Поиск

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м

Текст: Юлия Короткова


T

Прошлый год изрядно подпортил жизни работникам творческих индустрий, фактически отменив музыкальные фестивали и заставив музейщиков срочно осваивать онлайн. Мы в BURO. держим пальцы крестиком, чтобы в 2021 году озвученные выставочные планы состоялись. В нашем всеобъемлющем гиде вы найдете и выставки-блокбастеры, недосмотренные и спешно закрытые в прошлом декабре, которые должны открыться вновь 21 января. И перенесенные с прошлого года суперпроекты, среди которых экспозиции Билла Виолы и Микеланджело Пистолетто. И юбилейные события, и долгожданные открытия новых культурных пространств.

«ВХУТЕМАС 100.

Школа авангарда»

Выставка, посвященная 100-летию Высших художественно-технических мастерских, открылась за несколько дней до второго музейного локдауна, а увидеть ее совершенно необходимо. ВХУТЕМАС — наш Баухаус, школа-лаборатория, где разрабатывались новые формы архитектуры, дизайна, прикладного искусства и организации предметно-социального быта нового советского общества. Здесь с 1920 по 1926 год преподавали и учились все те, чьи имена определили славу русского авангарда, — Татлин, Лисицкий, Мельников, Родченко, Фаворский. Разделы выставки посвящены художественным и производственным факультетам, под каждый выделен отдельный зал: Архитектурный, Скульптурный, Живописный, Полиграфический, Текстильный, Керамический, Деревообделочный и Металлообрабатывающий.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 1)

Музей Москвы

15 января — 7 февраля


«Игорь Макаревич

и Елена Елагина. Обратный отсчет»

Еще одна выставка, проработавшая всего пару дней до закрытия музеев, — ретроспектива творческого дуэта художников круга московского концептуализма Елены Елагиной и Игоря Макаревича, отмечающих в этом году 30-летие соавторства. В экспозиции собраны не только совместные, но и сольные художественные высказывания художников — от знаменитой «Закрытой рыбной выставки», реконструированной в отдельном проекте в прошлом году в Центре Вознесенского, и «Грибов русского авангарда» до «Музея Борисова» и «Лаборатории великого делания». Елагина и Макаревич сами себя считают архиваторами, извлекающими и воссоздающими давно утраченные артефакты эпохи. Обоим свойственны литературность и театральность, а также интерес к утопическим идеям русской философии и авангарда. Их узнаваемый стиль — сочетание аналитического исследования нематериальной среды и предельной «сделанности» произведений, «соединение крайнего мистицизма и крайней материальности». Все это приправлено обязательной для концептуалистов (само)иронией.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 2)

«Музей самоизоляции»

Самоизоляция — одно из главных слов 2020 года, прочно вошедшее в наш лексикон и повседневность. Столкнувшись весной с невозможностью выходить из дома и оказавшись запертыми в четырех стенах, москвичи по-новому взглянули на свои дома, взаимоотношения с близкими, работу и на самих себя. Эта новая для всех ситуация стала объектом социологических и художественных исследований, и в июле 2020 года Музей Москвы вместе с галереей «Триумф» запустили сбор предметов и историй о самоизоляции, из которых составили выставочный проект. В экспозицию вошли артефакты, созданные москвичами, и работы современных художников — графика, живопись, фотография, инсталляции, спектакли, личные свидетельства, самодельные маски, дневники, украшения. Каждый из четырех разделов выставки — «Паника», «Пик», «Плато» и «После» — фиксирует определенные эмоции, связанные с хроникой распространения инфекции, от испуга и растерянности до утомления и благодарности.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 3)

Музей Москвы

15 января — 14 марта



«Лаборатория будущего.

