Поиск

Лысина, скулы, бордовая помада: как визажисты указывают на злодеев в кино

Лысина, скулы, бордовая помада: как визажисты указывают на злодеев в кино

Перебрали всех маньяков и ведьм от Ганнибала Лектера и Патрика Бейтмана до Малефисенты и темной стороны Лоры Палмер

Текст: Роксана Киселева

Видите персонажа с острыми скулами, шрамом или бордовой помадой? Это убийца, и мы ничего не проспойлерили. BURO. узнало, что общего во внешности у всех кинематографических злодеев.

Почему все злодеи выглядят непривлекательно и что с этим не так?

Ганнибал Лектер и Дарт Вейдер — лысые, а лицо злой колдуньи Бастинды из «Волшебника страны Оз» покрыто бородавками. Чем уродливее персонаж — тем он злее: золотой закон Голливуда. Некоторые дерматологи (и мы) выступают против этого.

Сотрудники медицинского отделения Техасского университета в Галвестоне проанализировали внешность 10 персонажей из списка «100 величайших злодеев Американского института киноискусства» и сравнили их с 10 положительными героями.

Среди главных злодеев были выбраны доктор Ганнибал Лектер («Молчание ягнят»), Дарт Вейдер («Империя наносит ответный удар»), «Королева» («Белоснежка и семь гномов»), Риган Макнил («Экзорцист») и «Злая ведьма» («Волшебник страны Оз»). Из положительных героев — Аттикус Финч («Убить пересмешника»), Индиана Джонс («Налетчики потерянного ковчега»), Джеймс Бонд («Доктор Нет») и Рокки Бальбоа («Рокки»).

Лысина, скулы, бордовая помада: как визажисты указывают на злодеев в кино (фото 1)

Исследователи обнаружили следующие дерматологические состояния у отрицательных персонажей:

Алопеция (выпадение волос) у трех злодеев.
Темные круги под глазами у трех злодеев.
Глубокие морщины на лице у двух злодеев.
Несколько шрамов на лице у двух злодеев.
Verruca vulgaris (бородавки) на лице у двух злодеев.
Ринофима (выпуклый или «румяный» нос) у одного злодея.

Положительные персонажи, конечно же, были изображены конвенционально красивыми людьми.

Использование кинематографистами особенностей кожи для противопоставления добрых и злых персонажей может способствовать развитию склонности к предрассудкам в нашем обществе, направленным на людей с кожными заболеваниями, — такой вывод сделали авторы исследования, и он абсолютно справедливый.

Национальная организация по альбинизму и гипопигментации также выступила с протестом против использования персонажей-альбиносов в качестве злодеев, а фильмы, где у злодеев присутствуют шрамы на лице, больше не будут получать финансирование от Британского института кино. Кроме того, БИК запустили хештег в твиттере и инстаграме #IAmNotYourVillain (я не твой злодей) совместно с благотворительной организацией Changing Faces в поддержку актеров, которые не подходят под традиционные голливудские стандарты красоты.

Киноиндустрия имеет невероятное влияние на публику в ее представлении о разнообразии, но все равно часто использует физические недостатки как атрибут злодейства. Особенно тревожно видеть, что дети сначала не проводят эту ассоциацию, пока фильмы не начинают влиять на их отношение к особенностям на лице сугубо отрицательным образом.

Почему у них всех такие острые скулы?

В начале фильма посмотрите на актерский состав. Заметили кого-нибудь с особенно выдающимися, острыми или высокими скулами и угловатым подбородком? Скорее всего, это наш злодей и скоро он кого-нибудь убьет или предаст.

Патрик Бейтман в «Американском психопате», Чак Басс из «Сплетницы», Спайк из «Баффи — истребительницы вампиров» — что их объединяет? Лицо «мудака».

Лысина, скулы, бордовая помада: как визажисты указывают на злодеев в кино (фото 2)
Лысина, скулы, бордовая помада: как визажисты указывают на злодеев в кино (фото 3)
Лысина, скулы, бордовая помада: как визажисты указывают на злодеев в кино (фото 4)

Острые скулы придают лицу более угловатый вид, с которым интенсивные эмоции (гнев, злоба, дерзость) передаются ярче. А еще герои с мягкими чертами лица выглядят как дети, а дети = невинность, вот вам и разгадка почему в злодеи обычно выбирают скуластых актеров и актрис. Вспомните героя Мэтта Дилона в «Доме, который построил Джек». Сели бы в машину к незнакомцем с такими скулами? Ума Турман села, и все закончилось не лучшим образом для нее.

Этот прием более показателен для аниме, где черты лица намеренно искажены, а в игровом кино это правило скорее применимо к мужчинам. Но эмпаурментские настроения в обществе влияют на киноиндустрию, и мы получаем Малефисенту — настоящую badass evil bitch свежего формата. Злодейства Анджелине Джоли добавили вылепленными из пластического грима острыми скулами, а не шрамами или бородавками (ура!).

И, наконец, почему все злодейки носят смоки?

В статье Allure «Sugar or Spice» (август 2010-го) визажистка Мишель Фан объяснила привлекательность макияжа плохой девочки для кинематографистов. «Обычно злодеи изображаются более взрослыми, чем принцессы», — говорит она. «Поэтому они носят темный макияж глаз, темные губы и их скулы подчеркнуты скульптором — эти элементы макияжа считаются сексуальными и должны отображать уверенность и дерзость героинь.

Лысина, скулы, бордовая помада: как визажисты указывают на злодеев в кино (фото 5)
Лысина, скулы, бордовая помада: как визажисты указывают на злодеев в кино (фото 6)

И это правда: от Урсулы из Русалочки до темной стороны Лоры Палмер («Твин Пикс. Огонь, иди со мной») и Сабрины («Леденящие душу приключения Сабрины») — характеры этих персонажей раскрываются примерно одинаковыми приемами в макияже: угольные смоки и помада потемнее. И обратите внимание на макияж и прическу Эммы Робертс в новом сезоне «Американской истории ужасов». Если Эмма-блондинка в прошлых сезонах играла настоящую сучку, то для роли Брук, милой девчонки с трагичной судьбой, актрисе перекрасили волосы в каштановый и сделали натуральный макияж, тогда как другая главная героиня, Монтана Дюк, которую зрители уже относят к злодейкам, выглядит ее полной противоположностью.

Хороший вопрос: почему сексуальность женщины идет рука об руку со злодейством?

Лысина, скулы, бордовая помада: как визажисты указывают на злодеев в кино (фото 7)

Нам больше нравится, как Эми Форсайт, глава мейкап-департамента «Очень странных дел» придумала постепенно затемнять Уиллу Байерсу глаза при помощи цветных линз (всего использовали 4 пары разных оттенков), чтобы показать процесс поглощения его личности демогоргоном. Надеемся, и характеры женских антагонистов будут раскрывать через более интересные приемы, а не просто с помощью красной помады.

Смотрите «Малефисента. Владычица тьмы»
в прокате с 17 октября
Купить билеты