Поиск

«Умиротворенный Врубель»: что смотреть на выставке «Александр Савинов. Миражи» в Музее русского импрессионизма

«Умиротворенный Врубель»: что смотреть на выставке «Александр Савинов. Миражи» в Музее русского импрессионизма

21 октября в Музее русского импрессионизма открывается экспозиция Александра Савинова — мастера панно с призрачными силуэтами-миражами, участника выставок объединения «Мир искусства», которого называли «умиротворенным Врубелем». Рассказываем, что нужно знать о жизни художника и на какие его работы стоит обратить внимание.


КРАТКАЯ СПРАВКА


«Умиротворенный Врубель»: что смотреть на выставке «Александр Савинов. Миражи» в Музее русского импрессионизма (фото 1)

Александр Савинов

автопортрет, 1902, Саратовский государственный художественный музей им. Радищева


Савинов родился в купеческой семье города Саратова в 1881 году. Рисованием он заинтересовался еще в юности и в 16 лет поступил в Боголюбовское рисовальное училище при Радищевском музее. По окончании отправился в Петербург, где поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. Он учился у Дмитрия Кардовского в мастерской Ильи Репина. В 1906-м Савинову удалось побывать в Париже и познакомиться с работами Ван Гога, Ренуара, Дега, Сезанна, живописные приемы которых отразились в его творчестве.

Значимой для мастера стала еще одна поездка — в Италию. Савинов был одним из лучших выпускников академии, поэтому получил грант, или «пенсион», на это путешествие. Во время путешествия по итальянским городам он познакомился с наследием античных мастеров, написал полотна «Мальчик-итальянец» и «Белые голуби», а также работал над монументальной картиной-панно «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице».

После возвращения из Европы Савинов начал преподавать: сначала в Петербурге, а затем в родном Саратове. Здесь он впервые задумается о феномене Саратовской школы живописи, которой посвящен спецпроект на 3-м этаже Музея русского импрессионизма.

В 1922-м художник вернулся в Петроград и занял должность профессора в бывшей Академии художеств. Великая Отечественная война застала Савинова в Ленинграде. Художник участвовал в подготовке экспонатов Эрмитажа к эвакуации в Екатеринбург, но о своих картинах позаботиться не успел: часть их была утрачена после его смерти, в 1942 году в том же в блокадном Ленинграде.


САМЫЕ ЯРКИЕ РАБОТЫ ВЫСТАВКИ


«Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице»

Замысел этого масштабного панно возник у Савинова во время пребывания на острове Капри. Над полотном он работал более двух лет. В 1909 году создал серию карандашных набросков обнаженной натуры и несколько самостоятельных пейзажей с изображением апельсиновых и лимонных деревьев. Весной 1910-го детально прорабатал фигуры девушек в окружении ажурной листвы деревьев и спелых плодов. В сложной композиции, многослойной живописи и большом количестве деталей считываются античные росписи и средневековые гобелены.

«Умиротворенный Врубель»: что смотреть на выставке «Александр Савинов. Миражи» в Музее русского импрессионизма (фото 2)
Александр Савинов. «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице», 1909–1911. Собрание Ирины Огановой, Санкт-Петербург


Портрет Надежды Неслуховской

Надежда Неслуховская была племянницей Савинова. Ее портрет художник нарисовал в 1923 году в Петрограде: Надежда позировала в коммунальной квартире, где долгое время родственники жили вместе. Одна из комнат петроградской квартиры на Зверинской улице специально была отведена под мастерскую. Созданный образ Надежды по манере исполнения отсылает к произведениям крупнейших мастеров эпохи Ренессанса — Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи, художественными приемами которых Савинов восхищался и которые изучал. В дальнейшем портрет показали на передвижной Выставке русского искусства в США и Канаде в 1924–1926 годах. Портрет Надежды Неслуховской отреставрировали специально к выставке — его покажут широкой публике впервые за несколько десятков лет.

«Умиротворенный Врубель»: что смотреть на выставке «Александр Савинов. Миражи» в Музее русского импрессионизма (фото 3)
Александр Савинов. Портрет Надежды Неслуховской, 1923. Частное собрание


Портрет скульптора Василия Симонова

Со скульптором Василием Симоновым Савинов познакомился еще во время обучения в Академии художеств. Друзья неоднократно встречались во время пенсионерских поездок, поддерживали теплые отношения. В портрете 1924 года Савинов создает романтизированный образ приятеля: глубокий красный фон подчеркивает драматизм и даже некоторую театральность постановки и облика, а белая блуза, небрежно повязанный черный галстук, накинутый на плечи плащ рисуют скорее фигуру декадентствующего поэта, чем известного скульптора. Художник Владимир Малагис говорил об этой работе так: «Симонов — очень интересная натура, его трудно было писать, потому что тот с каждым сеансом менялся. И вот однажды он сломал руку, ходил на перевязки, и Александр Иванович именно в этот момент написал с него портрет. Как видите, не было бы счастья, да несчастье помогло. Портрет очень здорово написан».

«Умиротворенный Врубель»: что смотреть на выставке «Александр Савинов. Миражи» в Музее русского импрессионизма (фото 4)
Александр Савинов. Портрет скульптора Василия Симонова, 1924. Собрание KGallery, Санкт-Петербург


Выставка «Александр Савинов. Миражи» будет работать до 22 января 2023 года. Подробности здесь.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7