Романтичная Арктика и алхимия повседневности: что посмотреть на ярмарке |catalog| — выбор BURO.
С 28 по 30 ноября уже в четвертый раз проходит ярмарка современного искусства |catalog|, проект Ассоциации галерей, собравший в этот раз 60 участников на новой площадке — в жилом квартале «Золотой» на Софийской набережной. Ее цель — не просто продать искусство, но и повысить прозрачность российского арт-рынка, честно рассказать о развитии индустрии и познакомить аудиторию как с зарекомендовавшими себя художниками, так и с начинающими. Редакция BURO. в числе первых побывала на превью и выбрала 10 работ, которые точно стоит поискать на галерейных стендах.
СЕРГЕЙ ХЕАТО, ARCTIC ROMANTIC COLLECTION VOL. XVIII, 2024, RUARTS


Как и у большинства резидентов галереи Ruarts, у Сергея Хеато отличный бэкграунд: он активно занимался уличным искусством и принимал участие в выставках Музея стрит-арта. Но сейчас на стенде галереи представлена его «романтическая» серия размытых пейзажей, в которых угадывается то линия горизонта с трепещущими огоньками, то отблески северного заката, когда полярная ночь не спеша сдает свои позиции. Холсты похожи на заблюренные снимки, но написаны акрилом — художнику удается через полуабстракцию передать настроение Арктики.
СЕРГЕЙ КАРЕВ, «РУССКИЙ КРАЙ», 2025, FUTURO



Совсем другая трактовка полуфигуративного-полуабстрактного пейзажа получилась у Сергея Карева. Его проект из девяти работ исследует цикл разрушения и созидания через архетипический образ русского простора и забытой богом церквушки. «Разрушающийся храм не устрашает нас, а созидает себя. Он уходит лишь потому, что такова природа вещей и природа времени, — говорит художник. — История жизни храма — это сказка, и ее текст нашептывает нам воображение, но воображаемое место реально, а запечатленный образ настоящий, вот только существуют они, когда закрыты глаза, пальцы онемели и ничего не слышно».
АРКАДИЙ ПЕТРОВ, «ЖЕЛЕЗНЫЙ ШАХТЕР», 1996, POP/OFF/ART


На ярмарке, впрочем, показывают не только совсем свежие работы. В галерее pop/off/art представлены скульптуры Алексея Григорьева и Аркадия Петрова — знаковых художников-семидесятников, в 1990-е работавших с объемом. Петров, известный в основном по живописным полотнам, в определенный период творчества увлекся скульптурой, но предпочел не камень и литье, а проволоку, к тому же найденную случайно, — он орудовал ею как графическим штрихом, рисуя фигуры в объеме. Его шахтер похож скорее на палеолитическую Венеру, он монолитен и проницаем одновременно.
СЕРАФИМА САЖИНА, «УЖАСНЫЙ», 2024, KGALLERY


Свой стенд галерея KGallery посвятила благодатной теме — цветам, и тому, как по-разному с ними работали художники разных поколений — от нонконформистов 1960-х до совсем молодых авторов. Серафима Сажина — как раз из вторых. Она работает с личной мифологией, населяя ее многочисленными самобытными персонажами, многие из них выходят в трехмерное поле в виде керамических объектов. Ее монстры, вопреки названию, не так уж ужасны, но волей-неволей заставляют задуматься о том, что скрывается за конвенциональной красотой.
АНТОН КОНЮХОВ, «КАНИСТРЫ», 2024, PA GALLERY



Конюхов всегда работал с удивительными, почти алхимическими составами, которые, подобно философскому камню, превращают в золото все, чего касаются. Но это золото — не привычный драгоценный металл, а зеркальная поверхность, отражающая мир вокруг. Холсты с потеками металлической краски становятся «идеальной картиной», точно передающей реальность. Теперь же художник взялся за объекты — тривиальные на первый взгляд пустые канистры, измятые, продавленные, треснутые (на самом деле это скульптурное литье) становятся метафорой нашего мира потребления, прямой и емкой.
АРТЕМ ЛЯПИН, «ОНА ТОНУЛА В НЕВЕРНОМ СВЕТЕ СВЕЧЕЙ И ЕГО СИЯНИЙ» ИЗ ПРОЕКТА LIGHT MY FIRE, 2025, GRABAR GALLERY


