Поиск

Триумф сиюминутности: 5 претензий к тикток-попу

Триумф сиюминутности: 5 претензий к тикток-попу

Фото: Cotton Bro

Не удивляйтесь, если большая часть упомянутых в тексте имен вам неизвестна. Это может значить, что у вас нет аккаунта в тиктоке или вам не интересна судьба русской поп-музыки. Однако в любом случае стоит понимать, как наш родной шоу-бизнес трансформирует китайская социальная сеть, чтобы в какой-то момент не очнуться в совсем незнакомом мире. Судя по колонке музыкального журналиста Кристины Сарханянц, случится это нескоро — тикток-поп пока редко выходит за пределы приложения.


В 2020 году российские тиктокеры штурмовали отечественный шоу-бизнес: треки Дани Милохина, Вали Karna.val, Артура Бабича, Ани Pokrov, Егора Шипа и других фрешменов из тиктока регулярно залетали в чарты крупнейших музыкальных стримингов и боролись за первые строчки в них с песнями Моргенштерна, Славы Марлоу и Клавы Коки. В тикток-поп сразу полетело множество упреков, вплоть до пожеланий едва оформившемуся жанру скорейшей кончины. Что ж, со стороны такие претензии может и звучат как брюзжание: мол, не завидуйте успеху и движу молодых. Но если присмотреться, вслушаться и вдуматься, то у музыки из тиктока правда много проблем. Вот лишь пять из них.

Плейлист Spotify, который позволяет познакомиться с достижениями российского тикток-попа и треками, набравшими популярность на платформе 

ТИКТОК-ЗВЕЗДАМ БАНАЛЬНО НЕ ХВАТАЕТ ЗНАНИЙ

Вчерашние блогеры толком не умеют ни писать песни, ни исполнять их. Да, они быстро учатся и могут позволить себе самых крутых преподавателей, а также нанять модных продюсеров, но отсутствие образования, наслушанности и кругозора играет с ними злую шутку. Банальная нехватка знаний и навыков не дает им разглядеть в своей музыке заурядность, вторичность, пошлость. Коммерческий успех тикток-попа еще и застилает им глаза — как то, что собирает миллионы прослушиваний, может быть плохим? Замкнутая система работает на собственное воспроизводство и не позволяет тиктокерам вырваться из порочного круга, где заработок лайков, стримов и денег превыше всего.


ТИКТОКЕРЫ ДЕЛАЮТ ОДНОТИПНУЮ МУЗЫКУ, КОТОРАЯ БЫСТРО НАДОЕДАЕТ

По крайней мере, пока. Но сути дела это не меняет: какую бы музыку ни писали персонажи с миллионами просмотров, в результате все равно получаются мемы, заточенные на успех в первую очередь на родной для них платформе, то есть в тиктоке. «Мы сделаем из чего угодно мем», — говорит Даня Милохин в интервью Ксении Собчак. Минимальный хронометраж (в идеале полторы-две минуты), незамысловатый бит, перегруженный бас, повторяющаяся одна строчка (или две, но лучше все-таки одна) — такие песни можно слушать под смешные ситуативные видео. Но на повторе в плеере — это совсем другое, и целый альбом подобной музыки — нет, спасибо!


ПРЕДСКАЗАТЬ СУДЬБУ ТРЕКА НЕ БЕРУТСЯ ДАЖЕ ПРОФИ

Тиктокеры лишь пожимают плечами в ответ на вопрос, что залетает на этой платформе, а что нет. Продюсеры тикток-хаусов — творческих объединений, которые, по сути, становятся новыми продюсерскими компаниями, — тоже не могут предугадать успех. На прошедшей «ИМИ.Конференции 2021» основатель музыкального издательства DNK-Music и селебрити-агентства Didenok Team Кирилл Диденок рассказывал, что многие артисты сегодня забрасывают в тикток короткие отрывки из новых треков, скиты, кусочки, обладающие наибольшим, по их мнению, коммерческим потенциалом; все это — чтобы протестировать музыку. Часто фрагменты, на которые делают ставки авторы, не находят отклика аудитории, и трек отправляется на полку или значительно перерабатывается. Иногда проходной с точки зрения продюсеров материал взрывает — по горячим следам его быстро финализируют и выпускают сингл или даже ремикс.


ТИКТОК-ЗВЕЗДЫ ВЫСТРЕЛИВАЮТ МОМЕНТАЛЬНО, НО СТОЛЬ ЖЕ БЫСТРО ИСЧЕЗАЮТ

Стать успешным на новой площадке может кто угодно, с чем и когда угодно — еще один весомый аргумент защитников тиктока и приходящей оттуда музыки. Да, нам нужно больше звезд, разнообразной музыки — пусть цветут сто цветов! Вот только звезды эти все сделаны как под копирку, и их музыка не вдохновляет (см. п. 2). Более того, на виду лишь закрепившиеся в тикток-хаусах ребята и работающие с ними продюсеры, а также те, кто пишет специально под тикток. Большинство блогеров, которые попадают в тренды единожды, так же безвестно оттуда пропадают — их попросту накрывает следующая волна «падаванов». Сиюминутность тикток-попа раздражает больше всего.


ЗА БОЛЬШИМИ ТИКТОК-ХИТАМИ НЕТ ИСТОРИИ

Продюсеры тикток-хаусов неустанно выстраивают вокруг своих детищ мифологию и не забывают об образах и историях каждого отдельного своего подопечного. Для некоторых тиктокеров придумывать легенду даже не надо: скажем, судьба Дани Милохина, сбежавшего от приемных родителей детдомовца, бывшего воришки и наркомана, который практически моментально стал зарабатывать миллионы, — готовый сценарий. При грамотном менеджменте его можно раскручивать и доить бесконечно: например, послать на интервью к Собчак, трансформировать в героя GQ, чтобы познакомить с ним взрослую аудиторию, и так далее. Но большинство песен родом из тиктока лишены какого-либо бэкграунда, это просто свистелки и приколы; чаще всего они никак не развивают и не надстраивают образы молодых артистов, с тем же успехом их вообще могла сочинить и исполнить нейросеть.

Это противоречие бьет по новым звездам: чтобы звучать в чартах, им нужно выстреливать в тиктоке, а чтобы выстреливать в тиктоке — продолжать создавать не песни, а продукт — смешные одноразовые танц-треки. В то же время, чтобы вырваться из ситуации и перейти на следующий уровень в творческом и личном развитии, с таким продуктом надо завязывать. Ну, или хотя бы время от времени комбинировать создание тикток-хитов с работой над чем-то более осмысленным и выстраивать вокруг себя контекст. Жаль, что для 20-летних любое планирование очевидно выглядит как скучное бумерское занятие. Но ведь однажды придет еще более молодая шпана…

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7