Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре
Последний месяц года особенно богат на долгожданные открытия и выставки-блокбастеры, так что отправляемся в обновленные музеи, изучаем ретроспективы культовых художников, открываем для себя новые молодые имена и искусство Средневековья и смотрим на знакомое под новым углом.
«АНАТОЛИЙ ЗВЕРЕВ. ОТКРЫТОЕ ХРАНЕНИЕ»
КОГДА
до 4 октября 2026 года
ГДЕ
Музей AZ
Анатолий Зверев — один из ключевых московских нонконформистов, знаковая фигура второй половины ХХ века, оставивший после себя огромное наследие. В этом году Музей AZ, посвященный творчеству Зверева, отмечает десятилетие, он наконец открылся после продолжительной реконструкции — и представил новый формат экспозиции — открытое хранение, которое разработала куратор Катя Бочавар. Теперь на первом этаже предлагают самостоятельно передвигать экспозиционные сетки, на которых выставлена графика Анатолия, второй этаж заняли многочисленные автопортреты художника, а третий — живопись, тоже на подвижных модулях, но за стеклом: ее самостоятельно посмотреть не получится, но можно прийти на экскурсию, где работы покажут сотрудники. Текущая выставка рассчитана на год, потом ее сменят — наследие художника намного обширнее, чем получается уместить в компактном музее.


ТРИ ВЫСТАВКИ В МУЗЕЕ «КОЛЛЕКЦИЯ. ЗИЛАРТ»
КОГДА
с 2 декабря
ГДЕ
Музей «Коллекция. ЗИЛАРТ»
Еще одно значимое для Москвы открытие — музей «Коллекция. ЗИЛАРТ», новая независимая культурная институция, в основе которой лежит обширная коллекция Андрея и Елизаветы Молчановых, более 8 000 произведений, собранных за 25 лет, — от авангарда и нонконформистов до молодых художников. В начале декабря локация открывает двери для широкой публики и приглашает на три большие выставки: «Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве», «Африканское искусство: боги, предки, жизнь» и инсталляцию Гриши Брускина Dies Illa. В первом проекте скульптура второй половины ХХ — начала XXI века соседствует с живописью и графикой неофициального и актуального искусства: такое соединение покажет ход мысли и пластические поиски при переходе к объему. На четвертом этаже покажут крупнейшую в России экспозицию традиционного искусства Западной и Центральной Африки — более тысячи артефактов, созданных мастерами десятков народов. А масштабная инсталляция Гриши Брускина — художника из среды советского неофициального искусства — развивает темы, впервые заявленные на Венецианской биеннале 2017 года.


«ДОМ СОМНЕНИЙ»
КОГДА
до 18 января
ГДЕ
Галерея «Здесь» на Таганке
Художник и куратор Вова Перкин однажды решил: зачем пытаться попасть на биеннале современного искусства, если можно сделать собственную? Так появилась «Перкиннале», и теперь она проходит уже в третий раз и охватывает три города — Казань, Нижний Новгород, а теперь и Москву. Последняя выставка под названием «Дом сомнений» стала логичным финалом нижегородской и казанской, подвела итог художественного исследования подсознания, предпринятого Перкиным и близкими ему по духу художниками. Работы полны разнообразных самобытных персонажей, населяющих глубинные комнаты разума, они, как и мы, переживают тревоги и внутренние конфликты, но, только пройдя через циклы этих эмоций, можно выйти из лабиринта комнат внутреннего дома сомнений. Выставка получилась яркой и веселой на первый взгляд, но при этом глубоко терапевтичной.


«ТАТЛИН. КОНСТРУКЦИЯ МИРА»
КОГДА
до 22 марта
ГДЕ
Центр «Зотов»
В декабре исполняется 140 лет со дня рождения одного из главных авангардистов — Владимира Татлина. Его работы и теоретические выкладки оказали колоссальное влияние на все искусство ХХ века, так что даже удивительно, что нынешняя выставка первая в России за 30 лет. Но получилась она всеобъемлющей: собрали 220 экспонатов, в том числе редкие эскизы и чертежи, графику, фотографии и реконструкции. Зрителям предстоит погружение в мир будущего, каким его видел визионер Татлин, в его мечты о новом времени, где привычные материалы становятся искусством, а функциональность и эстетика неразрывны. Многие его первые пробы кинетической архитектуры были утрачены, но на экспозиции покажут их точные научные реконструкции, а еще — единственный сохранившийся легендарный аппарат «Летатлин».


