![Почему нужно сходить на выставку «Авангард. На телеге в XXI век»? Отвечает куратор Музея русского импрессионизма](/thumb/1000x600_5/images/LARINAM/1000x600-28-jan-2022-russian-avantguard-exhibition.gif)
Почему нужно сходить на выставку «Авангард. На телеге в XXI век»? Отвечает куратор Музея русского импрессионизма
С 3 февраля в московском Музее русского импрессионизма можно будет увидеть работы художников-авангардистов, которые почти сто лет находились в Вятской губернии (сегодня — Кировская область). Куратор экспозиции «Авангард. На телеге в XXI век» Анастасия Винокурова рассказала BURO. о самых ярких произведениях и объяснила, почему они были неоправданно забыты на долгие десятилетия.
ИСТОРИЯ
В центре внимания оказываются события начала 1920-х годов — тогда кураторы-энтузиасты Евгений Медведев и Сергей Якимов решили показать народу современное искусство и собрали более 300 экспонатов из городов Вятской губернии. В этот период советская власть активно сотрудничала с художниками авангарда, видя в них мощную силу для продвижения коммунистических идей.
Организаторы планировали показать экспозицию в семи городах, однако успели только в Советске и Яранске. Из-за осенней распутицы и проблем с финансированием картины оставили в Яранском краеведческом музее. Рассчитывали, что лишь до весны. Оказалось, на десятки лет. Так небольшой Яранск стал местом, где долгие годы неопознанными хранились интереснейшие работы русских авангардистов.
![Почему нужно сходить на выставку «Авангард. На телеге в XXI век»? Отвечает куратор Музея русского импрессионизма (фото 1)](/images/2022/01/1643119480940871.jpg)
![Почему нужно сходить на выставку «Авангард. На телеге в XXI век»? Отвечает куратор Музея русского импрессионизма (фото 2)](/images/2022/01/1643125542732372.jpg)
Впервые выставку «Авангард. На телеге в XXI век» показали осенью 2020-го в екатеринбургском «Ельцин-центре»; спустя год, весной, к уже имеющимся картинам добавились работы вятских художников — экспозицию увидели на «исторической родине», в Кирове. Музей русского импрессионизма станет третьей точкой этого непростого, но крайне увлекательного маршрута. «Авангард. На телеге в XXI век» состоит из трех основных разделов: «Реалистическая традиция», «Авангардный поиск» и «Абстрактный метод».
РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Реалистическая традиция в середине XIX века была прогрессивной тенденцией и выступала против академизма и романтизма. Уже в начале ХХ века она подверглась обновлению под влиянием импрессионизма и постимпрессионизма.
Особое место в этом разделе занимают картины Николая Фешина. Многие участники передвижных художественных выставок в Вятской губернии в 1920 и 1921 годах прошли школу Фешина и в своем творчестве были близки его художественной манере. Работы представителей казанской школы живописи — одно из главных нововведений в московской версии выставки: в Екатеринбурге и Кирове они представлены не были.
![Почему нужно сходить на выставку «Авангард. На телеге в XXI век»? Отвечает куратор Музея русского импрессионизма (фото 3)](/images/2022/01/1643119480296667.jpg)
Илья Репин считал Фешина своим лучшим учеником в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств. Влияние Репина проявилось прежде всего в предпочтении жанровой картины и психологического портрета, а также в склонности к импрессионистской и пастозной манере письма.
Самые выдающиеся произведения русского периода были созданы Фешиным в Казани. Одной из таких работ является портрет Ольги Михайловны Ясеневой, приехавшей из Уфы поступать на казанские Высшие женские курсы.
АВАНГАРДНЫЙ ПОИСК
В России в начале ХХ века особую популярность снискали европейские модернистские течения: французские фовизм и сезаннизм, итальянский футуризм и немецкий экспрессионизм. Русские художники знакомились с актуальными образцами современного европейского искусства во многом благодаря частным собраниям Сергея Щукина и Ивана Морозова. Главными иностранными кумирами для них были Анри Матисс, Поль Гоген и Поль Сезанн.
