Поиск

20 главных приключений русской музыки за рубежом за 20 лет

20 главных приключений русской музыки за рубежом за 20 лет

Текст: Анна Карахан


T

В мире знают русскую классику и авангард, но современное кино, искусство и музыка из России проходят по разряду национальных диковинок. С железным занавесом рухнул и Ленинградский рок-клуб, так любимый Джоанной Стингрей и американцами после выпущенной ею пластинки «Red Wave». Не получилось триумфа у Бориса Гребенщикова c альбомом «Radio Silence» на Западе, и недолго горела постперестроечная слава группы Gorky Park. Русской популярной музыке в постсоветский период не удалось завоевать мир блицкригом, как этого хотелось рок-героям и рок-фанатам в СССР, однако ряд событий в следующие два десятилетия доказывает, что она не довольствуется ролью культурной провинции.

Продюсерские проекты в 2000-е, успех на Западе отдельных артистов в субкультурных жанрах и феномен русского ютьюба в 2010-х — мы собрали эти события и получили хронику приключений русской музыки за рубежом в XXI веке, благодаря которым музыкальный мир России выходит из изоляции.


20

00

Алсу
на Евровидении

Новое тысячелетие для России началось не только с инаугурации Путина, но и с неожиданного второго места певицы Алсу на главном песенном конкурсе Европы — Евровидении. Написанную сразу после финала песню «Before You Love Me» пытались продвигать в Австралии и Великобритании, и если в Австралии она полностью провалилась в чартах, то в Британии заняла 27-е место. Песню «Solo», с которой Алсу победила, включили в альбом «Alsou» и записали его на студии Universal Music. Однако уже следующий ее альбом был ориентирован исключительно на страны СНГ.

01

«Resurection»:
русский транс проекта ППК

В конце 1990-х годов ростовские диджеи Сергей Пименов, Александр Поляков и Роман Коржов — все вместе ППК (правда, Коржов ушел из проекта) — стали заливать треки на mp3.com. Сайт не был популярным, но иногда их композиции занимали первые места. В 1998-м их проект стал заметен в их родном Ростове и за его пределами — Пименов играл на московских рейвах. 

Несмотря на отклик публики в офлайне, ППК продолжали заливать треки на mp3.com, который к 2000 году взлетел — из узкой платформы для энтузиастов-электронщиков превратился в ресурс, на котором продюсеры искали новые таланты. В этом же году ППК выпустили трек «Воскрешение» («Resurection»), который в следующем году зазвучал в сетах лучшего диджея по версии DJ Mag Пола Окенфольда. Следом Пименов с компанией выпустились на его лейбле Perfecto, а «Resurection» стал первым треком из России, который прозвучал на BBC Radio 1. К декабрю 2001 года «Воскрешение» выходит сразу на третье место в британских сингл-чартах (UK Singles Charts) и становится самым известным русским релизом в Англии на тот момент. Несмотря на то что группа распалась в 2003 году, с ППК еще долгие годы будет ассоциироваться понятие «русский транс».

02

«Тату»
становится t.A.T.u.

20 главных приключений русской музыки за рубежом за 20 лет (фото 1)

«Они очень милые. Тихие, приятные, дружелюбные, немного диковатые зверушки» — так назвал участниц группы «Тату» продюсер и лауреат «Грэмми» Тревор Хорн, когда ему показали клип «Я сошла с ума». На тот момент в Нью-Йорке клип уже получил премию MTV Video Music Awards в номинации Viewers’ Choice, а в России Лена Катина и Юлия Волкова стали большими звездами. Их синглы «Я сошла с ума» и «Нас не догонят» занимали первые места в хит-парадах. Хорн взялся за перезапись синглов на английском и не прогадал — «All the Things She Said» («Я сошла с ума») прозвучал на церемонии вручения MTV Europe Music Awards, а клип попал в тяжелую ротацию на MTV US и MTV UK. В Италии и Швеции сингл получил платиновый статус. Дуэт стал носить название t.A.T.u., дал интервью Rolling Stone и стал самой популярной группой из России. В феврале 2003 года t.A.T.u. в майках с надписью «Х*й войне!» выступает на популярном телешоу американской телекомпании NBC «Tonight».

