Поиск

Театральное дело: 7 премьер осени в Москве и Петербурге

Театральное дело: 7 премьер осени в Москве и Петербурге

Все самые важные постановки этого сезона в одном списке

Текст: Алина Исмаилова

Что бы ни происходило в стране, начинается новый театральный сезон. Buro 24/7 выбрал главные премьеры этой осени, на которые пора покупать билеты.

 

 

 

 

«Слава»

Константин Богомолов

Театральное дело: 7 премьер осени в Москве и Петербурге (фото 1)

 

Где: Большой драматический театр им. Товстоногова

Когда: 8 сентября

 

В Петербурге осенью для театральной публики едва ли найдется событие более ожидаемое, чем дебют Константина Богомолова в БДТ им. Товстоногова. Он поставил востребованную в 30-е годы стихотворную пьесу «Слава» Виктора Гусева, где аккуратно и неявно подвергается критике сталинский режим и идеологический пафос. В одном из интервью Богомолов сообщил, что обнаружил в советском тексте параллели с голливудскими шаблонами, поэтому на сцене БДТ будет создавать мюзикл, вроде нашумевшего «Ла-Ла Ленда». Идею поддержала постоянный художник режиссера Лариса Ломакина, оформив пространство в виде полукруглой концертной сцены. Лаконичная меблировка, красные галстуки и скромные цветастые платья в спектакле сочетаются с масштабными видеопроекциями и звездным небом.

 

«Сквозь / Скольжение по возможностям»

Всеволод Лисовский

Где: Курский вокзал

Когда: 5–7 октября

 

Еще одно приключение от Всеволода Лисовского, комиссара «Театра.doc» и режиссера скандально знаменитого спектакля-прогулки «Неявные воздействия». На этот раз им задумана экспедиция, исходные данные которой — за 48 часов вместе со зрителями преодолеть тысячу километров и побывать в пяти российских городах. Создатели «Скольжения» заботливо предупреждают, что «сделают все зависящее от них, чтобы вы не остались голодны, холодны и без крыши над головой в населенном пункте N» . Сопровождать участников экспедиции будут пять актрис и непосредственно сам Лисовский, а единственным реквизитом «Скольжения по возможностям» станет изнеможение и усталость. Иначе описать происходящее заведомо невозможно, можно только посоветовать заранее озаботиться покупкой билета, который, кстати, стоит совсем недешево — 10 000 рублей.

 

«Сережа»

Дмитрий Крымов

Где: МХТ им. Чехова

Когда: 9 и 10 октября

 

Когда такое нежное название увидел новый руководитель МХТ им. Чехова Сергей Женовач, он попросил режиссера Дмитрия Крымова его переформулировать, опасаясь аллюзий на самого себя. Крымов ничего менять не стал, заверив, что речь идет о сыне Анне Карениной. В основе спектакля сразу три литературных источника: роман Толстого, военная эпопея Гроссмана «Жизнь и судьба» и уникальный, созданный специально для премьеры текст Льва Рубинштейна «Вопросы». Это первый спектакль Дмитрия Крымова после официального ухода из Школы драматического искусства, а для Сергея Женовача он станет первой крупной премьерой под его управлением. Больше подробностей обнаружить нельзя, но можно впечатлиться составом творческой команды — за музыку отвечает Кузьма Бодров, оформлением занимается Мария Трегубова, а хореографией Олег Глушков.

 

«Человек из Подольска Сережа очень тупой»

Мария Брусникина

 

Театральное дело: 7 премьер осени в Москве и Петербурге (фото 2)

 

Где: «Практика»

Когда: 21 сентября

 

На следующий день после неожиданной смерти Дмитрия Брусникина — режиссера и руководителя московской «Практики» — его команда опубликовала в память о мастере анонсирующий трейлер нового спектакля «Человек из Подольска Сережа очень тупой». Он поставлен Марией Брусникиной сразу по двум абсурдистским текстам драматурга Дмитрия Данилова, который весной за один из них («Человек из Подольска». — Прим. ред.) получил «Золотую маску». Интересно, что это не чистокровный театральный проект, а спектакль-инсталляция, сделанный на стыке с современным искусством. Пространством двора, фойе и двух площадок «Практики» занимается художник Савва Савельев, трансформируя его в музей, где зрителю дается гораздо больше возможностей, чем обычно.

 

«Sugar»

Алексей Франдетти

 

Где: Школа драматического искусства

Когда: 15 ноября

 

В продолжение про Дмитрия Крымова: после его ухода из ШДИ появление в репертуаре театра мюзикла «Sugar» Алексея Франдетти можно считать не просто неожиданным, а важным событием — некой новой точкой отсчета. Франдетти едва ли не единственный российский режиссер, который делает из мюзиклов не развлекательное шоу, а приличные спектакли с качественным оформлением и наполнением. В прошлом сезоне за «Суинни Тодда» на Таганке он получил «Золотую маску», а в этом выпускает «Кандид» в Большом и уже полгода проводит кастинг для мюзикла «Стиляги» в Театре наций. Для дебюта в школе он выбрал известный киносценарий «В джазе только девушки», сценографом постановки стал более-менее постоянный художник Франдетти Тимофей Рябушинский.

 

«Иоланта»

Андрий Жолдак

 

Театральное дело: 7 премьер осени в Москве и Петербурге (фото 3)

 

Где: Михайловский театр

Когда: 13 ноября

 

Еще одна важная для российского музыкального театра премьера случится в конце осени, в петербургском Михайловском театре. На его сцене оперу Чайковского «Иоланта» по драме Генриха Герца поставил украино-немецкий режиссер Андрий Жолдак. Провокатор и формалист, он чрезвычайно востребован в Европе, а в России появляется максимально редко и работает пока что исключительно на петербургских площадках. Именно в Михайловском Жолдак шесть лет назад впервые попробовал себя в качестве музыкального режиссера, поставив «Евгения Онегина» вместе с Эй Джеем Вайсcбардом — постоянным световиком Роберта Уилсона и известной художницей Моникой Пормале. В этот раз команда спектакля не менее значительная: музыкальным руководителем является Михаил Татарников, за сценографию как всегда отвечает Даниэль Жолдак, а за свет — Глеб Фильштинский.

 

«Парасомнии»

Дмитрий Курляндский и Вера Мартынов

 

Где: «Электротеатр им. Станиславского»

Когда: 21 ноября

 

«Парасомнии» — совместный перформативный проект композитора Дмитрия Курляндского и художника Веры Мартынов впервые покажут в конце ноября в «Электротеатре». Его действие основано на различных поведенческих феноменах, проявляющихся у человека во время сна. Никакой драматической основы, конечно, нет: сюжет сконструирован из реальных воспоминаний перформеров, текстов современного русского поэта и прозаика Станислава Львовского, электронной музыки и песен-аллюзий на советское прошлое. Спектакль раздроблен номерной структурой, но авторы не сосредоточены на каком-либо частном случае, наоборот, они размышляют о снах и человеческой памяти как о коллективном явлении вне контекста и времени.