Один из интереснейших экспонатов третьей передвижной выставки — портрет Евгении Киркальди, который изначально задумывался как этюд к масштабному полотну, вошедшему в собрание Третьяковской галереи.
![Почему нужно сходить на выставку «Авангард. На телеге в XXI век»? Отвечает куратор Музея русского импрессионизма (фото 4)](/images/2022/01/164312533264288.jpg)
Лицо Киркальди написано поразительно дерзко, пастозными мазками интенсивно-малинового оттенка, и больше напоминает довольно натуралистично трактованный кусок мяса, чем нежную кожу молодой женщины. Цвет у Машкова, как и у Сезанна, считается главным средством построения формы изображаемых образов и предметов. Здесь же читается также влияние фовиста Матисса с его палитрой открытых тонов и экспрессивными цветовыми комбинациями.
АБСТРАКТНЫЙ МЕТОД
Вклад русской культуры в мировую во многом заключается в открытии абстрактного искусства — это композиции Василия Кандинского, супрематизм Казимира Малевича, цветопись Ольги Розановой и беспредметность Александра Родченко и Варвары Степановой. Именно беспредметное искусство стало самой трудной для восприятия и понимания частью выставки, ее кульминацией. Неслучайно девизом выставки был небольшой плакат со словами «Искусство ХХ века — искусство абстрактных форм».
![Почему нужно сходить на выставку «Авангард. На телеге в XXI век»? Отвечает куратор Музея русского импрессионизма (фото 5)](/images/2022/01/1643119517137203.jpg)
Акварельный эскиз к работе «Красное с черным» относится к московскому периоду творчества Кандинского — он уже активно применяет собственную систему, основанную на трех типах абстрактных картин: «импрессии», «импровизации», «композиции». Разнообразные формы гармонично сочетаются: разноцветные пятна, мягкие и часто оконтуренные цветные облака, молнии и зигзагообразные линии. По определению самого художника, настоящий «хор красок, врывающихся в душу из природы».
![Почему нужно сходить на выставку «Авангард. На телеге в XXI век»? Отвечает куратор Музея русского импрессионизма (фото 6)](/images/2022/01/1643125222415356.jpg)
Интересна история обнаружения этой работы. В 1996 году Анна Шакина исследовала рисунок Василия Чекрыгина «Сцена в поле» и заметила, что он приклеен к более плотному листу бумаги. После раскрытия оборота была найдена подписная акварель Василия Кандинского. Впоследствии выяснилось, это эскиз известного полотна «Композиция. Красное с черным» 1920 года, которое сегодня хранится в собрании Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте.
![Почему нужно сходить на выставку «Авангард. На телеге в XXI век»? Отвечает куратор Музея русского импрессионизма (фото 7)](/images/2022/01/1643125151722446.jpg)
![Почему нужно сходить на выставку «Авангард. На телеге в XXI век»? Отвечает куратор Музея русского импрессионизма (фото 8)](/images/2022/01/1643125151656405.jpg)
Яркий представитель русского авангарда Алексей Моргунов, друг и соратник Казимира Малевича, был внебрачным сыном известного художника Алексея Саврасова, автора хрестоматийного полотна «Грачи прилетели».
«Композиция» относится к яркому кубистическому периоду творчества и, предположительно, находилась в фондах Слободского музея, участвовала в экспозиции под названием «Гимназист». Эту гипотезу подтверждают портрет молодого человека в гимназической фуражке с черным козырьком в центре холста и изображение буквы «В» на оборотной стороне. Работу кураторы нашли в собрании Слободского краеведческого музея в Кировской области в аварийном состоянии. С помощью краудфандинга на Planeta.ru на реставрацию произведения собрали почти миллион рублей. В Музее русского импрессионизма картину покажут впервые.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7