Так группа присоединилась к движению американских артистов, которые выступали против войны в Ираке. Хотя фраза была написана на русском языке, перевод вся Америка узнала на следующий день после выступления — на шоу Джимми Киммела, куда пришли Лена Катина и Юля Волкова. Футболки с этой надписью запретили, а t.A.T.u еще больше стали ассоциироваться с протестом. Это плохо сказалось на международной славе группы — спустя несколько месяцев после инцидента их концерты в Англии были отменены. Тем не менее общий объем продаж их первого альбома «200 km/h in the Wrong Lane» составил 4,3 млн экземпляров по всему миру и всего несколько сотен тысяч в России и СНГ.



03

Сергей Старостин
и русская деревня на BBC


В 2003 году мультиинструменталист, фольклорист и ведущий телепередачи «Мировая деревня» Сергей Старостин становится номинантом на премию World Music-2003 корпорации BBC как лучший европейский исполнитель в направлении world music. В России он уже был известен как исследователь русской деревни, фольклорист, мультиинструменталист и основатель Moscow Art Trio. Если и можно использовать выражение «фолк-гуру», то это определенно Старостин, собиравший тысячные залы в Японии и ГДР со своим народным ансамблем еще во времена перестройки и ставший настоящим популяризатором русской народной музыки за границей. Он гастролировал с Инной Желанной в США и вел переговоры о сотрудничестве с Питером Гэбриэлом, однако прицельно на зарубежный рынок не ориентировался, предпочитая черпать вдохновение из русских деревень.

04

Группа D-Pulse
и журналист The Wired 


20 главных приключений русской музыки за рубежом за 20 лет (фото 2)

Электронная группа D-Pulse всегда ценилась на Западе, поэтому, когда в 2004 году в их родной Ижевск приехал журналист из лондонского The Wired, чтобы лично убедиться в их существовании, группа поняла, что на верном пути. Уже через год на мюнхенском лейбле «Exun» выходит первый сольный EP «Memory», а в 2006 году они переезжают в Прагу. Спустя четыре года концертной деятельности за рубежом, они возвращаются в Петербург. В 2012-м появляется Tundra — креативное объединение, созданное D-Pulse и двумя визуальными художниками Александром Лециусом и Александром Синицей. Они успешно ездят с арт-проектами по мировым фестивалям, а в 2016 году в Хьюстоне знакомятся с австралийским музыкантом Ником Мерфи, более известным как Chet Faker. С тех пор группа D-Pulse записывается на лейбле Мерфи Downtown Records. Сейчас Клим Суханов, Семен Перевощиков, Антон Кочнев и Сэм Коняхин живут и работают в Петербурге.


05

Необыкновенный концерт
Леонида Агутина и Эла Ди Меолы «Cosmopolitan Life»

В начале 2000-х в Нью-Йорке Леонид Агутин зашел в некий клуб. Там играл гитарист Хернано Ромеро, который под конец предложил публике посоревноваться в мастерстве. Агутин принял вызов, сорвал аплодисменты и произвел впечатление на Ромеро. Тот позвал его на свой день рождения, где Агутин познакомился с Элом Ди Меолой, гитаристом-виртуозом, продающим пластинки огромными тиражами. Позже они вместе записали в агутинской студии в Твери несколько песен, а в 2005 году выпустили альбом «Cosmopolitan Life». Он вышел в продажу в России, Великобритании, Германии, Австрии, Канаде и США. За первые шесть месяцев Агутин и Ди Меола продали 900 тысяч копий.


06

Витас —
народный артист КНР

В 2006 году певец Витас выступил на китайском канале CCTV. С этого момента начался триумф Виталия Зимина на китайской эстраде — спустя несколько месяцев после выступления фанаты создали для него официальный веб-сайт, а через два года после выступления Витас продал 12 млн копий своего альбома. Наконец, в 2009 году он стал народным артистом КНР. Вне Китая Витас тоже достаточно успешен: дает концерты в Мексике, Бразилии и Америке. «За рубежом из российских артистов, кроме Витаса, не знают никого», — утверждает Виталий, который родился в Литве, получил украинский паспорт, но идентифицирует себя как российского исполнителя.

