Поиск

«Художников необходимо беречь и поддерживать»: директор Фонда Cosmoscow Анастасия Иванова — о поиске точек опоры в искусстве

«Художников необходимо беречь и поддерживать»: директор Фонда Cosmoscow Анастасия Иванова — о поиске точек опоры в искусстве

Завтра состоится 11-й Благотворительный аукцион Cosmoscow, его тема в этом году — «Вертиго». Концепция сосредоточена вокруг ощущения неустойчивости, которое рано или поздно испытывает каждый человек. Специально для BURO. директор Фонда Cosmoscow Анастасия Иванова рассказывает, как современные художники отражают в работах чувство потери равновесия и помогает ли искусство найти точки опоры.


BURO. выступает информационным партнером 11-го Благотворительного аукциона Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow.

Тема предстоящего аукциона Cosmoscow — «Вертиго». В чем вы видите актуальность вопроса потери равновесия сейчас?

На мой взгляд, тема «Вертиго» — другими словами, головокружение — очень точно определяет состояние многих людей в контексте нашего настоящего. Мне самой близки чувства, когда пытаешься найти баланс, точку опоры, в то время как некогда казавшиеся незыблемыми вещи рушатся довольно легко. Художникам особенно непросто — в их и без того непрогнозируемой жизни уровень неопределенности растет. Кому-то в такой среде может быть комфортно, но многим важна если не стабильность, то хотя бы минимальная устойчивость. Работа Фонда кажется мне островком, где можно найти опору, от которой можно оттолкнуться, чтобы шагнуть дальше, — мы все очень стараемся, чтобы это таким и оставалось.

«Художников необходимо беречь и поддерживать»: директор Фонда Cosmoscow Анастасия Иванова — о поиске точек опоры в искусстве (фото 1)
Директор Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow Анастасия Иванова
«Художников необходимо беречь и поддерживать»: директор Фонда Cosmoscow Анастасия Иванова — о поиске точек опоры в искусстве (фото 2)


Как современные художники отражают в работах ощущение человеческой хрупкости и нестабильности окружающего мира? Что откликается именно вам?

Художники по-разному переживают и рефлексируют все, что происходит в окружающей действительности, это можно видеть в их работах: Слава Нестеров со своими таинственными мирами и глубокими чащами, в которых всегда находится свет; Евгений Гранильщиков, документирующий эстетику и чувства с отсылками к истории видеоарта; Оля Австрейх с серией пустых московских кинотеатров, вызывающих пронзительные эмоции; Алина Золотых с трогательной мини-скульптурой, ищущая опору внутри себя, мастера перевернутых миров AES+F c трагикомичным апокалипсисом и сюрреалистичным отражением момента. Каждая из этих работ по-своему мне лично отзывается, интересно следить за такими разными проявлениями индивидуальности художников в искусстве — это своеобразная психотерапия, когда начинаешь осознавать в себе больший спектр эмоций благодаря погружению в мир каждого автора.

«Художников необходимо беречь и поддерживать»: директор Фонда Cosmoscow Анастасия Иванова — о поиске точек опоры в искусстве (фото 3)
AES+F, стеллаж Inverso Mundus. Stillage 6, 2017
«Художников необходимо беречь и поддерживать»: директор Фонда Cosmoscow Анастасия Иванова — о поиске точек опоры в искусстве (фото 4)
Оля Австрейх, картина Red, 2021


Что помогает находить точки опоры в ситуациях, когда земля уходит из-под ног?

В зависимости от ситуации помогают близкие, очень стабилизирует работа, деятельность, результат которой видишь, спорт, конечно, музыка, книги, тишина и долгие лесные прогулки. Самый сильный эффект, однако, имеет информационная чистота: многие из нас следят за питанием, но еще большее значение имеет то, что мы читаем, смотрим, слушаем. И здесь искусство играет важную роль — оно спасает и обогащает, ты увлекаешься идеей автора, начинаешь дальше копать, изучать. Границы в этом процессе расширяются постоянно.


Помогает ли искусство обрести равновесие? Если да, расскажите о случаях из жизни.

Уверена, что помогает. Замечала, что если прийти на выставку после беспокойного дня, то нужно еще какое-то время, чтобы успеть переключиться: первые 10-15 минут сознание не дает насладиться происходящим, возвращает к делам, задачам — находишься на выставке только физически. Затем тебя захватывает происходящее, и ты уже целиком поглощен новыми мирами, оказываешься в совершенно другом измерении, которое можно назвать более стабильным, наполненным. При встрече с некоторыми работами меня переполняет восторг открытия, которое можно сравнить, наверное, с пресловутым яблоком, по легенде упавшим на голову Ньютона.

Вызывает уважение и вдохновляет еще и то, что художники продолжают творить даже в самых сложных ситуациях, создают невероятные работы, воспринимают испытания как ресурс, делятся переживаниями. Это бесценно. Именно поэтому художников необходимо беречь и поддерживать — они одновременно самые сильные и самые хрупкие люди среди нас.


Благодаря Фонду Cosmoscow о современных российских художниках узнают все больше людей, а какие интересные открытия в сфере совриска за время работы вы сделали лично для себя?

Для художников и институций в эпоху избыточного главенства информационных технологий видимость в информационном поле — жизненно необходимый фактор для развития. С момента создания Фонда Cosmoscow мы не просто финансируем проекты, но и выстраиваем вокруг героев специальные кампании по их продвижению в инфополе. Мы видим, что это приносит результаты — художники и институции расширяют круг общения, получают новые предложения, планируют проекты. Очень гордимся тем, что способствуем этому развитию. Важно, что в Фонде Cosmoscow проекты реализуется на конкурсной основе с привлечением компетентных экспертов в жюри, и мы уверены в том, что каждый художник и институция, отмеченные Фондом, абсолютно этого достойны. Вообще, каждый день работы в сфере современного искусства — это что-то новое, не имеющее аналогов, к этому нельзя привыкнуть, зато можно впасть в зависимость.

«Художников необходимо беречь и поддерживать»: директор Фонда Cosmoscow Анастасия Иванова — о поиске точек опоры в искусстве (фото 5)
Евгений Гранильщиков, фотоколлаж «Масло в огонь», 2020
«Художников необходимо беречь и поддерживать»: директор Фонда Cosmoscow Анастасия Иванова — о поиске точек опоры в искусстве (фото 6)
Алина Золотых, скульптура Who cares, 2023


Расскажите о самых заметных кейсах влияния деятельности Фонда Cosmoscow на российский арт-рынок.

Семь лет назад, на этапе создания Фонда, мы определили для себя главные направления, которые, по нашему мнению, нуждаются в поддержке: финансирование производства художественных работ, содействие образованию в сфере современного искусства и пополнение музейных коллекций. Фонд призван помогать художникам и институциям, работающим в сфере современного искусства, и мы стремимся к последовательности в своей работе, системная поддержка реализуется в самых разных форматах: от выделения грантов и финансового сопровождения художников, пополнения музейных коллекций произведениями современных авторов до поддержки издательских инициатив, в числе которых — ведущее издание по теории искусства в нашей стране «Художественный журнал».

А вообще, нам хотелось бы все время расширять круг единомышленников, чтобы поддержка культуры стала естественной частью жизни любого человека — ведь это привилегия не только людей, которых мы называем красивым словом «меценаты». У каждого дома есть пространство для искусства, с ним жить невероятно увлекательно. Искусство способно разговаривать с вами, успокаивать и даже исцелять. Будь то покупка работы, билета на выставку или участие в подготовке культурных событий.

«Художников необходимо беречь и поддерживать»: директор Фонда Cosmoscow Анастасия Иванова — о поиске точек опоры в искусстве (фото 7)
Слава Нестеров, картина «Белый сад», 2024


Какими достижениями Фонда особенно гордитесь?

За время существования Фонда Cosmoscow было осуществлено немало важных проектов, но если говорить о недавних, то очень запомнились произведения, которые с нашей поддержкой создали победители программ прошлого года. «Художник года» Артем Филатов представил на ярмарке Cosmoscow 2023 проект «Все исчезнет!» — серию ручной графики, нарисованную с помощью зеленки и отсылающую к важности бережного отношения к предметам искусства и их хрупкости; «Музей года» PERMM привлек к себе внимание масштабной инсталляцией художника Василия Кононова-Гредина, посвященной уникальной реновации бывшего здания автомобильного центра под новое пространство музея, а также мы познакомились с важными исследовательскими и выставочными проектами «Институции года» ZAMAN, которая открывает через искусство территорию Поволжья и Урала, осмысляя историю и культуру регионов и коренных народов. Кроме того, в конце прошлого года в коллекцию PERMM были закуплены 23 работы современных художниц, и таким образом соотношение работ художниц в музейной коллекции увеличилось с 16 до 19 процентов.

Также cовсем недавно мы подвели итоги конкурса на кураторское исследование, который получил огромный отклик: нам пришло более 170 заявок из самых разных уголков России. Выбрать было очень сложно, но в итоге экспертное жюри выделило трех победителей: Лукию Мурину, Полину Никитину и Лолиту Моисцрапишвили, чьи проекты посвящены разным темам — памяти трудного наследия в сибирском искусстве ХХ-ХХI веков, уникальной истории советского лагерного театра и современным сибирским художественным сообществам.

Одним из важнейших событий 2024 года стало завершение реставрации тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых «Красный вагон», одного из самых известных произведений современного искусства в коллекции Государственного Эрмитажа. Восстановление этой работы при содействии Фонда Cosmoscow заняло два года, теперь тотальная инсталляция доступна для широкой аудитории.


Есть вещи, которые больше всего доставляют удовольствие в работе?

В команде сложилась особенная атмосфера, мы тепло друг к другу относимся, работать очень комфортно. Нравится, что часто возникают нестандартные задачи, которые нескучно решать. Также, работая в таком проекте, ты окружен интересными людьми и постоянно чему-то учишься, растешь. Кроме того, это большая ответственность.


Собираете личную коллекцию искусства? Расскажите о любимых работах.

Мне нравятся так много авторов, что выбрать очень сложно. Покупала произведения Маши Агуреевой, Валерия Чтака, от случая к случаю молодых художников. Мое собирательство не совсем похоже на коллекционирование: скорее покупаю ситуативно, когда хочу оказать свою личную поддержку художнику. Когда будет возможность, соберу коллекцию, но пока только мечтаю об этом. Чаще всего покупаю работы в подарок, и бывает, что с ними сложно расстаться, но дарить то, что самой по душе, — еще приятнее.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7