Поиск

Альбом недели: Holly Herndon — Platform

Альбом недели: Holly Herndon — Platform

Наука и техника

Текст: Антон Вербещук

Buro 24/7 рассказывает о дебютной пластинке Холли Херндон, на которой она пытается скрестить воедино глитч, бергхайновского толка техно и авангардную поп-музыку

В одной из песен Platform часть звуков сгенерирована специальной программой, превращающей браузерную историю в музыку. В некоторых других — взята прямо из компьютера: шум вентилятора, клики, глитчи в разговоре по скайпу. Home, лучшая вещь с пластинки, по своей сути является медитацией на тему скандала вокруг программы PRISM Агентства национальной безопасности США. Есть песня, являющаяся попыткой представить, как звучало бы АСМР-видео, созданное специально для самых богатых и влиятельных людей на земле. В общем, калифорнийский композитор, без пяти минут доктор Стэнфордского университета и перформансист Холли Херндон явно считает центром своего мира компьютеры и Интернет. С другой стороны, она еще и очень любит разнообразную клубную музыку — поэтому для неосведомленных о творческих методах Херндон Platform будет звучать как попытка скрестить воедино глитч, бергхайновского толка техно и авангардную поп-музыку. Методы Холли Херндон по производству танцевальной или околотанцевальной электронной музыки довольно занятны с точки зрения чистого производства, но не очень оригинальны эстетически: похожими вещами уже давно успешно занимаются хотя бы Мэттью Херберт и группа Matmos. Гораздо интересней неразрывно связанные с музыкой Херндон ее собственные взгляды на современную технологию. Холли придерживается теории того, что развитие технологий ведет нас в эпоху всеобщего сотрудничества и кардинального упрощения жизни, ратует за свободу личного пространства в Сети и призывает к слиянию технологии и искусства. Ее взгляды явно растут из идей левых теоретиков культуры и философии вроде Донны Харауэй и независимых разработчиков вроде Джейкоба Эпплбаума — и при этом оказываются в оппозиции новейшим мыслительным трендам праволибертарианской по своему существу Кремниевой долины, где как раз на сотрудничестве учатся зарабатывать деньги, где местные звезды вроде венчурного капиталиста Марка Андриссена указывают на аморальность анонимности в Интернете и где слово «искусство» является лучшим пропуском к отказу получить инвестиции.

В общем, в каком-то смысле Херндон выступает на передовой борьбы с миром корпоративных технологий — что, по уму, должно привлекать к ней всякого рода радикальных интернет-активистов. В интервью журналу The Wire Холли сама сравнивает свое творчество с программной музыкой из прошлого: как к, скажем, симфоническим поэмам Листа прилагалась программа, чтобы слушатель понимал, что речь пойдет о Мазепе или Орфее, так и к Lonely at the Top нужно прилагать подробное объяснение, чтобы слушатель понимал, что речь в этой песне идет об АСМР-видео. Что, безусловно, имеет право на жизнь, но означает, что, несмотря на всю свою интеллектуальность, пока что Херндон будет привлекать скорее публику танцевальных фестивалей.