Поиск

Светлана Таккори: Венеция вне арх-биеннале. Часть 1

Музей Фонда PRADA и Palazzo Fortuny

Светлана Таккори: Венеция вне арх-биеннале. Часть 1 (фото 1)

Кроме впечатлений от архитектурной биеннале Светлана Таккори поделилась с нами списком других интересных мест, которые стоит посетить, если вы оказались в Венеции. Обойдя Арсенал и Общественный парк, где расположены главные объекты биеннале, отправляйтесь в Музей фонда Prada или музей Palazzo Fortuny. Там вы найдете утилитарное, "наштампованное" искусство на выставке The Small Utopia или созданные в результате кропотливого труда ткани знаменитого Мариано Фортуни-и-Мадрасо.

1. Музей фонда Prada

Светлана Таккори: Венеция вне арх-биеннале. Часть 1 (фото 2)
Музей фонда Prada находится в одном из красивейших особняков Венеции — Ca' Corner della Regina, доме, построенном некогда одной из самых богатых и влиятельных семьей веницианской Республики — Корнэр). Успешный и прибыльный бизнес позволяет Миуччии Прада заниматься арт-проектами — тем, что она любит так же страстно, как и моду. Фонд Prada, основанный Миуччией и ее мужем в 1993 году, является одним из самых значительных фондов современного искусства в Италии. В интервью дизайнер всегда подчеркивает, что фонд не имеет ничего общего с ее модным бизнесом и что она занимается искусством не для того, чтобы лучше продавались ее сумки, а как раз-таки наоборот! Тем не менее будем откровенны: продажа этих самых сумок позволила сеньоре Прада так глубоко и серьезно заняться искусством. В первых ее проектах были представлены творения таких авторов, как Аниш Капур, Михаэль Хезер и Джефф Кунс. Сегодня это настоящие корифеи современного искусства.

Светлана Таккори: Венеция вне арх-биеннале. Часть 1 (фото 3)

В этот раз под названием The Small Utopia Миуччия собрала множество утилитарных и не очень предметов, которые на протяжении второй половины XX века являлись частью нашей жизни. Предметы, выпускаемые большими тиражами на благо народа, тоже могут быть произведениями искусства. Ведь не только уникальность говорит о принадлежности к нему. История знает много примеров, когда можно растиражировать, а то и "наштамповать" красоту, но от этого она меньше не становится. Также можно найти красоту и в самых, казалось бы, неприглядных (в смысле "не глядеть бы на них") вещах. Это мнение одним из первых высказал знаменитый дадаист Марсель Дюшамп, когда выставил на всеобщее обозрение мужской, простите, писсуар и назвал его Fountain.

Светлана Таккори: Венеция вне арх-биеннале. Часть 1 (фото 4)

А "шо нет?!", как часто говорит мой друг Михаил Друян, эмитируя акцент одесситов, тоже обладающих, как известно, недюжим чувством юмора. А некогда уставший от тиражирования искусства, жалуясь, что перевелись настоящие художники и сегодня любая merda (как итальянцы называют "продукты жизнедеятельности" человека) может считаться произведением искусства (между прочим, было это в 1961 году), итальянский художник-концептуалист Пьеро Манцони, недолго думая, в доказательство своих слов, "наконсервировал" в большом количестве в жестяные банки свои экскременты, так и подписав их: Merda d’artista. Между прочим, мой друг, известный миланский коллекционер современного искусства, купил одну из таких консерв на лондонском аукционе, и за очень большие деньги!

Светлана Таккори: Венеция вне арх-биеннале. Часть 1 (фото 5)

В общем, в Ca' Corner собраны и печатные издания книг, и посуда, и одежда, и еда. Все, что когда-то могло казаться нам незначительным или обычным, поскольку использовалось в повседневном обиходе, сегодня превращено в произведения искусства. Также интересно посмотреть на необычные, неприменимые в быту вещи, просто потому, что это красиво! В стеклянных коробах, в красивых залах с высокими расписными потолками можно увидеть ботинки 1972 года под названием Uecker-Schuh с торчащими на носах гвоздями. Последние два сезона, по-моему, все уважающие бренды сделали такие в своих коллекциях, правда, вместо гвоздей применили укороченный вариант — клепки или шипы, чтобы не цепляться и не падать при ходьбе. Разноцветные лица из желе на беленьких тарелочках, правда, без голубой каемочки — фантазия какого-то художника, захотевшего не только попить воды с лица, но с лица же и поесть. А для тех, кому важно не содержание, а форма, — прекрасные образцы посуды из фарфора с супрематическим дизайном Малевича, которую я лично обожаю, как и все направление авангарда в русской живописи начала ХХ века.

Светлана Таккори: Венеция вне арх-биеннале. Часть 1 (фото 6)

Светлана Таккори: Венеция вне арх-биеннале. Часть 1 (фото 7)

2. Музей Palazzo Fortuny

Светлана Таккори: Венеция вне арх-биеннале. Часть 1 (фото 8)

Кто не знает итальянского дизайнера одежды испанского происхождения Мариано Фортуни-и-Мадрасо, создателя самых потрясающих тканей в мире! Это он в 1907 году придумал, как плиссировать шелк (в то время, быть может, только родилась бабушка дизайнера Иссея Мияки, который теперь считается королем плиссировки!). До сих пор способ плиссировки шелка, запатентованный Мариано, носит название "Плиссировка Фортуни". Сара Бернар и Айседора Дункан обожали созданные Фортуни "дельфосы" — длинные шелковые платья в античном стиле, подчеркивающие линии тела.

Еще когда Марино был ребенком, его семья переехала в Венецию. Выкупив красивейшее здание Palazzo Pesaro Orfei, которое тогда было заброшено и пребывало в очень плачевном состоянии, Фортуни отреставрировали его. Мариано, создавая дизайн своих тканей, вдохновлялся, как бы сейчас сказали, винтажными или античными, восточными тканями и коллекционировал их. Фортуни был также большим инноватором в производстве дорогой парчи, шелкового бархата, гобелена. Сначала он окрашивал бархат в нужный цвет, а потом печатал по нему рисунок. Часто использовались металлизированные краски для придания ткани ренессансной фактуры. Художник наносил металлические пигменты на ткани таким способом, что они выглядели не напечатанными, а сотканными.

Светлана Таккори: Венеция вне арх-биеннале. Часть 1 (фото 9)

Абажуры для светильников Фортуни создавал из шелка собственного изготовления — он производил его на фабрике, открытой специально для этих целей в 1919 году на одном из венецианских островов. Интерьер его дома, а также коллекцию тканей Фортуни вы можете посмотреть, посетив этот музей. Тканями покрыты стены Паллаццо Фортуни, они свисают также с неимоверной высоты потолков, и точно никого не оставит равнодушным выставленное там платье из павлиньих перьев.

Светлана Таккори: Венеция вне арх-биеннале. Часть 1 (фото 10)

Текст: Светлана Таккори