«НЕТЕМНЫЕ ВЕКА: НОВЕЛЛЫ О СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И АКАДЕМИЗМАХ»
КОГДА
до 3 мая
ГДЕ
«ГЭС-2»
Исследовательские проекты «ГЭС-2» — всегда про связь прошлого с настоящим и про то, как искусство трансформируется через призму современного опыта. Новая выставка кристально точно ложится в эту канву: это проект про образы исторических эпох — Древней Греции, античного Рима, Средневековья — и про то, как они преломлялись в произведениях художников в разное время. Экспозиция объединит русские иконы и готическую скульптуру, живопись и графику классицизма, академизма и модерна XVIII–XX веков, современные инсталляции и видео-арт. Получится многоканальное сопоставление и проверка на прочность стереотипов: была ли античность такой эстетской, как мы воспринимаем ее сейчас, а Средние века — дремучими и темными? Однозначных ответов нет, зато есть многоголосые поиски.


«РАЗМЫШЛЕНИЯ. КНИГИ ХУДОЖНИКА»
КОГДА
до 30 января
ГДЕ
Галерея pop/off/art
Художник и архитектор Александр Константинов знаком в основном по монументальным объектам и масштабным инсталляциям в городском пространстве с фирменной штриховкой: здания покрывались линиями, будто нарисованными карандашом, или как бы тонкой сеткой миллиметровой бумаги. У Константинова был и другой интерес — книга художника, особый жанр, где каждый лист издания создается вручную. Графические листы из книг автора и показывают на камерной выставке в галерее pop/off/art: каждому предлагают увеличительное стекло, чтобы в мельчайших подробностях рассмотреть тонкие штрихи гравюр, имитации пятен и потертостей на бумаге, на самом деле тоже созданных штриховкой на офортных пластинах.


НОВЫЙ, 13-Й СЕЗОН «ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ» «ВИНЗАВОДА»
КОГДА
до мая 2026 года
ГДЕ
ЦСИ «Винзавод»
Центр современного искусства продолжает открывать новые имена через «Открытые студии» — проект на стыке мастерских, резиденции и арт-школы. Десять молодых художников в течение нескольких месяцев будут работать под руководством ментора Полины Могилиной, и в студии можно прийти практически в любой момент, познакомиться с авторами, понаблюдать за процессом, поучаствовать в мероприятиях параллельной программы. Резиденты нового сезона — Оксана Афанасьева, Ирина Зюськина, Тима Илларионов, Артур Кривошеин, Александр Крылов, Анна Лапшинова, Катя Никитина, Самуил, Гоша Хомич, Арина Шабанова: некоторые имена могут быть знакомы знатокам по ярмаркам молодого искусства и групповым выставкам, другие — совсем новые, но все точно заслуживают внимания.


ОБНОВЛЕНИЕ ОТКРЫТОГО ХРАНЕНИЯ «ГАРАЖА»
КОГДА
с 29 ноября
ГДЕ
Музей «Гараж»
«Гараж» продолжает ротацию своего открытого хранения — теперь в проницаемых ячейках выставлены новые работы из его собрания, а также произведения, которые музей только планирует приобрести. Нынешняя итерация фокусируется на искусстве 1990–2020-х годов: это, например, фотороман «Как я люблю» и видео Happy End Людмилы Горловой, две инсталляции Константина Звездочетова, графика Нины Котел, фотосерия «НИИ» Анастасии Цайдер, видео «Горе от ума» Ольги Тобрелутс, а также масштабная работа 0331с «Такой момент», созданная непосредственно в открытом хранении с помощью огнетушителей, распыляющих краску.

Фото: Алексей Народицкий, музей современного искусства «Гараж»

«ИЗ ПЕКИНА В МОСКВУ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР»
КОГДА
до 23 февраля
ГДЕ
Третьяковская галерея
В рамках года культурного сотрудничества между Россией и Китаем Третьяковская галерея и Национальный музей Китая подготовили выставочный обмен: в Пекин отправились полотна Репина, а в Москве показывают традиционное китайское искусство — ценные свитки эпохи династий Мин и Цин, каллиграфию и роспись по шелку XIV–XIX веков. Утонченные сюжеты, природные мотивы, бытовые сцены, погружающие в ту далекую эпоху, — небольшая, на несколько залов, выставка получается умиротворяющим созерцательным путешествием через время и пространство. Настраивайтесь на замедление, чтобы рассмотреть выверенные мазки туши и тонкие миниатюры.


Статьи по теме
Подборка Buro 24/7