Кинетическое искусство в России»

Впервые эта выставка была показана в петербургском центральном Манеже, и большую часть произведений для нее предоставила Третьяковская галерея. Движущиеся объекты, трансформирующиеся скульптуры, звуковые и световые инсталляции, оптическая живопись, коллажи и видеопроекции теперь будут собраны в новом пространстве и с новой логикой. Одним из родоначальников кинетизма в России был конструктивист Владимир Татлин, чей памятник III Интернационалу по изначальной задумке должен был вращаться в разные стороны. Художники русского авангарда, среди которых Родченко, Лисицкий, Кандинский и Матюшин, активно экспериментировали с динамикой художественной формы, как и их последователи 1960–1970-х годов — Вячеслав Колейчук, Франциско Инфанте, Лев Нусберг, Булат Галеев. Современные авторы — Recycle Group, Петр Айду, Павел Сельдемиров, ::vtol:: — исследуют интерактивность, виртуальность и полисенсорность восприятия уже с помощью новейших технологий.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 4)

«Сесил Битон и культ звезд»

Первая в России ретроспектива знаменитого фотографа Сесила Битона проходит в Эрмитаже (а не в МАММ Ольги Свибловой, где, казалось бы, ей самое место) и показывает более сотни работ, созданных им за более чем 50-летнюю карьеру. В роскошно оформленной экспозиции — фотографии из архивов Vogue и Vanity Fair, съемки для «Русских балетов», портретная галерея голливудских звезд, богемных художников, танцовщиков и модельеров, а еще контрольные отпечатки с авторскими пометками, показывающие «кухню» модной съемки. Битон был не только фотографом, но и сценографом, дизайнером костюмов, эссеистом, певцом великой красоты и противником всякой пошлости. Он снимал Марлен Дитрих, Одри Хэпберн, Коко Шанель, Ива Сен-Лорана, Жоржа Баланчина, Рудольфа Нуреева, королеву Елизавету II, Барбару Стрейзанд.

«Младшие Брейгели и их эпоха.

Нидерландская живопись Золотого 

века из коллекции Валерии 

и Константина Мауергауз»

Еще недавно мы могли с легкостью полететь в Вену на эпохальную выставку Брейгеля-старшего, а в нынешние непростые времена радуемся возможности посмотреть младших Брейгелей в Подмосковье. Музей «Новый Иерусалим» в Истре показывает порядка 70 работ представителей династии Брейгель, а также фламандских и голландских мастеров XVI–XVII веков. Все это произведения из частной коллекции Константина и Валерии Мауергауз, которым удалось собрать выдающееся количество полотен младших Брейгелей. Среди главных экспонатов — «Добрый пастырь» Питера Брейгеля-младшего, которую до 2014-го считали работой его отца (неудивительно, потому что младший Питер был прекрасным копиистом); «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» Яна Брейгеля-старшего; произведения Яна Брейгеля-младшего, наследника семейного художественного производства.

Музей «Новый Иерусалим»

25 декабря — 11 апреля


«Александр Бенуа. 

К 150-летию со дня рождения»

Его имя в первую очередь связывают с художественным объединением «Мир искусства», которое он основал вместе с Дягилевым и Сомовым, худруком «Русских сезонов», и художественной критикой, хотя другие представители семьи Бенуа больше известны как художники и архитекторы. После революции Александр Бенуа возглавлял картинную галерею Эрмитажа и составлял ее каталог, одновременно оформлял спектакли в петербургском БДТ и занимался книжной графикой. Юбилейная выставка представит Бенуа-художника — его знаменитые «Версальские серии», изображающие прогулки Людовика XIV, декадентские иллюстрации к «Медному всаднику» и «Пиковой даме», детскую «Азбуку в картинках», эскизы для театральных постановок и еще много всего.

«Роберт Фальк»

Новая Третьяковка планирует представить весь творческий путь Роберта Фалька (1886–1958), одного из лидеров объединения «Бубновый валет», последовательного сезанниста, преподавателя ВХУТЕМАСа и витебской Школы Шагала. В 1928 году он остался в Париже, куда поехал в творческую командировку, в 1937-м вернулся в Москву, потому что в Европе стало слишком опасно для еврея; годы войны Фальк провел в Самарканде и преподавал в местном художественном училище. Он был женат четыре раза и часто писал портреты своих муз. На его «Обнаженную» 1916 года (на портрете изображена женщина, из-за которой распался его первый брак) обрушился Никита Хрущев на выставке в Манеже 1962 года, сказав, что это извращение и у нас за такое «милиционер задержит». Это и более 250 других произведений живописи и графики из музеев и частных собраний покажут в большой ретроспективе.

