Поиск

«Садовая лопатка» вместо «Глины» и ограбление Лувра: главные арт-события 2025 года

«Садовая лопатка» вместо «Глины» и ограбление Лувра: главные арт-события 2025 года

Текст: Варя Баркалова

T

Подводя итоги 2025-го в разных сферах, остаться в стороне от искусства мы не могли. Вспомнив главные выставки этого года, прошедшие в московских музеях, теперь решили взглянуть шире — на мировой контекст (хотя не только), главные события и тренды арт-среды.




1

ОТКРЫТИЯ ГОДА:


Большой Египетский музей в Каире и «Сады Колдера» в Филадельфии


Вообще 2025 год был богат на музейные открытия, одно главное выделить сложно, поэтому в субъективном рейтинге редакции будет отмечено два. Большой Египетский музей — огромный археологический музей в паре километров от пирамид в Гизе — официально открылся 1 ноября, хотя в тестовом режиме запускался еще в прошлом году. Тут хранится крупнейшая в мире коллекция древнеегипетских артефактов — более 100 тысяч экспонатов, в том числе полное собрание сокровищ из гробницы царя Тутанхамона: их перевезли из Каирского музея, где показывали только частично из-за недостатка места, а теперь разместили на 500 тысячах квадратных метров.


«Садовая лопатка» вместо «Глины» и ограбление Лувра: главные арт-события 2025 года (фото 1)

Большой Египетский музей

Не столь громкое, но очень красивое открытие состоялось и в Филадельфии: тут начали работу «Сады Колдера» — арт-пространство, посвященное творчеству американского скульптора и пионера кинетического искусства Александра Колдера. Проектировало его ​​швейцарское архитектурное бюро Herzog & de Meuron, на счету у которого, например, проект лондонской галереи Tate Modern. Неспроста это именно сады: большая часть представляет собой ландшафтный парк, в котором среди растений разместились стабили — крупные уличные объекты художника, а в полуподземных галереях показывают его легкие подвижные мобили.


«Садовая лопатка» вместо «Глины» и ограбление Лувра: главные арт-события 2025 года (фото 2)

«Сады Колдера»

2

Российские открытия года:


«ЗИЛАРТ» в Москве
и Третьяковская галерея в Калининграде


В России тоже произошло несколько крупных музейных открытий. В Москве самым громким и масштабным стал «ЗИЛАРТ» — независимая культурная институция на территории, где располагался завод ЗИЛ. Основанный Андреем и Елизаветой Молчановыми, музей показывает их коллекцию предметов искусства, которая собиралась на протяжении более чем двух десятилетий и продолжает пополняться. Сейчас на пяти этажах можно посмотреть две большие выставки — про современную российскую скульптуру в сопоставлении с абстрактной живописью и про традиционное африканское искусство, а также тотальную инсталляцию художника Гриши Брускина.


«Садовая лопатка» вместо «Глины» и ограбление Лувра: главные арт-события 2025 года (фото 3)

Экстерьер музея «ЗИЛАРТ»

Фото: Даниил Анненков

Если посмотреть за пределы столицы, то одно из ключевых открытий — филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Свою работу он начал с выставки «Пять веков русского искусства» — насыщенное путешествие по разным вехам, от древнерусского искусства до авангарда, соцреализма и современных авторов. Туда привезли 300 работ, в том числе Репина, Серова, Куинджи и Малевича. Получился, пожалуй, самый крупный выставочный проект в регионах.

«Садовая лопатка» вместо «Глины» и ограбление Лувра: главные арт-события 2025 года (фото 4)

Экспозиция «Пять веков русского искусства»

Третьяковская галерея в Калининграде

3

ЗАКРЫТИЕ ГОДА:

 ЦЕНТР ПОМПИДУ


К счастью, не навсегда, а только на пять лет. 22 сентября на реконструкцию закрылся французский Центр Помпиду. Займется проектом бюро Moreau Kusunoki в сотрудничестве с дизайнером Фридой Эскобедо и ее студией. В планах — целиком заменить фасады, повысить энергоэффективность здания, удалить асбест (да, сейчас он запрещен как опасный материал, но во время строительства Бобура активно использовался). Теперь для посетителей парижское помещение откроется в 2030-м, а пока планируется ряд выставок в разных европейских городах.

«Садовая лопатка» вместо «Глины» и ограбление Лувра: главные арт-события 2025 года (фото 5)

Centre Pompidou

4

СОБЫТИЕ ГОДА:

ОГРАБЛЕНИЕ ЛУВРА


Сколько бы фильмов ни снимали о дерзких ограблениях музеев, когда это происходит в реальности, то оказывается куда более шокирующим и захватывающим. Кто бы мог подумать, что из Лувра — самого знаменитого и посещаемого музея в мире — за считаные минуты можно вынести королевские драгоценности на сумму 88 миллионов евро.

