Поиск

Основательница Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi София Чкония: «Еще недавно люди из индустрии даже не знали, где находится Грузия»

Основательница Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi София Чкония: «Еще недавно люди из индустрии даже не знали, где находится Грузия»

Интервью: Наталья Османн

Фото: Георгий Кардава

Тбилиси становится одним из самых колоритных и самобытных направлений в мировом календаре недель моды — все это вряд ли бы стало возможным без Софии Чконии, основательницы и креативного директора Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi. О том, как изменилась Неделя моды, что происходит в Грузии с фэшн-образованием, производствами и поддержкой государства, с Софией специально для BURO. поговорила соосновательница проекта #FollowmeTo Наталья Османн.

Основательница Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi София Чкония: «Еще недавно люди из индустрии даже не знали, где находится Грузия» (фото 1)
Наталья Османн встретилась с Софией Чконией в рамках тура #FollowMeTo на Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi

Я была на первой MBFW Tbilisi пять лет назад, и уже тогда меня поразил масштаб происходящего. Тогда я решила, что помимо флагманских Недель моды в Милане, Париже и Нью-Йорке мне очень интересно освещать и Тбилиси тоже.

 

 

Это очень приятно, потому что я осталась совершенно недовольна первой Неделей и даже не была уверена, что стоит все это продолжать.

 

Что изменилось за эти пять лет?

 

Изменилось очень многое. В первую очередь сами дизайнеры. На первой Неделе моды их было всего десять, и я помню, как просила каждого сделать что-то, чего они никогда до этого не делали. Когда я начинала этот проект, не понимала до конца, что я делаю и зачем. Но я рискнула. И вышло так, что благодаря нашему проекту удалось изменить подход дизайнеров к своей работе, что на самом деле очень важно.

 

 

В Грузии моды как индустрии и бизнеса не существовало — были только отдельные дизайнеры, которые мыслили довольно местечково. Грузинского дизайнера было очень легко определить с первого же взгляда, они были похожи друг друг на друга и не умели мыслить глобально. У них не было связи с международным сообществом, с байерами, и они не относились, возможно, к своему делу так серьезно. Сейчас же все изменилось, появилась конкуренция, масштаб мысли, более серьезное отношение к своей работе.

 

 

Не могу сказать, что сейчас индустрия моды в Грузии развита. К сожалению, по сей день здесь каждый существует сам по себе, самостоятельно ищет финансирование. Нет той выстроенной системы, какая есть в Италии или Франции. Но при всем при этом наши дизайнеры умудряются создавать абсолютно уникальные и не похожие друг на друга коллекции, у них есть потенциал и будущее в мировом масштабе.

 

 

Кроме того изменилась публика. Темы, которые были раньше шоком для аудитории, сейчас воспринимаются нормально. Могу даже сказать, что критиковать стало не модно, мы смогли переломить желание аудитории к чему-нибудь придраться.

 

То есть за это время вы смогли провести некий образовательный процесс и среди дизайнеров, и среди публики?

 

 

Да, мы приучили публику к определенному восприятию, но еще многое предстоит изменить. Постепенно из простого развлечения на пять дней мы превращаемся уже в настоящую Неделю моды.

 

Основательница Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi София Чкония: «Еще недавно люди из индустрии даже не знали, где находится Грузия» (фото 2)

Кто покупает грузинских дизайнеров больше — сами грузины или иностранцы? Кто он — потребитель грузинской моды?

 

 

Мы вообще не рассчитываем на грузинских потребителей. Их, во-первых, очень мало. А во-вторых, имеет место некий постсоветский менталитет, когда нам нравится то, что популярно и хорошо продается на Западе. Поэтому, как только грузинский дизайнер становится популярен в Европе или Америке, появляется интерес к нему и у нас, ведь раз приняли «там», значит, он хороший — такая здесь логика. Сами же выводы не делают, ждут когда кто-то подскажет, что хорошо, а что плохо.

 

Спустя пять лет остались ли дизайнеры, которые начинали вместе с проектом или уже больше молодых?

 

 

Сейчас молодых значительно больше, но есть и те, кто развивается вместе с проектом. Это, например, Situationist, Ираклий Русадзе, его первый показ был в рамках Недели моды в 2015 году.

 

У него очень сильная коллекция в этом году, он стал для меня настоящим открытием!

 

 

Да, свой личный бренд Ираклий создал именно в рамках MBFW Tbilisi. Джордж Кебурия был победителем нашего конкурса молодых дизайнеров, и сейчас он развивается так стремительно и так быстро адаптируется к глобальным изменениям, что меня это просто поражает. Он выбрал свое направление, нашел себя и точно следует этому пути. Я не перестаю удивляться темпам молодых дизайнеров. Это совсем другое поколение, для них инстаграм — неотъемлемая часть жизни с самого детства. Они не жили в Советском Союзе, не привыкли себя в чем-либо ограничивать, и это им очень помогает. Это абсолютно свободное поколение, без предрассудков и навязанных рамок. Это очень важно для дизайнера — не загонять себя в угол, уметь творчески и масштабно мыслить. Им это очень легко удается, в отличие от нашего поколения, которому сложнее что-то менять и адаптироваться к новому.

 

 

В наших странах этот разрыв между поколениями очень заметен. Я искренне считаю, что будущее Грузии — именно в молодых, им нужно помогать, выводить вперед. Они способны изменить мир к лучшему, я в этом уверена. Когда я начинала делать Неделю моды, в моей голове была мысль: помогать молодым, привлекать в мир моды как можно больше новых лиц. И я говорю не только о дизайнерах, но и о фотографах, моделях. Индустрия в Грузии стремительно обрастает молодыми талантливыми лицами. Даже несмотря на отсутствие финансирования, этот процесс уже не остановить: все эти люди нашли свой интерес, увидели вектор развития, у них появилась цель.

 

Основательница Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi София Чкония: «Еще недавно люди из индустрии даже не знали, где находится Грузия» (фото 3)

Как обстоят дела с мужской модой? Пока я наблюдаю в основном женские коллекции.

 

 

Это правда. Мужскую моду у нас никто не делает. У меня была в прошлом году идея ввести один день мужских коллекций. Но дизайнеры, к сожалению, испугались, что им это будет невыгодно, что делать две коллекции в сезон будет слишком сложно и дорого. Но я все же хочу в одном из следующих сезонов организовать мужской уик-энд в рамках недели. Есть уже даже конкретные идеи, как это сделать. У нас есть дизайнеры, которые делают женскую моду, но я точно знаю, что мужская выйдет у них гораздо удачнее. Джаба Диассамидзе, например. Он так стильно одевается сам, что в успехе его мужской коллекции я не сомневаюсь. К следующему сезону я точно заставлю его ее сделать (смеется). Еще отличный пример — Ираклий Русадзе, он не боится, рискует и выигрывает.

 

А как обстоят дела с фэшн-образованием в Грузии? Где учились актуальные сегодня грузинские дизайнеры? Или можно сказать, что они самородки?

 

 

Основное образовательное учреждение в Грузии — Тбилисская государственная академия художеств. Правда существует такая проблема, что молодые люди не хотят учиться, а хотят сразу же становиться дизайнером и создавать свой бренд. А ведь очень важно получить базу, пройти определенный профессиональный путь и набраться опыта.

 

Раньше вы приглашали дизайнеров из других стран — например, украинские марки. Почему перестали?

 

 

Нам приходит множество заявок из других стран. Но мы приглашаем, только когда у коллекции сильная идея. У нас есть программа обмена с другими MBFW, и каждый сезон на неделе присутствует кто-то из зарубежных дизайнеров. Как международная платформа, мы не можем устанавливать ограничений. Но важно отметить, что международная пресса по большей части освещает именно грузинских дизайнеров, акцент всегда на них.

 

Основательница Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi София Чкония: «Еще недавно люди из индустрии даже не знали, где находится Грузия» (фото 4)

Сколько всего дизайнеров представлено в этом году?

 

Сейчас 35, а весной было 45, и было очень сложно. Показы шли нон-стоп. Заявок было куда больше — как из Грузии, так и из других стран. Мы даже удивились, откуда у нас только дизайнеров, почему все начали шить? В следующем сезоне я бы хотела немного сократить количество участников: не хочу, чтобы наши гости уставали, хочу показать им только самое лучшее. Я ведь просматриваю каждую коллекцию, всегда нервничаю и переживаю, как будто это моя коллекция, особенно если вижу, что у дизайнера что-то не получилось. Поэтому правило на следующий сезон: меньше, но лучше.

 

Сегодня в России много говорят о поддержке легкой промышленности. Как с этим в Грузии? Поддерживает ли моду государство?

 

 

К сожалению, в Грузии с этим все плохо: легкой промышленности у нас нет, все материалы дизайнеры вынуждены закупать в Италии или Турции. Есть серьезные проблемы с производством — не хватает рабочей силы. Я привожу много байеров, они рассчитывают на то, что мы готовы к их заказам, а по факту это не так: у многих дизайнеров маленькие ателье, недостаточное количество швей, нет возможности произвести требуемые объемы. Сейчас все понемногу задумываются о производстве в других странах, ищут пути развития. Ведь бренд могут заказать одновременно 25 магазинов, а для этого должно быть максимально налаженное производство, крайне важно сдавать все в срок, иначе по контракту дизайнеру грозят большие штрафы.

 

Признаюсь, я с завистью смотрю на вашу неделю и хочу, чтобы и у нас в стране была такая София! Ведь при всем количестве талантливых ребят в России нет человека, который взял бы всю индустрию в свои руки.

 

 

В России столько интересных дизайнеров! Я вспоминаю наш конкурс молодых дизайнеров, вы не представляете, сколько талантов было из Омска и Екатеринбурга! Я все жду, когда мы повторим этот конкурс, и мечтаю, чтобы они приехали еще раз.

 

Не могу не отметить количество стритстайл-фотографов и мировой прессы у вас. Такие звезды, как например, Адам Катц Синдинг — и ведь он не просто гость, он работает здесь!

 

 

Мы стараемся, чтобы гости вносили свой вклад, и, к счастью, они все с удовольствием это делают. Адам уже пять лет приезжает к нам, и я это очень ценю. Кто-то с нами с самого начала, плюс каждый сезон я стараюсь привозить новые лица. Изначально, когда я общалась с людьми из сферы моды, они даже не знали, где находится Грузия, и мне всегда приходилось долго объяснять. Мне это не нравилось, и я решила это изменить. Кажется, у меня получилось.