Поиск

Как дизайнеры работают с культурным наследием Узбекистана и местными производствами

Подготовила: Алена Галкина


T

За последние полгода сразу несколько уважаемых нами брендов обратились в своих коллекциях к Узбекистану.
Одни использовали местные материалы с маленьких кустарных производств, другие — традиционные ручные техники, третьи выпустили целую коллекцию, основанную на культурном наследии страны. Мы попросили дизайнеров рассказать, что связывает их с Узбекистаном и какие фрагменты узбекской культуры привлекают их с визуальной точки зрения.

Фрол Буримский, основатель марки Flor et Lavr. В дебютной коллекции, представленной на Неделе высокой моды, Фрол использовал узбекские материалы — в том числе винтажные.

«‎Узбекистан — удивительная страна. Когда я оказался здесь впервые, влюбился в нее с первого взгляда. Страну прежде всего определяют люди, которые в ней живут: узбекский народ невероятно добрый, щедрый, душевный и трудолюбивый. Для меня Узбекистан — это не только солнечный и гостеприимный Ташкент и потрясающие воображение Самарканд и Бухара, но и крохотные махалля, где из поколения в поколение передаются богатые традиции. Здесь так же, как и тысячу лет назад, варят сумаляк — поистине мистическое действо. Если ты оказался здесь случайно, тебя обязательно позовут в гости и сделают это очень искренне. Здесь находишь радость и красоту не только в величественных фантомах прошлого и грандиозных постройках, декорациях из сказок о Великом Шелковом пути, но и в самых простых вещах: сотнях видах хлеба и плова, прогулках по рынкам и старым городским улочкам, беседах с ремесленниками и торговцами. Узбекистан для меня — мощнейший источник вдохновения и любви, поэтому свою первую коллекцию я посвятил в том числе этой выдающейся стране.

Как дизайнеры работают с культурным наследием Узбекистана и местными производствами (фото 1)

С уважением к окружающей среде и в попытке создавать вещи вне времени все предметы одежды Flor et Lavr Atelier выпускаются в единичном экземпляре. Все производится вручную и в случае необходимости может быть адаптировано под клиента. Если клиент желает заказать идентичную существующей модель, я предлагаю новые варианты материалов и адаптации дизайна. Это требует постоянного рисерча, и Узбекистан — идеальное место для этого. Мы часто используем винтажные ткани и фурнитуру, которую нашли на аукционах и блошиных рынках. Например, зеленое пальто сделано из узбекского шелкового бархата, сотканного по традиционной технологии вручную. Станок очень узкий, поэтому для этого изделия потребовалось около 15 метров такой ткани. Одна из рубашек сделана из винтажного советского крепдешина, который произвели в Узбекистане лет 60 назад. Мало кто из современных дизайнеров принтов сможет воспроизвести такой непринужденный и высокохудожественный ритм. Меня вдохновляет и традиционный узбекский костюм, поэтому тема Узбекистана для меня, уверен, будет постоянной».

Как дизайнеры работают с культурным наследием Узбекистана и местными производствами (фото 2)
Как дизайнеры работают с культурным наследием Узбекистана и местными производствами (фото 3)

Flor et Lavr Couture, коллекция осень-зима 2019

Азиза Азим, креативный консультант, которая недавно запустила бренд Azi. Первый лукбук марки Азиза снимала в Узбекистане, на озере Чарвак.

«‎Мои родители из Узбекистана. Сама я жила там недолго, зато росла в семье, которая уважает традиции этого народа. Архитектура Узбекистана, живопись и письменность страны — я считаю привлекательными все культурные аспекты, которые подчеркивают колоритность народа, великую историю и локальные традиции. В процессе работы над маркой мне было интересно показать местных девушек — о них не так много говорят, хотя они невероятно красивы, внутренне и внешне. Поэтому лукбук мы снимали в Узбекистане, на озере Чарвак: его героини — ученицы местной школы танца и хореографии.

Как дизайнеры работают с культурным наследием Узбекистана и местными производствами (фото 4)

Вместе с заказом нашим покупателям приходит треугольный талисман, или тумор: в Узбекистане оберег обычно дарят новорожденным от сглаза и на удачу. Наш тумор сделан вручную из винтажной вискозы советского производства. В следующих коллекциях из фрагментов культуры Узбекистана планируем использовать назар — еще один амулет от сглаза. А веревку, на которой висит бирка, специально для бренда вручную сплели женщины в Узбекистане. Мы хотим обратить внимание покупателей на женщин, который создают наши вещи».

Лукбук Azi, который снимали на озере Чарвак в Узбекистане

Женя Ким, основательница бренда J. Kim. Дизайнер уехала в Узбекистан на полгода, чтобы изучить местное текстильное производство и ремесленные техники — и вернулась оттуда с удивительной коллекцией.

«‎Новую коллекцию я создавала в Узбекистане — работа длилась шесть месяцев. Там я познакомилась с красильщицами тканей, вышивальщицами, посмотрела, как производят ткань на ручных станках. Национальные элементы использовала лаконично: где-то приглушала цвет, где-то полностью от него избавлялась. Из сюзане (вышитый вручную настенный ковер. — Прим. BURO.) взяла растительные элементы и червяков, которых трансформировала по-своему: на моих вещах они как будто проедают рукава курток и штанины, расползаются по ткани. Также использовала курок — это такой узбекский пэчворк: скоро выпущу шоперы, которые 80-летняя бабушка собирала из лоскутков. Плюс в коллекции есть сумки-узелки тугун, а также мужские поясные платки бельбоки — ведь коллекция о сильных женщинах.

Как дизайнеры работают с культурным наследием Узбекистана и местными производствами (фото 5)

Больше всего меня волнует, что красота и ценность приданого исчезает на глазах. Бережно хранимые раньше старинные сундуки, винтажные вещи и ткани, элементы интерьера — все это выбрасывается, а на замену приходят пластиковая мебель а-ля красное дерево, дешевые синтетические жаккардовые ткани для курпачей и напечатанные адрасы для платьев. Особенно досадно было осознать, что некоторые вещи, которые меня вдохновили и несут в себе историю, глубину, вещи, в которые вложена душа, вызывают стыд у местного населения. В их глазах это старье и признак бедности».

Как дизайнеры работают с культурным наследием Узбекистана и местными производствами (фото 6)Как дизайнеры работают с культурным наследием Узбекистана и местными производствами (фото 7)Как дизайнеры работают с культурным наследием Узбекистана и местными производствами (фото 8)Как дизайнеры работают с культурным наследием Узбекистана и местными производствами (фото 9)
<blockquote class="instagram-media" data-instgrm-captioned data-instgrm-permalink="https://www.instagram.com/p/B1tnMkHAmLx/?utm_source=ig_embed&amp;utm_campaign=loading" data-instgrm-version="12" style=" background:#FFF; border:0; border-radius:3px; box-shadow:0 0 1px 0 rgba(0,0,0,0.5),0 1px 10px 0 rgba(0,0,0,0.15); margin: 1px; max-width:540px; min-width:326px; padding:0; width:99.375%; width:-webkit-calc(100% - 2px); width:calc(100% - 2px);"><div style="padding:16px;"> <a href="https://www.instagram.com/p/B1tnMkHAmLx/?utm_source=ig_embed&amp;utm_campaign=loading" style=" background:#FFFFFF; line-height:0; padding:0 0; text-align:center; text-decoration:none; width:100%;" target="_blank"> <div style=" display: flex; flex-direction: row; align-items: center;"> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 40px; margin-right: 14px; width: 40px;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 100px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 60px;"></div> </div> </div> <div style="padding: 19% 0;"></div> <div style="display:block; height:50px; margin:0 auto 12px; width:50px;"><svg width="50px" height="50px" viewbox="0 0 60 60" version="1.1" xmlns="https://www.w3.org/2000/svg" xmlns:xlink="https://www.w3.org/1999/xlink"><g stroke="none" stroke-width="1" fill="none" fill-rule="evenodd"><g transform="translate(-511.000000, -20.000000)" fill="#000000"><g><path d="M556.869,30.41 C554.814,30.41 553.148,32.076 553.148,34.131 C553.148,36.186 554.814,37.852 556.869,37.852 C558.924,37.852 560.59,36.186 560.59,34.131 C560.59,32.076 558.924,30.41 556.869,30.41 M541,60.657 C535.114,60.657 530.342,55.887 530.342,50 C530.342,44.114 535.114,39.342 541,39.342 C546.887,39.342 551.658,44.114 551.658,50 C551.658,55.887 546.887,60.657 541,60.657 M541,33.886 C532.1,33.886 524.886,41.1 524.886,50 C524.886,58.899 532.1,66.113 541,66.113 C549.9,66.113 557.115,58.899 557.115,50 C557.115,41.1 549.9,33.886 541,33.886 M565.378,62.101 C565.244,65.022 564.756,66.606 564.346,67.663 C563.803,69.06 563.154,70.057 562.106,71.106 C561.058,72.155 560.06,72.803 558.662,73.347 C557.607,73.757 556.021,74.244 553.102,74.378 C549.944,74.521 548.997,74.552 541,74.552 C533.003,74.552 532.056,74.521 528.898,74.378 C525.979,74.244 524.393,73.757 523.338,73.347 C521.94,72.803 520.942,72.155 519.894,71.106 C518.846,70.057 518.197,69.06 517.654,67.663 C517.244,66.606 516.755,65.022 516.623,62.101 C516.479,58.943 516.448,57.996 516.448,50 C516.448,42.003 516.479,41.056 516.623,37.899 C516.755,34.978 517.244,33.391 517.654,32.338 C518.197,30.938 518.846,29.942 519.894,28.894 C520.942,27.846 521.94,27.196 523.338,26.654 C524.393,26.244 525.979,25.756 528.898,25.623 C532.057,25.479 533.004,25.448 541,25.448 C548.997,25.448 549.943,25.479 553.102,25.623 C556.021,25.756 557.607,26.244 558.662,26.654 C560.06,27.196 561.058,27.846 562.106,28.894 C563.154,29.942 563.803,30.938 564.346,32.338 C564.756,33.391 565.244,34.978 565.378,37.899 C565.522,41.056 565.552,42.003 565.552,50 C565.552,57.996 565.522,58.943 565.378,62.101 M570.82,37.631 C570.674,34.438 570.167,32.258 569.425,30.349 C568.659,28.377 567.633,26.702 565.965,25.035 C564.297,23.368 562.623,22.342 560.652,21.575 C558.743,20.834 556.562,20.326 553.369,20.18 C550.169,20.033 549.148,20 541,20 C532.853,20 531.831,20.033 528.631,20.18 C525.438,20.326 523.257,20.834 521.349,21.575 C519.376,22.342 517.703,23.368 516.035,25.035 C514.368,26.702 513.342,28.377 512.574,30.349 C511.834,32.258 511.326,34.438 511.181,37.631 C511.035,40.831 511,41.851 511,50 C511,58.147 511.035,59.17 511.181,62.369 C511.326,65.562 511.834,67.743 512.574,69.651 C513.342,71.625 514.368,73.296 516.035,74.965 C517.703,76.634 519.376,77.658 521.349,78.425 C523.257,79.167 525.438,79.673 528.631,79.82 C531.831,79.965 532.853,80.001 541,80.001 C549.148,80.001 550.169,79.965 553.369,79.82 C556.562,79.673 558.743,79.167 560.652,78.425 C562.623,77.658 564.297,76.634 565.965,74.965 C567.633,73.296 568.659,71.625 569.425,69.651 C570.167,67.743 570.674,65.562 570.82,62.369 C570.966,59.17 571,58.147 571,50 C571,41.851 570.966,40.831 570.82,37.631"></path></g></g></g></svg></div> <div style="padding-top: 8px;"> <div style=" color:#3897f0; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:550; line-height:18px;"> View this post on Instagram</div> </div> <div style="padding: 12.5% 0;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: row; margin-bottom: 14px; align-items: center;"> <div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(0px) translateY(7px);"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; height: 12.5px; transform: rotate(-45deg) translateX(3px) translateY(1px); width: 12.5px; flex-grow: 0; margin-right: 14px; margin-left: 2px;"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(9px) translateY(-18px);"></div> </div> <div style="margin-left: 8px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 20px; width: 20px;"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 2px solid transparent; border-left: 6px solid #f4f4f4; border-bottom: 2px solid transparent; transform: translateX(16px) translateY(-4px) rotate(30deg)"></div> </div> <div style="margin-left: auto;"> <div style=" width: 0px; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-right: 8px solid transparent; transform: translateY(16px);"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; flex-grow: 0; height: 12px; width: 16px; transform: translateY(-4px);"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-left: 8px solid transparent; transform: translateY(-4px) translateX(8px);"></div> </div> </div></a> <p style=" margin:8px 0 0 0; padding:0 4px;"> <a href="https://www.instagram.com/p/B1tnMkHAmLx/?utm_source=ig_embed&amp;utm_campaign=loading" style=" color:#000; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:normal; line-height:17px; text-decoration:none; word-wrap:break-word;" target="_blank">J.Kim SS20</a></p> <p style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px; margin-bottom:0; margin-top:8px; overflow:hidden; padding:8px 0 7px; text-align:center; text-overflow:ellipsis; white-space:nowrap;">A post shared by <a href="https://www.instagram.com/j.kim/?utm_source=ig_embed&amp;utm_campaign=loading" style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:normal; line-height:17px;" target="_blank"> J.Kim</a> (@j.kim) on <time style=" font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px;" datetime="2019-08-28T15:28:28+00:00">Aug 28, 2019 at 8:28am PDT</time></p> </div></blockquote> <script async src="//www.instagram.com/embed.js"></script>

J. Kim, коллекция весна-лето 2020

Аня Дружинина, дизайнер бренда M-u-r.
Аня использует шелк, который производят
в Ферганской долине Узбекистана. 

«‎Работая над коллекцией, я подумала, что наши бабушки ведь ходили в крепдешине и шелковых блузках — значит, с этим материалом в Советском Союзе проблем не было. Мы начали прикидывать, где тогда брали ткани. Наверное, дружили с КНР плюс помогали союзные республики. Мы начали искать старые фабрики в Казахстане, нам говорили, что все они позакрывались. Узнавала об Узбекистане, разыскивала сайты производств, писала письма, никто долго не отвечал. И внезапно ответили! И хотя ответы были раз в месяц, потому что там проблемы со связью, они все-таки были. Так я начала работать с небольшим производством в Ферганской долине — через нее проходил Великий Шелковый путь. Шелком здесь занимаются около двух тысяч лет.

Как дизайнеры работают с культурным наследием Узбекистана и местными производствами (фото 10)

По этому шелку видно, что он произведен нефабричным способом. Где-то краска легла плотнее, где-то менее плотно, но в этой неидеальности и кроется очарование: сразу представляешь, как материал вручную ткали на топчанах, как, например, дрогнула рука мастера, когда ткань сушилась. Еще есть две особенности. Первая — палитра: используются только натуральные красители, поэтому ткань не может быть, к примеру, неоновой. Второй — небольшая ширина отрезов, 70-80 сантиметров: для сравнения, ширина итальянских и турецких полотен — полтора метра. Когда мы получили первый рулон, я увидела, какой он нежный, узенький — даже стало жалко его. Тогда мы придумали практически безотходную конструкцию платья. Сейчас работаем над небольшой коллекцией из тканей времен СССР, а к сезону весна-лето снова вернемся к узбекскому шелку и сошьем из него почти всю коллекцию».

 Блузка M-u-rс отстегивающимися рукавами, сшитая из узбекского шелка

false
767
1300
false
true
true
{"width":1000,"column_width":65,"columns_n":12,"gutter":20,"line":24}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Оставьте комментарий