07

Proxy —
электронный прорыв года

Первым российским исполнителем, выступившим на фестивале Coachella, был диджей Proxy, или Евгений Пожарнов, уроженец подмосковного Орехово-Зуево. Евгений взял сценическое имя Proxy из-за сходства с названием группы Prodigy — главных кумиров Пожарова. В 2009 году Prodigy попросили Proxy играть на разогревах всех их концертов в России. За пару лет до этого Пожаров работал диджеем в местном клубе и начал выкладывать музыку на MySpace, ему довольно быстро пришло предложение от канадского лейбла Turbo Records. В 2007 году Пит Тонг назвал Proxy электронным прорывом года, и его пригласили на фестиваль Sonar.

Евгений Пожарнов, 
диджей и продюсер:

«Поначалу было и прикольно, и грустно от того, что на Западе, по словам приглашающих клубов и фестивалей, из российских музыкантов они знали только меня. Для них музыканты из России были как мистическая загадка — они же из страны, в которой по улицам разгуливают медведи... Но вскоре начали появляться другие музыканты на мировой сцене, и Запад постепенно стал привыкать к тому, что в нашей стране есть таланты, да и порой очень сильные».

08

Tesla Boy
на Vice

В 2008 году автор проекта «Неонавт» Антон Севидов и его друг Дима Мидборн начали заливать на MySpace песни на английском языке. Спустя несколько месяцев они выпустили пять треков на «The Tesla Boy EP» и обратили на себя внимание французов с лейбла Valerie. Через год после начала существования Tesla Boy группу подписал британский лейбл Mullet Records. В первые годы они объездили почти всю Европу, а премьера клипа на песню «Fantasy» на VICE окончательно закрепила Tesla Boy на позициях одной из самых успешных инди-групп своего времени. Группа Севидова, сменив несколько составов, теперь больше выступает в России, а сам Антон под сенью «Гоголь-центра» открыл в себе актерский талант.


Антон Севидов, 
музыкант, актер: 

«Опыт продвижения музыки за рубежом повлиял на меня, я многому научился, почувствовал темп того, как работают в индустрии там. И потом я встретил много прекрасных талантливых людей. Мое самое любимое ощущение — это когда на концерты приходили люди, которые вообще ничего не знали о нас, слышали только песни и потом поражались, что мы из России. Они не думали, что у нас вообще кто-то играет такую музыку, да еще и на английском».


09

DJ Arty на радио
Армина ван Бюрена

У нидерландского диджея Армина ван Бюрена с 2001 года выходит еженедельное радиошоу о транс-музыке «A State of Trance». До сих пор его слушают почти 40 млн человек. Поэтому когда в 2009 году на этом шоу прозвучал трек 20-летнего Артема Столярова, известного под псевдонимом Arty, мир снова вспомнил о российском трансе. Столяров начинал стандартно — атаковал почтовые ящики представителей индустрии. Позже Arty подписал контракт с британским лейблом Anjunabeats и стал выступать с Маркусом Шульцом, Гаретом Эмери, Крисом Брауном и с самим Армином ван Бюреном. Сейчас Артем живет в Лос-Анджелесе и не видит никакой связи между своим происхождением и творчеством.


Артем Столяров, 
музыкант, продюсер:


20 главных приключений русской музыки за рубежом за 20 лет (фото 3)

«В начале моей карьеры я собирал максимально возможное количество промоадресов и рассылал музыку всем подряд, от небольших лейблов до поп-мейджоров. В итоге мои первые треки подписал независимый лейбл в Великобритании, и после первого успешного релиза на мою музыку обратили внимание более крупные звукозаписывающие студии. Но еще в самом начале карьеры я слышал от многих русских музыкантов о предвзятости зарубежных лейблов к нашим артистам. Это огромное заблуждение. Никакой предвзятости у них нет, лейбл меньше всего интересует место твоего рождения. Все, что им важно на самом деле, — это стоящая и интересная музыка, которая привлечет новых фанатов и больший интерес к их бренду».

10

Бенефис DZA
на Pitchfork

Александр Холенко родился в Приморском крае, и в начале нулевых стал известным участником московской музыкальной тусовки. Он развивал свой музыкальный лейбл how2make, написал музыку к хип-хоп-опере «Копы в огне», вместе с Mujuice возрождал рейв 1990-х в проекте Cut2kill. За пределами России о нем стали говорить после статьи британского издания Pitchfork 2010 года, где его музыку окрестили смесью песен советских детей и Ариэля Пинка. На тот момент на счету DZA было выступление в Лондоне на фестивале Red Bull Music Academy и контракт с итальянским лейблом Error Broadcast. Он стал активно гастролировать по Европе, позже выступал в Америке.


Александр Холенко, 
музыкант, продюсер:

«Промо как таковым я никогда не умел заниматься, да и показать материал было некому. То есть я знал, что есть какие-то люди, которые занимаются продвижением музыкантов, но лично с ними встречаться не приходилось. Потом наступила эпоха MySpace, где я — на не самом лучшем английском — списывался со всеми артистами, которых считал интересными. Отношение к русскому музыканту везде разное, с негативным почти не приходилось встречаться, тем более я не тот, с кем можно вести беседы о политике. Бывает, интересуются, не ездим ли мы в России на медведях и не греемся ли от ядерного реактора».


11

Российские братья-диджеи
Matisse & Sadko
в трек-листах мировых диджеев

Попасть в список выступающих на главном танцевальном событии нулевых — нидерландском фестивале Sensation — было престижно. Очень престижно, если попадаешь туда несколько раз. Братья Пархоменко из Петербурга, более известные как дуэт Matisse & Sadko, попадали в лайн-ап трижды. В 2011 году они только выпустили свой первый трек «Hi Scandinavia» на голландском лейбле Armada Music и сразу же взлетели. В последующие несколько лет их треки будут играть самые известные хаус-иконы: от Swedish House Mafia, Стива Анджелло и Армина ван Бюрена до дуэта Dimitri Vegas & Like Mike и Tiesto. Братья Пархоменко объездили почти весь мир, выступив в США, Нидерландах, Японии, Бразилии и еще в целом ряде стран.

Александр Пархоменко, 
диджей Matisse:


20 главных приключений русской музыки за рубежом за 20 лет (фото 4)

«Наверное, нам очень повезло, потому что самый первый трек от проекта Matisse & Sadko мы подписали на лейбл буквально за час. Мы просто нашли в интернете промопочту крупнейшего голландского лейбла и выслали туда свое демо. В течение часа нам пришел ответ: „Мы хотим подписать этот трек“. На карьеру больше повлияли конкретные треки, которые пользовались популярностью у самых известных мировых диджеев. Поэтому мы думаем, что если трек хороший и интересный, то его, скорее всего, полюбят во всем мире. Вообще мы из тех людей, кто никогда не разделял для себя музыку на российскую и нероссийскую. Поэтому мы никогда не пытались кому-то угодить в нашей стране, а делали только то, что нравилось именно нам».

12

Группа Serebro
покоряет Италию


Продюсер Serebro Максим Фадеев изначально хотел продвигать группу на азиатском рынке, потому что это проще, чем выйти на западный. Неожиданно Serebro заняла третье место на Евровидении в 2007 году, что могло бы дать неплохой трамплин на Запад, но продюсер выбрал другой путь. В 2012 году на лейбле Sony Music Entertainment вышел англоязычный альбом группы «Mama Lover». Главным хитом стала одноименная песня «Mama Lover», получившая русскоязычную версию «Мама Люба»: в поддержку альбома Serebro отправилась в европейское турне. Спустя год на итальянском телеканале Ego появятся три русские девушки в купальниках и с меховыми шапками на голове, счастливо плещущиеся в бассейне на солнечном курорте, напевая при этом «Мi-Mi-Mi sexy Mi-Mi». 

