Поиск

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня

Подготовил: Филипп Миронов

Фотограф: Иван Ерофеев


В «Гараже» на прошлой неделе запустилась 2-я Триеннале российского современного искусства. Этот выставочный проект фиксирует статус-кво актуального искусства в стране, поражая обилием имен художников, идей и работ. При этом, по сравнению со второй, концепция первой Триеннале в 2017 году, сформулированная на основе исследования состояния художественной жизни в российских регионах, выглядела куда осторожнее.

В этом году художникам, участвовавшим в первом проекте, предложили выбрать и порекомендовать авторов для второго. Недостижимые объективность и баланс, к которым принято стремиться в эпоху новой этики, и за которые на выставках, как правило, отвечают кураторы, на Триеннале вывернуты наизнанку. Художники рекомендовали своих наставников и учеников, друзей, родственников и любовников, выставляли себя, разыгрывали возможность выставиться в «Гараже» в лотерею и продавали ее с аукциона. Подзаголовок Триеннале — «Красивая ночь всех людей» — взят из заглавия книги математика и жонглера Романа Михайлова, написанной на кодовом языке, и будто декларирует невозможность постичь все скрытые связи на выставке, предлагая воспринимать ее как жизнерадостную кутерьму и проявление дружбы всех со всеми.

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 1)
«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 2)

При этом структура там все-таки есть: кураторы распределили художников в экспозиционном пространстве по типам отношений с их рекомендателями, раскидав их по выдуманным географическим точкам. Так в «Гараже» появились «Заповедник любви» и «Полуостров менторов», «Плато предков», «Мыс удачи», «Коса земляков» и другие пункты, которые можно исследовать до конца года — столько работает выставка. BURO. же перед этим предлагает посмотреть, как происходило формирование этих островов, атоллов и континентов. Мы попросили «Гараж» показать и прокомментировать процесс застройки Триеннале, который начался еще в августе, а в активную фазу перешел за неделю до открытия проекта.


Первый день монтажа

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 3)

Восточная галерея музея «Гараж». Монтаж экспозиционного дизайна

Архитектура Триеннале придумана миланским бюро Grace, соосновательница которого Екатерина Головатюк работала над зданием «Гаража» еще в команде бюро Рэма Колхаса OMA/AMO. Идея распределения художников по типам отношений с теми, кто их порекомендовал, также принадлежит им.

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 4)

Восточная галерея музея «Гараж». Монтаж экспозиционного дизайна

Основной материал архитектурных конструкций — пенопласт. Из него выполнены подставки под телевизоры, обшивка комнат и так называемое море — фигурно вырезанные объекты, которые помогают разделить пространство на зоны.

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 5)

Монтаж инсталляции Романа Постникова «Мiръ». Рекомендатель Анфим Ханыков

Стены готовы и ждут монтажа работ художника, которые были закончены буквально за день до отправки в Москву.

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 6)

Монтаж зала Кирилла Глущенко

Видео «Огни Москвы», которое Глущенко снимал в Калининграде, рассказывает историю закулисной жизни маленького издательства «Глущенкоиздат». Зал воссоздает интерьер разрушенного в 2010-е годы калининградского кинотеатра «Баррикады».

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 7)

Монтаж инсталляции «Бачикистан» Юлии Шафаростовой

Юлия Шафоростова — художница из Краснодара, рекомендованная группировкой ЗИП, воссоздала в пространстве «Гаража» микрокопию Музыкального района — это арт-резиденция ladno., положившая начало проекту, курорт и сад существующего «Бачикистана».

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 8)

Центральная галерея. Монтаж архитектуры экспозиционного дизайна

Автобус, расположенный на втором этаже, — инсталляция калининградского художника Юрия Васильева. Старый пазик, найденный на одном из сайтов объявлений, пришлось распилить пополам, чтобы его могли поднять, а затем сварить обратно.


Четвертый день монтажа

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 9)

Центральная галерея музея «Гараж». Фрагмент инсталляции «Тропа» Икуру Куваджима

Здесь также видна подготовка к монтажу инсталляции резидентки мастерских «Гаража» Ирины Бутковской. Для установки объектов всегда требуется много плоских поверхностей, для чего отлично подходят складные столы для пинг-понга.

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 10)

Монтаж инсталляции резидентки мастерских «Гаража» Ирины Бутковской

Художнице было важно иметь максимальную свободу во время монтажа и получить возможность перевешивать картины в процессе, поэтому до самого последнего момента финальный результат оставался загадкой.

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 11)

Монтаж инсталляции «Молчаливые, двигались тени цветов на пороге» резидентки мастерских «Гаража» Карины Садреевой-Нуриевой

Инсталляция художницы Карины Садреевой-Нуриевой расположилась в настоящей садовой теплице, где искусство встретилось с, казалось бы, весьма неожиданными для музея предметами — ведрами, граблями и грядками с сидератами, то есть растениями, дающими земле отдохнуть.

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 12)

Монтаж шестиканальной видеоинсталляции Щепки Арнольда Вебера


Шестой день монтажа

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 13)

Монтаж работ «Незавершенное. Мост» и «Незавершенное. Дом юного техника» резидента мастерских «Гаража» Мити Забелина

Работы Мити Забелина, представленные на Триеннале, — это 162 печатных листа, которые, соединяясь вместе в своего рода мозаику, образуют два крупных изображения. Каждый из листов по отдельности трепетно прикреплен инсталляторами к стене.