«Синкретизм /

Бесконечность и роза»

Мультижанровый проект сооснователя театра АХЕ, актера и художника Павла Семченко и выступившего куратором режиссера Максима Диденко захватит все пространства Солянки. Обещают двухнедельный фестиваль в формате выставки с элементами театра, перформанса, музыкальных и танцевальных выступлений. Синкретизм авторы проекта понимают как слияние несопоставимых элементов, образующее условное единство, и участвовать в эклектичном художественном исследовании его природы они также пригласили хореографа и танцовщика Владимира Варнаву, Владимира Волкова из «Аукцыона», художницу Анис Кронидову и других деятелей искусств, по большей части контркультурных. Семченко, например, планирует дважды в день рисовать посетителей, а еще дважды показывать спектакль «Ребра в ребра», придуманный Михаилом Шемякиным.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 5)

«Билл Виола.

Путешествие души»

Выставка американского видеохудожника Билла Виолы была одним из самых долгожданных проектов Пушкинского музея в 2020 году, а теперь мы вместе с командой ГМИИ надеемся, что она состоится в наступающем 2021-м. Более 20 работ, созданных с 2000 по 2014 год, будут выставлены в главных залах на четыре месяца. Среди них «Огненная женщина», «Квинтет молчаливых» и серия «Мученики», специально созданная для Собора святого Павла в Лондоне. В лаконичных и в то же время крайне эмоциональных медиаполотнах Виола переосмысляет западную религиозную иконографию, обращается к фундаментальным вопросам бытия и создает религиозное по сути искусство, близкое современной светской аудитории. Художника завораживают природные стихии, особенно вода и огонь, помогающие визуально выразить человеческие эмоции на пределе, а зрителей — движущиеся картинки, которые выглядят почти как живопись Караваджо.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 6)

ГМИИ им. Пушкина

2 марта — 1 июня

12-я биеннале

«Мода и стиль в фотографии»

Биеннале, придуманная Ольгой Свибловой 20 лет назад, уже давно не ограничивается выставками модной фотографии, а рассматривает понятие «стиль» в максимально широком смысле. Конечно, фотографий моды в одном лишь инстаграме мы ежедневно видим больше, чем может вместить выставка, поэтому в музее хочется встретить плоды глубокой кураторской работы. Пока неизвестно, о чем будет предстоящая биеннале, но что-то интересное в ее большой программе точно найдется.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 7)

МАММ

Весна — лето

«Масленица. Вакцинация

в Никола-Ленивце»

Не выставка, а однодневный проект-перформанс на открытом воздухе с гарантией соблюдения дистанции и проветривания. В Никола-Ленивце на Масленицу уже сжигали «Бастилию», «Пирамиду» и «Байконур» — на этот раз полыхать будет 24-метровый объект из лозы, напоминающий замок «короналюдоеда» с гигантскими башнями-ампулами. Художники и артисты, чьи имена пока держатся в секрете, будут исполнять роли шаманов, заговаривающих от всех болезней, особенно от той самой. Приезжать лучше голодными, потому что, помимо веселых масленичных забав вроде перетягивания каната и хороводов, гостей ждет огромное количество блинов.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 8)

«Марк Куинн.

Космос и Хронос»

На выставке молодого британского художника — ему 57 лет, но так называют поколение авторов, к которому Куинн принадлежит, — покажут около 60 его работ. Помимо автопортрета «Self» из замороженной крови и статуй паралимпийцев, обещают произведения, вдохновленные залами античного искусства Нового Эрмитажа. Какими они будут, пока неизвестно, но надеемся обнаружить среди античных богинь куинновских героинь Кейт Мосс, Памелу Андерсон, а то и порнозвезду Челси Чармс.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 9)

Государственный Эрмитаж

16 апреля — 18 июня


«Охотники за искусством»

Музей импрессионизма открывает год своего пятилетия выставкой, посвященной увлеченным коллекционерам, которые собирали искусство русского модернизма в 1950–80-е годы. На примере четырнадцати коллекционеров из Москвы и Ленинграда, среди которых кинорежиссер Соломон Шустер, медик Александр Мясников и агрофизик Абрам Чудновский, кураторы покажут, что в сталинские годы и в эпоху застоя формировались коллекции произведений музейного уровня. На выставке покажут работы Константина Коровина, Александра Бенуа, Казимира Малевича, Нико Пиросмани и других художников первой трети XX века из частных собраний.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 10)

Музей русского импрессионизма

21 апреля — 29 августа



«Мечты о свободе.

Романтизм в России и Германии»

Течение, возникшее в Германии в конце XVIII века, быстро овладело творческими и мыслящими умами по всей Европе, а до России романтизм добрался в начале XIX века. Не последнюю роль в «романтизации» русской культуры сыграл Василий Жуковский, много лет друживший с автором философских пейзажей Каспаром-Давидом Фридрихом. Романтизм стал не только новым этапом развития искусства, но и во многом точкой отсчета в формировании современного мировоззрения. Третьяковская галерея и Государственные художественные собрания Дрездена решили объединить в выставке-диалоге русских и немецких художников, причем не только XIX века, но и современных авторов. Александр Иванов, Каспар-Давид Фридрих, Алексей Венецианов, Иоганн Овербек, Карл Брюллов, Джеймс Таррелл, Николай Полисский, Андрей Кузькин, Вольфганг Тильманс — более 150 произведений, раскрывающих многогранность и вневременность романтизма.

Открытие нового пространства 

Фонда Ruarts

Фонд Ruarts был основан коллекционером и меценатом Марианной Сардаровой в 2003 году, и это один из крупнейших частных фондов, активно поддерживающих современное искусство в России. За 17 лет была собрана коллекция, в которой советский нонконформизм соседствует с актуальной «уличной волной» и молодыми художниками. В шестиэтажном пространстве фонда будут выставочные залы, библиотека, образовательный центр, книжный магазин и кафе. Первая выставка получила название «Мягкая родина», позаимствованное у художника Дмитрия Цветкова и его знаменитой работы 2011 года — расшитой жемчугом карты России из шерсти и парчи. Экспозиция продемонстрирует значимые произведения из собрания фонда, важные не только в контексте истории искусства, но и как объекты, раскрывающие личность коллекционера, что всегда интересно.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 11)

«Микеланджело Пистолетто»

В 2020 году 86-летний итальянский классик арте повера заболел коронавирусом, поэтому запланированная ретроспектива в ММОМА перенеслась на год. Надеемся, что в этот раз все состоится, и мы увидим работы Пистолетто, охватывающие более 60 лет его творчества. Выставка готовится в тесном сотрудничестве с художником и его мастерской в городе Биелла, несколько site-specific-инсталляций будут созданы специально для Москвы. Пистолетто убежден, что пандемия должна наконец подтолкнуть человечество к более ответственному отношению к своей жизни, использованию ресурсов и взаимоотношениям. Одна из самых известных его работ «Венера тряпичная» уже в 1967 году говорила о чрезмерном потреблении и не потеряла актуальности до сих пор.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 12)

ММОМА

4 июня — 12 сентября

Recycle Group. 

I see what you mean.

Краснодарские художники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов — любимцы коллекционеров, кураторов и музейщиков. Их ироничные инсталляции о взаимодействии человека с технологиями не раз показывали в Венеции на биеннале, и в интерьерах церкви XII века знаменитый крест в виде фейсбучной «f» выглядит даже более эффектно, чем в музее современного искусства. Для петербургского Манежа художники готовят специальную экспозицию I see what you mean, поднимающую тему существования человека в эпоху виртуальной реальности и эволюционного перехода от homo sapiens к homo virtualis. Это повод поразмышлять о нашей одержимости коммуникационными технологиями и неизбежной связанности людей и машин. Скульптуры и инсталляции в Манеже будут виртуально связаны с объектами, находящимися в одной из зарубежных галерей, а посетители с помощью приложения смогут перемещаться между пространствами.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 13)

Выставка номинантов

премии «Инновация»