Идея стенда Grabar gallery построена вокруг теории эффекта наблюдателя: простое наблюдение за явлением неизбежно изменяет его. Молодой иркутский художник Артем Ляпин работает с техникой плетения кружев, но делает их из проволоки — так холодный и жесткий металл соединяется с мягкой ажурностью, и руками художника создаются новые миры, полные дуальности. Каждый его проект — иллюстрация к сказке, которую зрителю предстоит начать и закончить самостоятельно.
КРИСТИНА ПАШКОВА, «ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ 1», 2025, SHIFT


Обычно гобелен ассоциируют с декоративно-прикладным искусством, но художница Кристина Пашкова эти коннотации подвергает сомнению. Она работает на стыке ручного ткачества и цифрового искусства — и неспроста, ведь ручной ткацкий станок был прямым прародителем кибернетических вычислительных машин. В изображениях, которые она ткет на полотнах, сочетаются цифровые элементы, пиксели, сложные диаграммы, фрагменты текста — выглядит как глитч, сбой диджитал-сознания, но при этом в древнейшем техническом воплощении.
ФЕДОР ТОЩЕВ, ИЗ СЕРИИ «СКУЛЬПТУРЫ», 2025, PENNLAB


Фотография как самодостаточный медиум отвоевывает все больше позиций на российском арт-рынке. Галерея Pennlab, которая специализируется на современной фотографии, показывает в том числе Федора Тощева, чья выставка как раз идет сейчас на «Винзаводе». Его серия «Скульптуры» — запечатленные на камеру природно-рукотворные объекты. Они пойманы в хрупком равновесии: кажется, что еще секунда, и тонкие деревянные подпорки не выдержат возложенную на них каменную ношу. Но снимок ловит момент, фиксируя его навсегда, подпорки стоят, равновесие сохраняется.
ДИНА БОРОВИК, «ДИПЛОДОК ЗВЕЗДНЫЙ БОЛЬШОЙ», 2025, ГАЛЕРЕЯ «ПАЛЬТО»


Мы уже рассказывали про галерею «Пальто» — передвижной проект Александра Петрелли, где произведения искусства демонстрирую буквально на подкладке пальто. Но на ярмарке у галереи появился постоянный стенд в дополнение к мобильному, и там есть более крупные работы — на подкладке такое не разместишь. Самая заметная и трогательная из них — панно Дины Боровик с динозаврами, образом, который кочует через разные серии художницы. Диплодок, воплощенный в заштрихованном металле, похож на гигантскую елочную игрушку из фольги — такое сочетание образов из детства мгновенно погружает в воспоминания.
ПАРУЙР ДАВТЯН, ИЗ ПРОЕКТА «ЭЛЕМЕНТАРИИ», 2017–2020, «Е.К.АРТБЮРО»



Паруйр Давтян — один из молодых московских концептуалистов, хотя уже имеет изрядный вес в арт-среде. В проекте «Элементарии» он создает работы по образцу классических гербарных листов, но с растениями (настоящими, засушенными) здесь соседствуют образы из истории искусства в целом и из творчества арт-групп «Эдельвейс», «Царь горы» и «Купидон», куда Давтян входил. Некоторые отсылки моментально узнаются — вроде «Фонтана» Марселя Дюшана или стула Ван Гога, — но есть и аллюзии посложнее, эдакий арт-ребус для знатоков. На ярмарке представлена даже работа из этой серии, отсылающая к вышеупомянутой галерее «Пальто», — пасхалка для самых внимательных любителей искусства.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7