И тем не менее 19 октября примерно в 9:30 утра, через полчаса после открытия музея, двое преступников через окно проникли в галерею Аполлона (зал № 705 в крыле Денона) — при помощи грузовика с выдвижной лестницей. За семь минут они смогли справиться с оконным проемом при помощи болгарки, попасть внутрь, разбить две витрины и похитить восемь ювелирных изделий: диадемы, ожерелья, серьги и не только. Еще двое сообщников ждали снаружи, и после ограбления все четверо скрылись на мотороллерах. Сигнализация из-за взлома окна сработала, и в этот момент как минимум пять охранников находились рядом с залом Аполлона, но все равно преступникам удалось уйти незамеченными. Через несколько дней задержали всего двоих подозреваемых, потом еще пятерых причастных к ограблению, а вот похищенные драгоценности до сих пор не нашли.

Лувр пообещал усилить систему безопасности, но специалисты сетуют, что уязвимостей слишком много — нужен системный подход и полная модернизация. Справедливости ради, в XXI веке это первое удачное ограбление Лувра: прошлое произошло 3 мая 1998 года, когда была похищена картина Камиля Коро «Дорога в Севр».

«Садовая лопатка» вместо «Глины» и ограбление Лувра: главные арт-события 2025 года (фото 6)

Одна из витрин Лувра с украшениями, которые были украдены

5

Российское событие года:

смена «Большой глины»
на «Садовую лопатку»


За прошедшие почти четыре года москвичи привыкли к «Большой глине № 4» Урса Фишера, установленной перед «ГЭС-2». Скульптура вызывала у всех на редкость противоречивые чувства: одним она нравилась, другие видели в ней не самый лестный для городского пространства образ. И все же внезапное изменение всех удивило: на месте «Глины» установили «Садовую лопатку» авторства американских скульпторов шведского происхождения Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген.

На самом деле, идея смены скульптур была изначально заложена: предполагалось, что перед «ГЭС-2» новый паблик-арт-объект будет появляться каждые полгода, просто «Глина» немного задержалась. «Этот гигантский садовый инструмент передает почти наивную радость от пробуждения искусства, когда оно вдруг начинает отражать реальность и истинную природу вещей. Перед нами не призыв вознестись на пьедестал, а приглашение спуститься вниз, к земле, чтобы посадить что-то новое», — сказал куратор Франческо Бонами. То есть «Глина» была символом необработанного творческого потенциала, а «Лопатка» — уже возделываемой, культивируемой среды.

«Садовая лопатка» вместо «Глины» и ограбление Лувра: главные арт-события 2025 года (фото 7)

«Садовая лопатка»

Глеб Леонов / «ГЭС-2»

6

УХОД ГОДА:

ЭРИК БУЛАТОВ


В этом году 9 ноября не стало Эрика Булатова — одного из ключевых современных художников не только российской, но и мировой арт-сцены, знакового нонконформиста, концептуалиста и реформатора, которого принято ставить у истоков соц-арта и фотореализма, хотя этим его наследие не исчерпывается. Булатову было 92 года, он оставался творчески активным и с 2023 года был самым дорогим среди ныне живущих современных российских авторов.


«Садовая лопатка» вместо «Глины» и ограбление Лувра: главные арт-события 2025 года (фото 8)

Эрик Булатов в музее «Гараж», 2016

7

РЕКОРД ГОДА:

«Портрет Элизабет Ледерер» Густава Климта


В ноябре на аукционе Sotheby’s картина Густава Климта «Портрет Элизабет Ледерер» ушла за 236,4 миллиона долларов (примерно 19 миллиардов рублей), хотя изначально оценивалась в 150 миллионов. Она стала самым дорогим произведением современного искусства, проданным на аукционе. Бо́льшую сумму заплатили только за «Спасителя мира» Леонардо да Винчи в 2017-м на аукционе Christie’s (450,3 миллиона долларов) и за работы Виллема де Кунинга и Поля Сезанна в ходе двух частных сделок в 2015-м и 2011-м соответственно (суммы не разглашались, но были в районе 250–300 миллионов долларов).



«Садовая лопатка» вместо «Глины» и ограбление Лувра: главные арт-события 2025 года (фото 9)

Густав Климт, «Портрет Элизабет Ледерер», 1914–1916

8

ТРЕНД ГОДА:

ярмарки современного искусства


Наконец, особенно щедрым 2025-й получился на ярмарки современного искусства — на отечественной арт-сцене этот тренд особенно заметен. Помимо уже привычных Cosmoscow и blazar, в Москве после перерыва и в новом пространстве состоялась ярмарка |catalog|, у Cosmoscow появилось ответвление — «Обертон», целиком сосредоточенный на графике, в Нижнем Новгороде «Контур» расширился большой секцией фотоискусства, в Красноярске успешно прошла ярмарка сибирских художников Scan Fair. Также российские галереи начали активнее участвовать в международных ярмарках, в частности в Китае и Южной Корее. Развитие арт-индустрии внушает оптимизм (которого, будем честны, к концу 2025-го особенно не хватает).



«Садовая лопатка» вместо «Глины» и ограбление Лувра: главные арт-события 2025 года (фото 10)

Ярмарка Cosmoscow-2025

false
767
1300
false
false
true
{"width":980,"column_width":125,"columns_n":6,"gutter":45,"margin":0,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7