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 14)

Монтаж инсталляции «Молельщики и герои» резидента мастерских «Гаража» Андрея Кузькина

Работа, вариант которой был показан на прошлогодней Московской биеннале, сделана из хлеба, соли, клея, металла и крови художника. Человечки расставлялись вместе с выставлением света, что заняло несколько дней.

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 15)

Фрагмент инсталляции «Особенно медленный воздух» Александра Морозова

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 16)

Вид на триптих «Мусорники, контейнеры, баки» резидентки мастерских «Гаража» Зины Исуповой

Работы Зины Исуповой были созданы в мастерских специально для выставки. Это одни из наиболее крупных ее коллажей, для особой надежности они были прикреплены к потолку.

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 17)

Западная галерея. Монтаж инсталляции «Punk’s Not Dead» омской художницы Павлы Марковой

Павла Маркова, работавшая тут в технике гравюры на керамике, — одна из самых самостоятельных участниц проекта и отлично умеет справляться с шуруповертом. Все элементы инсталляции художница смонтировала на стену сама.

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 18)

Монтаж видеоинсталляции «MAYBE THERAPY?» резидентки мастерских «Гаража» Альбины Мохряковой

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 19)

Центральная галерея. Монтаж выставки

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 20)

Монтаж инсталляции галереи «Левая нога»

Как и многие объекты на проекте, картины из хулиганско-веселой омской галереи «Левая нога» были сделаны специально для выставки. Изначально такие же изображения были нарисованы на фасаде галереи, и художник и основатель галереи Дмитрий Вирже перенес их на холсты, чтобы символически привезти на Триеннале всю «Левую ногу».


Седьмой день монтажа

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 21)

Монтаж инсталляции «Черный обелиск» Леонида Харламова

Картины Леонида Харламова были напечатаны на баннерах, что позволило значительно увеличить их в размере. За забором — черный обелиск и авторская кавер-версия «Прекрасного далека» как памятник ушедшей молодости.

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 22)

Монтаж инсталляции «Дикобраз» Дмитрия Пахомова

Главный объект инсталляции Дмитрия Паховома — ванная, расписанная художником. По стечению обстоятельств Пахомов делал ремонт дома во время подготовки проекта и в работе использована старая ванная из квартиры художника.

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 23)

Пространство «ЛАБ». Вид на работы «Idem» резидента мастерских «Гаража» Шамиля Ахмеда и инсталляцию платформы «Хайдеггер»

Дагестанский художник Шамиль Ахмед обратился к горским мастерицам, чтобы они сплели его портрет в местных традициях, а затем сам вшил его в большой ковер. Получилось очень тактильно — жаль, что на выставках ничего нельзя трогать!

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 24)

Монтаж инсталляции «Комната страха III. Апокалипсис» резидентки мастерских «Гаража» Марии Обуховой

Рекомендатель и муж художницы Роман Мокров помогал Маше Обуховой во время работы, дежуря с детьми.

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 25)

Пространство «ЛАБ». Работа Аси Маракулиной «Агенты интуиции»

Пушистые объекты Аси Маракулиной встречают посетителей у самого входа — удержаться от похода на выставку невозможно!


Открытие 

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 26)

Работы резидентки мастерских «Гаража» Ирины Бутковской и Леонида Харламова — вид из автобуса.

Столкновение миров: хлебные человечки резидента мастерских Кузькина, баннер с фотографией Музыкального района Краснодара и фонтан из инсталляции Юлии Шафаростовой

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 27)

Еще раз кузькинские «Молельщики и герои» — 1 400 фигурок из хлебного мякиша, пропитанного кровью художника.

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 28)

Леха Г. «Поделки (подделки)»

Владивостокский художник, резидент мастерских «Гаража» Леха Г. вместо традиционной медицинской маски сделал щит с автопортретом из обрезок пенопласта, которые остались после монтажа. Под щитом — маска из настоящей тысячерублёвой купюры.

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 29)

Павла Маркова «Punk’s Not Dead»

Серия надгробий Павлы Марковой на фоне объекта анонимного художника Красил Макара, оживляющего традицию уральских народных росписей.

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 30)

Алиса Горшенина «Русское инородное»

На выставке использованы настоящие старинные наличники, привезенные из Нижнего Тагила. Художница дополнила наличники живописными глазами, написанными маслом на холсте. Центральная маска была создана специально для триеннале.

«Красивая ночь всех людей»: монтаж Триеннале в «Гараже» — от первого до последнего дня (фото 31)

Пётр Быстров «Скобогравюры»

Резидент мастерских «Гаража» Петр Быстров использует очень простые подручные и строительные материалы для создания своих работ — фанеру, скобы, ткань. Из них получаются портреты известных людей в технике ассамбляжа.


2-я Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей»
Музей Garage, до 17 января 2021 г.

Материал подготовлен при участии Кати Бариновой и Анастасии Головановой, менеджеров 2-й Триеннале российского современного искусства

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий