Поиск

Поздравления маэстро: как проходила репетиция концерта в честь дня рождения Юрия Башмета

Поздравления маэстро: как проходила репетиция концерта в честь дня рождения Юрия Башмета

В концертном зале имени П. И. Чайковского

Текст: Анастасия Каменская

В воскресенье, 24 января, Юрий Башмет отметил свой 63-й день рождения. Поздравления музыкант принимал прямо со сцены: в этот вечер он выступал и как дирижер, и как солист. Без разоблачительных историй из прошлого, разумеется, тоже не обошлось. Рассказываем, как проходил концерт, и показываем, что было на репетиции

Свой день рождения Юрий Башмет решил посвятить путешествиям Чайльд-Гарольда, выбрав для этого не только первоисточник — классическую симфонию Гектора Берлиоза «Гарольд в Италии», но и интерпретации на ту же тему: серенаду Олега Фельзера And Harold again («И снова Гарольд») и симфонию-балладу Александра Чайковского «Гарольд в России». Назвав концерт «Три Гарольда», именинник и не думал начинать его с симфонии Берлиоза — это было бы слишком просто. Появившись на сцене с альтом в руках и уже из-за кулис начав наигрывать основную партию, Башмет попросил зрителей запомнить мотив и пообещал, что он будет узнаваем в произведениях Фельзера и Чайковского, Гарольд которых оказался на полтора века старше, чем Гарольд Гектора Берлиоза. 

Поздравления маэстро: как проходила репетиция концерта в честь дня рождения Юрия Башмета (фото 1)

Первой звучавшей в этот вечер вариацией на тему оказалось произведение для камерного оркестра, написанное Фельзером. Закончилось его исполнение весьма неожиданно: именинник, солировавший на альте, за бокалом шампанского принимал поздравления дирижера (Денис Власенко). После весьма продолжительных аплодисментов Башмет объяснил: композитор, конечно, имел в виду не его день рождения, но звук соприкасающейся друг с другом стеклянной посуды в партитуре действительно прописан — правда, граненые стаканы заменили на более подходящие случаю бокалы.

Паузу, необходимую для того, чтобы камерный состав симфонического оркестра «Новая Россия» успел смениться на полный, Юрий Башмет заполнил весьма умело. Заметив, что в такой день можно поговорить и о личном, он вспомнил ситуацию, произошедшую с ним на гастролях в Италии. Речь шла о забытом фраке и необходимости выходить на сцену прямо в джинсах — благо, они, как и носки, оказались черными. Кстати, тот концерт, по словам музыканта, стал одним из самых удачных его совместных выступлений с дирижером Валерием Гергиевым.

Поздравления маэстро: как проходила репетиция концерта в честь дня рождения Юрия Башмета (фото 2)

Несколькими сюжетами из своей жизни Юрий Башмет поделился и во втором акте концерта, не забыв рассказать историю создания симфонии «Гарольд в Италии»: ее Берлиозу заказал Паганини, попросивший написать сочинение специально для альта. Здесь-то и развернулась в полной мере тема путешествий Чайльд-Гарольда, интерпретированная Фельзером и Чайковским. Закончив исполнение, Башмет поблагодарил зрителей за то, что во имя искусства высидели непростой концерт — ответом ему, разумеется, были овации.