Так состоялась премьера клипа к синглу «Mi Mi Mi», который получил в Италии платиновый статус и стабильно держался в чартах почти всех европейских стран. С тех пор продвижением группы за рубежом стала заниматься итальянская звукозаписывающая компания EGO. В том же году Serebro подписала долгосрочный контракт с японским медиагигантом Emi Music Japan, однако покорить Азию так, как это получилось у Витаса, проекту Максима Фадеева не удалось.



Инга Коупленд
и гимн России в трех полосках

В 2012 году появление трека с лаконичным названием «5» дуэта Hype Williams вызвало бурные восторги среди сообщества молодых и прогрессивных жителей России, провозгласивших его лоу-файным гимном страны. О дуэте Дина Бланта и Инги Коупленд стали много говорить, в том числе и о том, что Инга Коупленд — это псевдоним уроженки Самары Алины Островой. Она переехала в Таллин с семьей в совсем юном возрасте, а позже поступила в престижный колледж Central Saint Martins в Лондоне. 

20 главных приключений русской музыки за рубежом за 20 лет (фото 5)

Предположительно, в 2007 году родился дуэт Hype Williams, в котором Блант и Коупленд занимались разного рода мистификациями, в первую очередь стараясь не давать журналистам конкретной информации о себе и своем творчестве. Однажды на концерте вместо Hype Williams на сцену вышел человек в маске старика, а в другой раз Инга давала интервью на русском, а Дин ее якобы переводил. С 2011 года дуэт стал записываться на лейбле Hyperdub, но спустя год распался, а Блант и Коупленд занялись сольным творчеством.

Motorama: русский постпанк в Латинской Америке

Motorama выкладывала свои треки на MySpace с 2006 года. После удачных выступлений в родном Ростове группа добралась до клубов Москвы и Петербурга, но настоящий успех пришел к ней в 2012 году. После выступления на Tallinn Music Week они подписали контракт с французским лейблом Talitres. Постепенно Motorama с их мрачным и строгим постпанком объездила Европу, Латинскую Америку и Китай, заслужив в родной России славу постпанк-икон нового поколения.


Влад Паршин, 
солист Motorama:



«Какими-то особенными методами продвижения музыки мы не пользуемся, лейбл занимается изданием пластинок и помогает в организации концертов во Франции. Мы же делаем все остальное: песни, обложки, плакаты, видео, мерчандайзинг, занимаемся организацией концертов и логистикой туров».

13

Pompeya
покоряет LA

Pompeya продолжила дело Tesla Boy в покорении стран Запада с англоязычным инди-попом. В 2013 году группа выпустила альбом «Tropical» — компиляцию двух своих предыдущих альбомов — и издала его на американском лейбле Mishu, переехав при этом в США. Но группа не перестала выступать в России. В послужном списке Pompeya после этого появилось два появления на «Вечернем Урганте», столько же новых альбомов (последний был выпущен без поддержки Mishu), десятки выступлений по миру и слава хипстер-икон времен расцвета Пикника «Афиши».

Даниил Брод,
вокалист Pompeya:


20 главных приключений русской музыки за рубежом за 20 лет (фото 6)

«Я четко помню свое убеждение, что ездить по России мы никогда не будем — кому это нужно? Будем играть в Москве и Питере максимум для 200 человек, а также на корпоративах для олигархов, чтобы заработать денег, на которые можно покорять Запад. Такой вот бизнес-план был нехитрый. В итоге все примерно так и сложилось — только в больших масштабах. Выяснилось, что и турить по стране можно, и играть на ивентах, и ездить за границу. За все это время мы многое намотали на ус и в 2018 году разошлись с лейблом Mishu, став полностью независимой группой. На данный момент вопрос о поиске лейбла не стоит. Новый альбом в 2020 году будет выпущен лейблом Pompeya Music».

