Поиск

Что такое эффективный альтруизм: 5 идей из книги «Жизнь, которую вы можете спасти»

Что такое эффективный альтруизм: 5 идей из книги «Жизнь, которую вы можете спасти»

Какой посыл заложил в свою книгу философ Питер Сингер

Текст: Buro 24/7

Австралийский философ и профессор биоэтики Принстонского университета Питер Сингер — один из основоположников эффективного альтруизма. В своих книгах он заставляет читателей задуматься о вопросах, которые большинство из нас сочтут неудобными. Кого мы должны спасти в критической ситуации — своего ребенка или десятки других? Имеем ли мы право ходить на выставки и покупать питьевую воду? Все свои мысли автор подкрепляет цифрами и занятными примерами социологических и психологических экспериментов. Книги Сингера издаются по всему миру, а среди его почитателей — Билл Гейтс и сооснователь Facebook Дастин Московиц. Совсем недавно издательство фонда «Нужна помощь» выпустило первое русское издание книги Сингера «Жизнь, которую вы можете спасти». Мы выделили основные идеи автора.

 

Если вы хотя бы раз покупали воду
в стеклянной или пластиковой таре,
то у вас есть лишние деньги

Сингер известен своими одиозными высказываниями. Как это, например. С его мнением можно не согласиться, но и поспорить с ним сложно — у каждого из нас есть деньги, которые мы тратим на излишества или по крайней мере те вещи, которые сочли бы излишествами по-настоящему нуждающиеся люди. Мы можем пить воду из фильтра, варить кофе дома, отдать ребенка не в частную дорогую школу, а в обычную государственную, а сэкономленные на этом деньги отдавать на благотворительность. Жить по Сингеру уже начали некоторые российские знаменитости. Например, недавно Сергей Игнашевич отказался от перелета бизнес-классом в пользу экономкласса, а разницу отдал благотворительному фонду «Нужна помощь».

 

 

Филантропия в поддержку культуры
и искусства в мире, где люди умирают
от голода и болезней, сомнительна
с нравственной точки зрения

В подтверждение этой идеи Сингер привел покупку Метрополитен-музеем в Нью-Йорке картины «Мадонна с младенцем» кисти средневекового автора Дуччо более чем за 45 миллионов долларов. На эти деньги, как подсчитал Сингер, можно было бы вернуть зрение 900 тысячам жителей развивающейся страны, где операция по удалению катаракты стоит всего 50 долларов, а музеями искусства и не пахнет. Но можно ли считать Билла Гейтса безнравственным человеком за покупку картины да Винчи за 35 миллионов долларов? Нет, нельзя, говорит Сингер, поскольку Гейтс активно и много помогает нуждающимся через свой благотворительный фонд.

 

 

Мы менее активно помогаем, когда видим,
что есть другие люди, которые тоже могли
бы принять в этом участие

Сингер приводит в пример исследование психологов Джона Дарли и Бибба Латане, которые изучали феномен распыления ответственности. Они провели эксперимент, во время которого предложили студентам принять участие в анкетировании. Встретившая их женщина раздала анкеты и вышла в соседнее помещение. Через некоторое время женщина, упавшая со стула, позвала на помощь. Однако из числа студентов откликнулись только те, кто в одиночку заполнял анкету. Молодые люди, которые заполняли анкеты вместе с подсадными участниками, не реагировавшими на призывы о помощи, не пришли на помощь к женщине.

 

 

Есть ряд простых причин,
почему мы не помогаем нуждающимся

Сингер рассказывает с точки зрения науки о том, что нас останавливает в вопросах благотворительности. Во-первых, нам трудно помогать тем, кого не видим и не знаем. Во-вторых, в нас заложено, что мы должны заботиться о детях, родственниках, тех, кто к нам ближе всего. В-третьих, часто мы убеждены, что количество людей, нуждающихся в помощи, не уменьшится, сколько бы мы ни сделали, ведь их слишком много. Четвертая причина — распыление ответственности, или «да ладно, уж и без меня найдется тот, кто поможет». Пятая — чувство справедливости, или «почему я вообще должен помогать, если среди моих знакомых никто этого не делает?» И, наконец, шестая — деньги. Деньги разделяют людей, развивают в них индивидуализм и тем самым в принципе противоречат альтруизму.

 

 

Важно рассказывать о том, что вы помогаете, как можно больше (это не хвастовство)

Тогда другие люди будут ориентироваться на вас и, скорее всего, станут отдавать на помощь нуждающимся бóльшие денег. А если они тоже будут говорить об этом, то эффективность их пожертвования увеличится — через одно или два десятилетия объем средств, направленных на благотворительность, существенно возрастет. Стимул, исходящий от властей, корпораций, волонтерских организаций и других инстанций может подтолкнуть нас к действиям. Работодатели, например, могут сразу вычитать процент из зарплат своих сотрудников. Разумеется, у жертвователей должна быть возможность отказаться от участия в таких акциях, но никому не придет в голову сделать это, ведь это уже станет нормой для общества.