраля, с этого момента все сломалось, и сейчас я медленно начинаю восстанавливать разрушения, при этом не закрывая глаза на реальность.

В спокойное время я больше думаю о визуальной составляющей, о концепции, о том, не глупа ли моя идея, имеет ли она право на существование. Я много думаю. Когда спокойствие рушится, то в работах больше эмоций, я спасаюсь и выговариваюсь через искусство, я не думаю о том, хороша ли моя работа и что о ней подумают люди, я думаю лишь о том, что мне важно сказать через работу. Возможно, это немного топорно, естественно, это не означает, что творческий процесс разделяется на спокойное и неспокойное время и что я всегда действую исходя из вышеописанных моделей поведения, я лишь хотела в общих чертах показать, что моя активность всегда неизменна, меняется лишь подход.

Как искусство выживает в кризис и где искать вдохновение? Говорят художницы (фото 10)
Как искусство выживает в кризис и где искать вдохновение? Говорят художницы (фото 11)
Как искусство выживает в кризис и где искать вдохновение? Говорят художницы (фото 12)

В кризисном контексте я создала очень много работ, начиная с подросткового возраста. Я часто переносила свои переживания из реальной жизни в искусство. Но здесь речь идет о моих личных проблемах. Внешний мир постепенно внедрялся в мир моего искусства, но я, признаться честно, долго держала дистанцию. Мне хотелось, чтобы у меня было свое личное безопасное место. Со временем я поняла, что могу говорить о сложных вещах (которые, к примеру, происходят в мире или моей стране) через искусство. В последние месяцы я создала несколько работ, например, серию «Слышу голоса России». Это работы, которые говорят со зрителями одной простой фразой или словом. Например, словом «мир». Еще есть работы, которые «безопасно» говорят о моих чувствах, все мое искусство будто плачет сейчас. Когда слова забирают, я начинаю говорить на языке чувств. Я бы хотела в это верить, но практика показывает обратное. Если брать искусство России, то здесь скорее можно увидеть много классных художниц и художников, которые много рефлексируют, но не меняют мир. Они отражают время, но не воздействуют на него. Это мое субъективное мнение, возможно, я ошибаюсь, возможно, сужу по себе. Я не чувствую, что меняю мир, возможно, это сложно разглядеть, когда ты находишься в процессе. Думаю, история рассудит.

Я КАК ЧЕЛОВЕК В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, НЕ КАК ХУДОЖНИЦА, ХОЧУ БЫТЬ ПОЛЕЗНОЙ И СДЕЛАТЬ ХОТЬ КАКОЙ-ТО ВКЛАД В БУДУЩЕЕ, НО ПОКА ЧТО У МЕНЯ ПОЛУЧАЕТСЯ ЛИШЬ ПРИВЛЕКАТЬ ВНИМАНИЕ ЛЮДЕЙ К ПРОБЛЕМАМ, НО НЕ РЕШАТЬ ИХ.

Думаю, что историю интереснее проживать, чем изучать. Именно поэтому мой любимый период в истории искусства — сейчас. Я являюсь частью этой истории, пишу ее и пока не знаю, что будет в конце.


Статьи по теме

Подборка Buro 24/7