Фильмы о Тэтчер и Высоцком обречены?
Они знают Тэтчер, как мы — Высоцкого
На днях в Великобритании состоялась долгожданная премьера исторической драмы "Железная леди" режиссера Филлиды Ллойд с Мэрил Стрип в главной роли. Картина, посвященная жизни единственной за всю историю Англии женщины, занимавшей пост премьер-министра, вызвала неоднозначную реакцию на родине баронессы. Например, нынешний премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон сказал, что кинолента снята немного преждевременно и рассказывает слишком мало о гение Тэтчер, ее профессиональных качествах и характере. Кстати, несмотря на критику самого сюжета, Кэмерон отметил блестящую игру Мэрил Стрип. Многие британские журналисты не скрывают своего прохладного отношения к картине. "Зачем мне рассказывать о Тэтчер? Я жила при тэтчеризме и все прекрасно помню", — написала кинокритик Энн Билсон на своей странице в микроблоге Twitter.
Возможно, Филлида Ллойд совершила ту же ошибку, что и российский режиссер Петр Буслов, снявший нашумевшую биографическую картину "Высоцкий. Спасибо, что живой". После выхода "Высоцкого" в широкий прокат большинство зрителей было озадачено: Владимир Семенович Высоцкий — самый популярный музыкант, актер и поэт СССР, самый цитируемый автор в Советском Союзе и постсоветской России, отдушина народа, в конце концов, гений и достояние государства, как Александр Пушкин и Федор Достоевский. Где же это в фильме? Где песни Высоцкого? Его харизма? Буслов не передал таланта, гениальности Высоцкого, тем самым обозначив главный недостаток собственной киноленты.
Впечатления первых зрителей "Железной леди" в Лондоне схожи с реакцией россиян, посмотревших "Высоцкого". Видимо, Филлида Ллойд, подобно нашему отечественному режиссеру, несколько неправильно расставила акценты в своей работе.
В "Железной леди" Тэтчер — уставшая, стареющая женщина. Процесс старения человека, в особенности женщины, всегда будет "тонкой материей" в руках кинематографиста. Психологизм хорошему кино никогда не мешал, однако зачем делать его главной сюжетной составляющей фильма о таком ярком, выдающемся политическом лидере, как Тэтчер? Эмоции, трагедия, неприятие реальности — все это не чуждо человеческой природе, тем более когда речь идет о метаморфозах, происходящих с женщиной, но зритель всегда будет ждать чего-то большего. И даже имя Мэрил Стрип в титрах никогда не будет означать успеха фильма. Как говорил Альфред Хичкок, "чтобы снять великий фильм, нужны всего три вещи: сценарий, сценарий и сценарий". Может, стоит прислушаться к сэру Альфреду?
Текст: Тамара Васильева