Поиск

Обзор выставки: \"Магия тела\" в 5 картинах

Обзор выставки: "Магия тела" в 5 картинах

Новый проект Третьяковской галереи

Текст: Сергей Багулин

Новая выставка в Третьяковской галерее на Крымском валу исследует, как изменялись восприятие и изображение человеческого тела в российском искусстве. Мы расскажем об экспозиции с помощью пяти произведений искусства

"Вирсавия". Карл Брюллов

Это полотно 1832 года "в ответе" за первую часть выставки — "В зеркале мифа". Обнаженную натуру настойчиво избегало, пожалуй, только стыдливое и суровое Средневековье. Ренессанс положил начало "реинкарнации" культа красоты человеческого тела, воспетого античностью. Последующие течения без ложной скромности уделяли наготе пристальное внимание. Мифология — самая благодатная почва. Обнаженная с картины Брюллова не столько библейская героиня, сколько идеал женской красоты вообще.

Обзор выставки: "Магия тела" в 5 картинах (фото 1)

"Натурщица с распущенными волосами". Валентин Серов

Второй раздел экспозиции называется "Мастерская. Художник и модель". Валентин Серов стал одним из первых русских живописцев, превративших работу с натурщицами из технических "штудий" в высокое искусство. Физиология обнаженного тела на полотне 1899 года символична, ее почти нет. Главное для художника — правда изображения, которая выражается в гибкости линий, естественной позе лежащей девушки, игре оттенков и теней. Можно сказать, что прародительницей серовской натурщицы стала знаменитая "Обнаженная" Огюста Ренуара. Французскому импрессионисту пришлось стерпеть немало нападок со стороны приверженцев академизма. Оттенки фиолетового, которыми Ренуар обозначил тень, обозвали "цветом гниения и разложения". Благо, во времена Серова арт-нравы были уже не так суровы.

Обзор выставки: "Магия тела" в 5 картинах (фото 2)

"Русская Венера". Борис Кустодиев

Кустодиевских красавиц распознать очень легко — пышностью форм с ними могут сравниться разве что героини полотен Фернандо Ботеро. Правда, знаменитый колумбиец наделял нестандартными габаритами как латиноамериканок, так и французских монархов, а обнаженные Кустодиева воплощают русскую национальную красоту. Впрочем, Венерой краснощекая банщица, писанная в 1925—1926 годах, зовется неслучайно: позирует русская красавица на античный манер.

Обзор выставки: "Магия тела" в 5 картинах (фото 3)

"Весна. Времена года". Михаил Ларионов

Если предыдущие полотна еще имеют какой-то шанс смутить особо стеснительную часть публики, то работа Ларионова на это едва ли способна. Наивное искусство, которым художник увлекался в 10-х годах ХХ столетия, преображает самую откровенную наготу в абсолютную условность — так могла бы выглядеть Ева в сборнике библейских историй для детей дошкольного возраста, не травмируя невинную психику. При новаторском по тогдашним меркам подходе к обнаженной натуре сюжет картины Ларионова традиционный — аллегория весны.

Обзор выставки: "Магия тела" в 5 картинах (фото 4)

"Утренняя зарядка". Александр Дейнека

Обнаженные на полотнах Дейнеки лишены традиционных изящности и поэтичности. Для художника тело — носитель мятежного духа нового мира, принесенного революцией. Пара спортсменов — девушка и мужчина — выполняют упражнения с тяжелыми снарядами. Их сложно представить вальяжно прилегшими в тени раскидистых ветвей или примостившимися на кушетке в мастерской. Вместо перины — твердый пол, мягкие переливы кожи сменяются напряженностью мышц. Новый мир не построишь с античным вазоном в нежных руках.

Обзор выставки: "Магия тела" в 5 картинах (фото 5)