В 2021 году Нижний Новгород будет отмечать 800-летний юбилей, и, если эпидемиологическая обстановка позволит, празднования будут масштабными, а пик их придется как раз на лето. Переехавшая сюда пару лет назад премия «Инновация» — еще один существенный культурный повод сесть на «Стриж» или «Ласточку» и приехать в Нижний, чтобы увидеть выставку номинантов в «Арсенале» и, возможно, попасть на церемонию награждения. Напомним, что в 2020 году призовой фонд премии в 3 миллиона рублей решили разделить между всеми участниками и поощрить вообще всех в непростой год — аналогично поступила британская Премия Тёрнера.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 14)

Фестиваль «Архстояние»

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 15)

Про фестиваль этого года пока известно то, что одной из его важных тем станет инклюзия, а кураторы объявили открытый конкурс на создание арт-объекта, который будет доступен для восприятия любому гостю. Принять участие в конкурсе «Трудности перевода» могут не только художники, архитекторы и дизайнеры, но и все творчески настроенные люди, которым небезразлична возможность жить в обществе разных, но равных людей. Билеты early birds на фестиваль за 2500 р., кстати, уже в продаже.

«Ян Фабр»

Возмутитель спокойствия консервативно настроенных посетителей Эрмитажа, «рыцарь отчаяния и воин красоты» Ян Фабр возвращается в Петербург с новым высказыванием. В Центральном Манеже покажут семь фильмов-перформансов знаменитого бельгийца: «Не единожды» («Not once»), 2020; «Ланселот» («Lancelot»), 2004; «Тело, тело на стене» («Body, body on the wall»), 1997; «Ангел смерти» («Angel of death»), 2002; «Позор всему земному царству!» («Schande übers ganze Erdenreich!»), 2018; «Глаза животного» («The eyes of the animal»), 2001. Несмотря на свою репутацию радикального художника, Фабр подчеркивает, что все его искусство уходит корнями в традиции классической фламандской живописи. Искать отсылки к Рубенсу и Йордансу можно будет в скульптурах, рисунках и инсталляциях, которые также будут показаны на выставке.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 16)

«Служба времени. О природе 

длительности, преодоления 

и аффекта»


Выставка сосредоточена на сегменте современного искусства, в фокусе которого протяженность времени, требуемого для создания произведения. Подобные работы часто построены на многократно повторяемых однообразных действиях, а процесс создания может занимать многие годы, так что они сложны не только технически, но и с точки зрения их «проживания» художником и зрителем. Исследуя разные аспекты того, какие формы может принимать в искусстве время — от радикального боди-арта до концептуалистских практик, — выставка затронет тему особого внутреннего психоэмоционального труда художника. Вот некоторые участники проекта — Нам Джун Пайк, Юрий Альберт, Катрин Ненашева, Елена Ковылина, Никита Алексеев, Чжоу Бин, Виталий Комар, Он Кавара, Андрей Кузькин.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 17)

Музей современного искусства «Гараж»

4 августа — 30 января 2022 (TBC)



6-я Уральская индустриальная 

биеннале современного искусства

Осенью в Екатеринбурге и городах Уральского региона пройдет индустриальная биеннале, заглавная тема которой очень созвучна нынешним временам — «Время обнимать и уклоняться от объятий». Право на прикосновение, границы тела, нормы межличностной коммуникации и само понятие близости будут исследоваться командой кураторов из Берлина, которых выбрал экспертный совет биеннале. Стоит ждать экспериментов с новыми формами перформативности и вовлечения, размышления на темы обитания, путешествия, изоляции, энтропии и неопределенности. Кураторы обратятся к труду Юхани Палласмаа «Мыслящая рука, архитектура и экзистенциальная мудрость бытия», роману Евгения Замятина «Мы», отмечающему 100-летие в 2021 году, и рукотворным планетам Малевича. Уникальный контекст Екатеринбурга с богатой историей постановок, сцен и театров также вдохновляет на поиск новых возможностей и смыслов.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 18)

Международная ярмарка 

современного искусства Cosmoscow

Даже в пандемическом 2020 году на фоне отмен главных международных ярмарок московская Cosmoscow была проведена офлайн, и в ней приняли участие 62 галереи, в том числе зарубежные. Даже с учетом ограничений Роспотребнадзора ее посетили почти 10 000 человек — по сеансам и с соблюдением всех мер безопасности. В этом году помимо основного события в Гостином Дворе в Музее Москвы с 8 по 12 сентября вновь пройдет ярмарка-сателлит blazar, к участию в которой приглашаются не только галереи, но и молодые независимые художники. В ожидании можно потренировать свои навыки коллекционера на онлайн-платформе TEO by Cosmoscow — удобном и красивом маркетплейсе с искусством, дизайном, кураторскими подборками и возможность сортировки по цене.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 19)

Гостиный Двор

10–12 сентября

Выставка русского искусства 

в США 1924–1925 годов

В середине 1920-х годов американской публике было показано более 1000 произведений сотни лучших русских художников того времени. После Первой мировой войны европейский художественный рынок сильно просел, в то время как Америка сохранила покупательную способность, так что расчет организаторов был не только просветительский, но и экономический. Работы Васнецова, Кончаловского, Кустодиева, Бакста, Грабаря, Серова, Фалька и других были успешно проданы и оказались рассеяны в частных собраниях по всему миру. МРИ решил рассказать об этой интересной, но малоизвестной странице истории русского искусства и провел огромную работу по поиску экспонатов выставки. Произведения из музейных и частных коллекций США, Канады, Швейцарии, Великобритании, Австрии, Франции, Украины, Армении, Таджикистана и других стран будут впервые вновь собраны в одной экспозиции, так что у нас будет возможность увидеть то, как почти сто лет назад американская публика познакомилась с передовым русским искусством.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 20)

Музей русского импрессионизма

16 сентября — 16 января 2022

Первая в России выставка 

художника Томаса Деманда 

при участии режиссера и писателя 

Александра Клуге и архитектурного 

бюро SANAA


Немецкий фотограф и скульптор Томас Деманд играет с нашим восприятием реальности, реконструируя в реальном масштабе интерьеры существующих мест с помощью бумаги, ножниц и клея. После того как фотография сделана, макет уничтожается, а вместе с ним стирается и память о нем. В знаменитой Дюссельдорфской школе фотографии Деманд учился на скульптора, но большее влияние на него оказали именно фотографы — Андреас Гурски и Кандида Хёфер, которые показывают влияние среды на человека, убирая человека из этой среды. Опустевшие пространства на снимках Деманда словно мерцают между фактом и фикцией, заставляя нас сомневаться в достоверности изображений, которые мы ежедневно видим в медиа. Интересующийся тем же вопросами немецкий кинематографист и писатель Александр Клуге специально к выставке в «Гараже» предложил три своих киноответа на произведения Деманда — «Глобусы», «Руина» и «Хранилище».

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 21)

Музей современного искусства «Гараж»

4 августа — 30 января 2022 (TBC)



Выставка Бориса Орлова 

к 80-летию художника

К юбилею одного из видных представителей соц-арта Бориса Орлова Breus Foundation планирует его большую персональную выставку, большую часть которой составят произведения из коллекции фонда. В работах Орлова соединяются эстетика советского имперского стиля, отсылки к античности, классицизму, русскому авангарду и приемы поп-арта. Он иронизирует над штампами советской соцреалистической пропаганды, приделывает бюсту Сталина женскую грудь, превращает военные медали в монументальные памятники, исследует партийный пантеон и геральдику. 

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 22)

МАММ

Сентябрь

Выставка номинантов 

Премии Кандинского

Частная премия в области российского современного искусства была учреждена коллекционером и издателем Шалвой Бреусом в 2007 году и вручается в трех номинациях: «Проект года», «Молодой художник. Проект года» и «Научная работа. История и теория современного искусства». Лауреатами в разное время становились Павел Пепперштейн, Таус Махачева, Евгений Гранильщиков, Оля Кройтор, Евгений Антуфьев, AES+F и многие другие. В прошлом году после продолжительного перерыва Премия вернулась к практике проведения выставки номинантов, представляющей актуальный срез российского искусства по мнению экспертного совета. Победители получают не просто престижную строчку в портфолио, но и денежное вознаграждение — 1 800 000 р. за «Проект года» и 450 000 р. за победу в номинации «Молодой художник», претенденты на него будут объявлены в мае.

ММОМА

8 октября — 21 ноября

Новая международная 

биеннале Art For The Future / 

«Искусство будущего»

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 23)

К своему 25-летию Мультимедиа Aрт Музей запустит новую международную биеннале, которая, судя по названию, будет сфокусирована на актуальном искусстве, использующем новые технологии, исследующем новую реальность и размышляющем о будущем. Подробностей пока никаких нет, но есть надежда, что обстоятельства не помешают проекту состояться.

МАММ

Осень 2021


«Братья Морозовы. 

Великие русские коллекционеры»


Смотреть импрессионистов можно бесконечно, поэтому продолжение выставочного сериала, посвященного прославленным русским коллекционерам, снова ждет успех. Эта выставка уже была показана в Эрмитаже два года назад, а в этом году после показа в фонде Louis Vuitton в Париже приедет в ГМИИ. Шедевры Матисса, Пикассо, Моне, отдельный зал с работами Сезанна, встреча двух ренуаровских портретов Жанны Самари, воссозданный музыкальный салон Ивана Морозова, для которого Морис Дени создавал серию панно о Психее.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 24)

ГМИИ им. А. С. Пушкина

Октябрь 2021 — март 2022

«Фернандо Ботеро»

Самый известный в мире колумбийский художник Фернандо Ботеро знаменит тем, что все герои его картин и скульптур — люди, животные и даже предметы — подчеркнуто упитанные. Фигуративиста Ботеро интересует работа с объемами и округлыми формами, а среди источников его вдохновения — искусство этрусков, раннее Возрождение в лице Джотто, Мазаччо и Учелло, преколумбийская эстетика и поп-арт. Гротескную полноту на его картинах обрела Джоконда, герои полотен ван Эйка, Энгра и Гогена. Но записывать Ботеро в число адвокатов бодипозитива было бы слишком плоско, да и сам художник говорит, что одержим вовсе не толстяками, как может показаться, а исключительно идеей объема. На ретроспективной выставке в ММОМА покажут избранные картины и скульптуры из личной коллекции Ботеро, работы из частных коллекций Колумбии, в том числе ранее не выставлявшиеся публично.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 25)

ММОМА, Петровка, 25

9 декабря — март 2022

Открытие ГЭС-2. «Санта-Барбара» 

Рагнара Кьяртанссона


Одно из самых ожидаемых событий года снова — открытие на Болотной набережной ГЭС-2, первой московской площадки фонда V-A-C. Здесь будут выставочные залы, библиотека, книжный, кафе и ресторан, зал на 420 мест, березовая роща, пространства для арт-резиденций, реставрационных мастерских и всего, что может составить современный дом или даже дворец культуры. В отличие от традиционного музея ГЭС-2 ориентируется на совместный с аудиторией поиск ответов на актуальные вопросы, взаимодействие зрителей и художников и побуждение к дискуссии. Проект открытия — «Санта-Барбара» исландского художника Рагнара Кьяртанссона, известного своим интересом к мелодраматическим и музыкальным нарративам. Первая западная мыльная опера на постсоветском телевидении стартовала 2 января 1992 года и не сходила с экрана 30 лет, став одним из символов зарождающейся новой России, а в народном сознании еще и синонимом чего-то нескончаемого.

Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 26)

Болотная набережная

Весна или осень

Открытие

Политехнического музея

Политех должен был открыться после семилетней реконструкции в декабре 2020-го, но вместо этого обрел нового директора: Юлию Шахновскую на этом посту сменила Елена Проничева, руководившая до этого Еврейским музеем и центром толерантности. Будем надеяться, что скоро в Москве все-таки появится современный и классный музей науки, где по традиции будут еще и читать стихи. В ожидании открытия можно посмотреть записи «карантинных» поэтических марафонов «ПолитехLive» или познакомиться с музеем снаружи на экскурсионном туре по музейному парку.


Арт-календарь: на какие выставки ходить в 2021-м (фото 27)
false
767
1300
false
true
true
{"width":1000,"column_width":60,"columns_n":12,"gutter":25,"line":25}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}