14

Альбом VTGNIKE
на лейбле Николаса Джаара

20 главных приключений русской музыки за рубежом за 20 лет (фото 7)

Данила Абрамов, или Винтажнайк (так произносится VTGNIKE), в 2014 году удивил аудиторию не только тем, что выпустил альбом «Dubna» на лейбле электронного музыканта Николаса Джаара Other People, но и тем, каким был этот альбом — русский джук, достаточно неотесанный и грубый, как жизнь в маленьком российском городке. Если группы Pompeya и Tesla Boy никак не выдавали свое происхождение, то VTGNIKE буквально поставил его на обложку. Николас Джаар нашел музыканта сам и, несмотря на то что на его лейбле, по словам VTGNIKE, музыка гораздо более cheezy, предложил сотрудничество. Спустя полгода после релиза «Dubna» Абрамова осудили по статье 228. Отсидев, Данила продолжает выступать и сотрудничать с московским лейблом «ГОСТ Звук».


15

Русские
на Glastonbury

В 2015 году на культовом фестивале в Великобритании выступили сразу две русские группы — The Jack Wood и Pussy Riot. The Jack Wood рассказывала, что попала туда благодаря Питеру Гэбриелу, а на студию к Питеру Гэбриелу — благодаря Pussy Riot. И если выступление первых прошло не очень заметно, то о Pussy Riot, уже известных своей активистской деятельностью и тюремным сроком, написали все — от VICE до The Guardian.


Их дело стало одним из самых громких судебных процессов за последние 20 лет. Пока Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич отбывали наказание, их поддерживали звезды — от Йоко Оно и Мадонны до Стинга и Red Hot Chili Peppers. После освобождения некоторые участницы изначально анонимного проекта отказались выступать под именем Pussy Riot, заявив, что единственные выступления, которые могут устраивать Pussy Riot, — нелегальные. 

Тем не менее Надежда Толоконникова продолжает активно гастролировать в новом составе группы по всему миру. В 2015-м они вместе с Алехиной поехали на Glastonbury: привезли танк, поставили его перед зрителями и дискутировали на тему свободной России после небольшого перформанса с человеком в форме военного. Pussy Riot не всегда поют на концертах — часто они занимаются перформансом и декламацией. В интервью Толоконникова признается, что считает свои вокальные данные «х***ыми», но для деятельности Pussy Riot качество пения не играет большой роли.



20 главных приключений русской музыки за рубежом за 20 лет (фото 8)

У группы Jack Wood история скромнее: они собрались в Томске в 2011-м, и уже спустя год их яростный гаражный рок покорил Москву и Петербург: люди запомнили вокалистку Сашу Клокову. В 2014 году они записали альбом «Deus», продвинувший их за пределы страны, и тогда же в названии группы появился артикль The. В том же году Саша выступила в Нью-Йорке на 20-й годовщине журнала VICE, играла вместе с Джеком Лоуренсом (The Raconteurs и The Dead Weather), отцом панка Ричардом Хеллом и многими другими. Наконец, в 2015-м The Jack Wood оказалась на Glastonbury. После этого группа продолжила выступать на международных фестивалях и дает редкие концерты — к сожалению, в этом году от них ничего не было слышно.

Саша Клокова
солистка The Jack Wood:


«Вероятно, почти 10 лет назад выбор английского языка помог нам оказаться за пределами российского андеграунда, но я все-таки уверена, что язык — не определяющее звено в этой сложной цепочке, особенно сегодня. Мы попали на огромные фестивали и мировые сцены благодаря тому, что иногда позволяли себе рисковать, я тянула ребят в откровенные авантюры, но не ради финансовой выгоды, а просто от скуки или из интереса. Я никогда не верила в народное „кому вы там нужны — где родился, там и пригодился“. Мне не терпелось доказать обратное».


16

Российский витч-хаус Ic3peak штурмует зарубежные лейблы

С 2014 года Настя Красилина и Николай Костылев в дуэте Ic3peak играли мрачный, перегруженный витч-хаус с песнями на английском языке, с самого начала ориентируясь на зарубежную аудиторию. Первый релиз проекта был на портлендском лейбле STYLSS в 2014 году, тогда же вышел EP «Vacuum» на французском Stellar Kinematics. Последующие два года Ic3peak давали концерты во Франции, Латвии, Бразилии, Мексике и съездили в тур по США. Первые треки на русском в арсенале группы появились только в конце 2017 года, а в следующем вышел альбом «Сказка», в котором появились строчки «На меня смотрит вся Россия, пусть все горит, пусть все горит». Почти за год Ic3peak стали героями новостей, чьи концерты отменяли по всей стране. В этом году дуэт продолжил выступать на митингах и акциях, став одним из символов сопротивления режиму.


17

Нина Кравиц — диджей года по версии Mixmag

Она переехала из родного Иркутска в Москву в начале нулевых, училась на стоматолога, работала зубным врачом в школе, писала для «Птюча», играла в московской инди-группе My Space Rocket и выступала в качестве диджея. Коллеги по группе таланта Нины не оценили, но она продолжила заниматься музыкой — уже электронной, завоевывая все большую популярность в московских клубных кругах. Тем не менее славу за рубежом обеспечивали не ее диджей-сеты, а студийные записи — в том числе пластинка «First Time» на Underground Quality в 2008 году, за которой последовала «Pain In The Ass» на британском лейбле Rekids в 2012-м. В этом же году вышел ее дебютный альбом «Nina Kraviz», в 2014-м Нина создала свой собственный лейбл «трип», а в 2017-м журнал Mixmag назвал ее лучшим диджеем года. Сейчас она, пожалуй, главная фестивальная звезда с российским паспортом.


20 главных приключений русской музыки за рубежом за 20 лет (фото 9)

18

Kedr Livanskiy
на Primavera Sound

Яна Кедрина обрела популярность на Западе на волне интереса к постсоветской аутентике. За ее нежным электронным попом с отголосками перестроечной эстрады продолжает следить Pitchfork, ее выбрал Apple Music как символ российской электроники для своей рекламной кампании. Яну называют электронной принцессой, но свой творческий путь она начинала с панка. На последнем курсе института девушка познакомилась с Пашей Buttechno Миляковым и оказалась в тусовке создателей будущего клуба НИИ (объединение Johns’ Kingdom). К 2017 году Кедрина подписала контракт на четыре EP с американским лейблом 2MR Records. Через год, объездив всю Европу, она вошла в лайн-ап фестиваля Primavera Sound в Барселоне и Melt в Германии.


Экспериментальный проект
Kate NV, впечатливший Европу
и Азию

Катя Шилоносова играет в группе Glintshake с 2012 года. За шесть лет из маленьких московских клубов она выросла до лайва на британском KEXP, кардинально сменив ориентацию в 2014 году. Тогда Glintshake перестали петь на английском, возродив советский авангард и сменив название на ГШ. Чуть раньше Шилоносова запустила свой сольный проект NV и записала ЕР «Pink Jungle», не получивший бурного отклика. Однако он заявил о Катином интересе к электронным экспериментам, и три года спустя они по-новому отразились в полноформатном альбоме «Binasu», вышедшем на французско-японском лейбле MIND Records. О нем писали американский The New Yorker, британский The Quietus и китайский Billboard. После этого NV сменила лейбл на нью-йоркский RVNG Intl, дала большое количество интервью и объездила Европу и Азию. А еще — сотрудничала с Николя Годеном из Air и Эйнджел Дерадурян из Dirty Projectors для совместного проекта Decisive Pink, который они представили на фестивале Sónar в 2018 году.

Катя Шилоносова, 
музыкант и певица:

«Возможно, у кого-то есть план продвижения своей музыки за рубежом — я же просто отправила альбом на небольшой крейзи-лейбл, который мне посоветовал друг. Потом была колея странных и неожиданных совпадений и знакомств, которые привели меня на другой лейбл. Свою так называемую карьеру я могу сравнить с забегом без конечной точки. Сейчас всем все равно, откуда ты, — главное, чтоб ты человеком был классным и врубался в то, что происходит. Все, правда, немного удивляются, когда я говорю, что из Москвы, потому что думают, что мне далеко лететь. Следом всегда говорят, что мечтают побывать в России, но это совершенно не про музыку. Потому что музыке в целом все равно, из какой ты страны. Даже с учетом того, что контекст важен, она все равно всегда будет самым универсальным языком».


