Поиск

Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре

Текст: Варя Баркалова

Последний месяц года особенно богат на долгожданные открытия и выставки-блокбастеры, так что отправляемся в обновленные музеи, изучаем ретроспективы культовых художников, открываем для себя новые молодые имена и искусство Средневековья и смотрим на знакомое под новым углом.


«АНАТОЛИЙ ЗВЕРЕВ. ОТКРЫТОЕ ХРАНЕНИЕ»

КОГДА

до 4 октября 2026 года


ГДЕ

Музей AZ

Анатолий Зверев — один из ключевых московских нонконформистов, знаковая фигура второй половины ХХ века, оставивший после себя огромное наследие. В этом году Музей AZ, посвященный творчеству Зверева, отмечает десятилетие, он наконец открылся после продолжительной реконструкции — и представил новый формат экспозиции — открытое хранение, которое разработала куратор Катя Бочавар. Теперь на первом этаже предлагают самостоятельно передвигать экспозиционные сетки, на которых выставлена графика Анатолия, второй этаж заняли многочисленные автопортреты художника, а третий — живопись, тоже на подвижных модулях, но за стеклом: ее самостоятельно посмотреть не получится, но можно прийти на экскурсию, где работы покажут сотрудники. Текущая выставка рассчитана на год, потом ее сменят — наследие художника намного обширнее, чем получается уместить в компактном музее.


Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре (фото 1)
Открытое хранение Музея AZ
Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре (фото 2)
Анатолий Зверев, «Автопортрет», середина 1950-х

ТРИ ВЫСТАВКИ В МУЗЕЕ «КОЛЛЕКЦИЯ. ЗИЛАРТ»

КОГДА

с 2 декабря


ГДЕ

Музей «Коллекция. ЗИЛАРТ»

Еще одно значимое для Москвы открытие — музей «Коллекция. ЗИЛАРТ», новая независимая культурная институция, в основе которой лежит обширная коллекция Андрея и Елизаветы Молчановых, более 8 000 произведений, собранных за 25 лет, — от авангарда и нонконформистов до молодых художников. В начале декабря локация открывает двери для широкой публики и приглашает на три большие выставки: «Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве», «Африканское искусство: боги, предки, жизнь» и инсталляцию Гриши Брускина Dies Illa. В первом проекте скульптура второй половины ХХ — начала XXI века соседствует с живописью и графикой неофициального и актуального искусства: такое соединение покажет ход мысли и пластические поиски при переходе к объему. На четвертом этаже покажут крупнейшую в России экспозицию традиционного искусства Западной и Центральной Африки — более тысячи артефактов, созданных мастерами десятков народов. А масштабная инсталляция Гриши Брускина — художника из среды советского неофициального искусства — развивает темы, впервые заявленные на Венецианской биеннале 2017 года.

Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре (фото 3)
Евгений Чубаров, «Абстракция», 1992
Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре (фото 4)
«Сидящий мужчина. Фигура предка». Терракота. Дженне, XII–XVI века

«ДОМ СОМНЕНИЙ»

КОГДА

до 18 января


ГДЕ

Галерея «Здесь» на Таганке

Художник и куратор Вова Перкин однажды решил: зачем пытаться попасть на биеннале современного искусства, если можно сделать собственную? Так появилась «Перкиннале», и теперь она проходит уже в третий раз и охватывает три города — Казань, Нижний Новгород, а теперь и Москву. Последняя выставка под названием «Дом сомнений» стала логичным финалом нижегородской и казанской, подвела итог художественного исследования подсознания, предпринятого Перкиным и близкими ему по духу художниками. Работы полны разнообразных самобытных персонажей, населяющих глубинные комнаты разума, они, как и мы, переживают тревоги и внутренние конфликты, но, только пройдя через циклы этих эмоций, можно выйти из лабиринта комнат внутреннего дома сомнений. Выставка получилась яркой и веселой на первый взгляд, но при этом глубоко терапевтичной.

Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре (фото 5)
«Сердца плавильный котел», Дима Маконда, 2024
Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре (фото 6)
Триптих «Без названия», Вова Перкин, 2025

«ТАТЛИН. КОНСТРУКЦИЯ МИРА»

КОГДА

до 22 марта


ГДЕ

Центр «Зотов»

В декабре исполняется 140 лет со дня рождения одного из главных авангардистов — Владимира Татлина. Его работы и теоретические выкладки оказали колоссальное влияние на все искусство ХХ века, так что даже удивительно, что нынешняя выставка первая в России за 30 лет. Но получилась она всеобъемлющей: собрали 220 экспонатов, в том числе редкие эскизы и чертежи, графику, фотографии и реконструкции. Зрителям предстоит погружение в мир будущего, каким его видел визионер Татлин, в его мечты о новом времени, где привычные материалы становятся искусством, а функциональность и эстетика неразрывны. Многие его первые пробы кинетической архитектуры были утрачены, но на экспозиции покажут их точные научные реконструкции, а еще — единственный сохранившийся легендарный аппарат «Летатлин».

Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре (фото 7)
Владимир Татлин, «Натурщица», 1913
Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре (фото 8)
Владимир Татлин, модель проекта «Памятника III Интернационалу», 1920

«НЕТЕМНЫЕ ВЕКА: НОВЕЛЛЫ О СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И АКАДЕМИЗМАХ»

КОГДА

до 3 мая


ГДЕ

«ГЭС-2»

Исследовательские проекты «ГЭС-2» — всегда про связь прошлого с настоящим и про то, как искусство трансформируется через призму современного опыта. Новая выставка кристально точно ложится в эту канву: это проект про образы исторических эпох — Древней Греции, античного Рима, Средневековья — и про то, как они преломлялись в произведениях художников в разное время. Экспозиция объединит русские иконы и готическую скульптуру, живопись и графику классицизма, академизма и модерна XVIII–XX веков, современные инсталляции и видео-арт. Получится многоканальное сопоставление и проверка на прочность стереотипов: была ли античность такой эстетской, как мы воспринимаем ее сейчас, а Средние века — дремучими и темными? Однозначных ответов нет, зато есть многоголосые поиски.

Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре (фото 9)
Даня Пирогов, «Подкоп», 2025
Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре (фото 10)
«Нетемные века: новеллы о Средневековье и академизмах»

«РАЗМЫШЛЕНИЯ. КНИГИ ХУДОЖНИКА»

КОГДА

до 30 января


ГДЕ

Галерея pop/off/art

Художник и архитектор Александр Константинов знаком в основном по монументальным объектам и масштабным инсталляциям в городском пространстве с фирменной штриховкой: здания покрывались линиями, будто нарисованными карандашом, или как бы тонкой сеткой миллиметровой бумаги. У Константинова был и другой интерес — книга художника, особый жанр, где каждый лист издания создается вручную. Графические листы из книг автора и показывают на камерной выставке в галерее pop/off/art: каждому предлагают увеличительное стекло, чтобы в мельчайших подробностях рассмотреть тонкие штрихи гравюр, имитации пятен и потертостей на бумаге, на самом деле тоже созданных штриховкой на офортных пластинах.

Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре (фото 11)
Александр Константинов, из книги Meditat ones de prima philosophia («Размышления о первой философии»), 1999
Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре (фото 12)
Александр Константинов, из книги Betrachtungen («Размышления»), 1997

НОВЫЙ, 13-Й СЕЗОН «ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ» «ВИНЗАВОДА»

КОГДА
до мая 2026 года


ГДЕ

ЦСИ «Винзавод»

Центр современного искусства продолжает открывать новые имена через «Открытые студии» — проект на стыке мастерских, резиденции и арт-школы. Десять молодых художников в течение нескольких месяцев будут работать под руководством ментора Полины Могилиной, и в студии можно прийти практически в любой момент, познакомиться с авторами, понаблюдать за процессом, поучаствовать в мероприятиях параллельной программы. Резиденты нового сезона — Оксана Афанасьева, Ирина Зюськина, Тима Илларионов, Артур Кривошеин, Александр Крылов, Анна Лапшинова, Катя Никитина, Самуил, Гоша Хомич, Арина Шабанова: некоторые имена могут быть знакомы знатокам по ярмаркам молодого искусства и групповым выставкам, другие — совсем новые, но все точно заслуживают внимания.

Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре (фото 13)
Оксана Афанасьева, «В детстве я боялась», 2025
Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре (фото 14)
Самуил, «Без названия», 2025

ОБНОВЛЕНИЕ ОТКРЫТОГО ХРАНЕНИЯ «ГАРАЖА»

КОГДА

с 29 ноября


ГДЕ

Музей «Гараж»

«Гараж» продолжает ротацию своего открытого хранения — теперь в проницаемых ячейках выставлены новые работы из его собрания, а также произведения, которые музей только планирует приобрести. Нынешняя итерация фокусируется на искусстве 1990–2020-х годов: это, например, фотороман «Как я люблю» и видео Happy End Людмилы Горловой, две инсталляции Константина Звездочетова, графика Нины Котел, фотосерия «НИИ» Анастасии Цайдер, видео «Горе от ума» Ольги Тобрелутс, а также масштабная работа 0331с «Такой момент», созданная непосредственно в открытом хранении с помощью огнетушителей, распыляющих краску.

Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре (фото 15)
Открытое хранение в Музее современного искусства «Гараж», 2025
Фото: Алексей Народицкий, музей современного искусства «Гараж»
Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре (фото 16)

«ИЗ ПЕКИНА В МОСКВУ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР»

КОГДА
до 23 февраля


ГДЕ

Третьяковская галерея

В рамках года культурного сотрудничества между Россией и Китаем Третьяковская галерея и Национальный музей Китая подготовили выставочный обмен: в Пекин отправились полотна Репина, а в Москве показывают традиционное китайское искусство — ценные свитки эпохи династий Мин и Цин, каллиграфию и роспись по шелку XIV–XIX веков. Утонченные сюжеты, природные мотивы, бытовые сцены, погружающие в ту далекую эпоху, — небольшая, на несколько залов, выставка получается умиротворяющим созерцательным путешествием через время и пространство. Настраивайтесь на замедление, чтобы рассмотреть выверенные мазки туши и тонкие миниатюры.

Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре (фото 17)
Люй Цзи, «Свиток: золотистый фазан с камелиями», XV век
Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре (фото 18)
Дун Банда, «Свиток. Цветы сливы на фоне заснеженной горы Дэнвэй», XVIII век

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7