The Soul Surfers:
как на Западе стали говорить «Russian Funk»

Группа The Soul Surfers образовалась в Нижнем Новгороде в 2010 году. Школьных друзей Игоря Жуковского, Романа Миусского, Игоря Николаева и Игоря Большова объединила любовь к Джеймсу Брауну, The Meters и прочему фанку и соулу. Ребята разослали свои записи зарубежным лейлам — так The Soul Surfers получили контракт с детройтским лейблом Funk Night Records. Благодаря альбому с американским музыкантом Шоном Ли, который работал с Beastie Boys и Эми Уайнхаус, трибьюту Джеймсу Брауну и ротации на BBC Radio 6 The Soul Surfers стали прочно ассоциироваться с понятием «Russian Funk».

20 главных приключений русской музыки за рубежом за 20 лет (фото 10)

Игорь Жуковский,
музыкант, основатель The Soul Surfers:

«Мы собрались как фанк-группа одноклассников, а поскольку мой папа — звукорежиссер, я смог самонадеянно сделать собственные записи и также самонадеянно разослал демо диджеям и на зарубежные лейблы, чьи пластинки нам нравились. Несколько сразу откликнулись с предложениями выпускать нашу музыку, и мы просто выбрали лучший вариант. Сейчас нас постоянно приглашают на концерты и фестивали в Европу, мы успели выступить в Америке и записываемся в студиях по всему миру. Наша музыка звучит в сериалах и кино. И мы можем сказать, что в музыке вообще нет границ! Сейчас уже не так важно, откуда ты родом».

19

Shortparis — любимцы фестивальной публики в Европе


Смесь таланта и спеси группы Shortparis, которая существует с 2012 года, в 2019 году невозможно не заметить. И заметной группа стала не только в России: в этом году Shortparis впечатлили публику во время тура по Британии, сыграли на фестивалях Melt и Off и дали десятки концертов по всей Европе. За Shortparis пристально следит британский зин The Quietus, восхищаясь их перформативностью и аутентичностью. На их счету — клипы на остросоциальные темы и выступления у Урганта, их песни звучат в кино и на вечеринках по приглашениям. Shortparis размыла грань между музыкой и жестом, между перформансом и концертом, став самым популярным проектом в андеграунде и самой андеграундной поп-группой одновременно.

20

Шнуров
штурмует Coachella

В октябре 2019-го лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров заявил, что ему поступило предложение выступить на фестивале Coachella 2020. Лайн-ап организаторы объявляют обычно в первых числах января — правда это или шнуровская мистификация, мы узнаем уже совсем скоро. Лидер «Ленинграда» заявил, что будет первым русским музыкантом, который выступит на Coachella, что неправда: Нина Кравиц пела там этим летом.


Русские достижения за 20 лет — не только выступления на Coachella с Primavera, главное событие — в принятии собственной идентичности. Мы пытались соответствовать стандартам мировой индустрии без понимания того, какой должна быть индустрия в собственной стране. Не видя перспектив здесь, группы ориентировались на Запад, сочиняя музыку на английском и рассылая письма зарубежным лейблам. В середине 2010-х на волне интереса к постсоветской культуре российские артисты почувствовали, что есть ценности внутри нас, которыми можно поделиться. Прославиться на Западе, чтобы вернуться за успехом в Россию, — с каждым годом такой сценарий менее актуален. Наши артисты не стесняются петь и читать рэп на русском языке и не скрывают свое происхождение на концертах в Европе, Америке и Азии, да и внутри страны музыкальная индустрия уверенно стоит на ногах. Да, Россия не стала музыкальной сверхдержавой, как Швеция в 2000-е и 2010-е. Возможно, ей стоит сфокусироваться на своем особом пути и попробовать выстроить такой же суперлокальный международный феномен, как это получилось у Кореи с k-pop.


false
767
1300
false
true
true
{"width":1000,"column_width":65,"columns_n":12,"gutter":20,"line":25}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий