Поиск

Как прошел Flow Festival в Хельсинки

И как его организаторы учат посетителей эко-осознанности и работают с инклюзивностью

Текст: Антон Данилов


Фото: Антон Данилов,
Janita Autio,
Konstantin Kondrukhov,
Riikka Vaahtera

На прошлых выходных бывшая электростанция Сувилахти в Хельсинки принимала Flow Festival. За 15 лет камерная джазовая тусовка разрослась до одного из крупнейших музыкальных событий мира: в этом году его посетили 83 тысячи человек. С чем сравнить такие цифры в России? Например, с Пикником «Афиши», который в 2018 году собрал 50 тысяч слушателей. Или с протестным митингом на проспекте Сахарова в прошлую субботу, где насчитали 60 тысяч. Или, наконец, с рекордсменом лета — фестивалем «Шашлык Live» с вымышленными 305 тысячами мясоедов.

Гораздо труднее сравнивать Flow по уровню организации и составу артистов: представить себе в России фестиваль, на который разом приехали Соланж, Tame Impala, Blood Orange, The Cure и еще несколько сотен артистов, пока невозможно. Девять сцен, еще больше лавок с местной едой, где можно попробовать мишленовский хот-дог с икрой, арт-инсталляции — все это едут увидеть даже японские туристы. Их не останавливает даже жесткий джет-лаг. Что еще слушали, смотрели и ели в Хельсинки в этом году — в отчете BURO.

 

Гости сцены Red Garden. Фото: Антон Данилов
Фото: KopterCam & Petri Anttila / Flow Festival

Музыка

Flow, в отличие от многих российских фестивалей, объявляет лайн-ап задолго до старта. В этом году его должна была возглавить Карди Би, но к сожалению, рэп-дива отменила все свои европейские концерты. Правило хорошего тона для добросовестных организаторов — менять ранее заявленного артиста на равноценного по масштабам популярности. Вместо Карди в Хельсинки прилетела Соланж — певица, может, и не такая громогласная, но точно не менее заметная. На главной сцене она исполнила песни с последнего альбома «When I Get Home», но без проверенных хитов тоже не обошлось: на закрывающий ее выступление «Losing you» подтянулись гости даже с самых дальних уголков Сувилахти.

 

Джонатан Уилсон. Фото: Konstantin Kondrukhov / Flow Festival
Нене Черри. Фото: Riikka Vaahtera

 

Во второй день на главной арене пела шведка Сейнабо Сей, чей хит «Younger» года четыре назад звучал отовсюду. И группа Tame Impala: австралийских рокеров во главе с Кевином Паркером гости фестиваля упоминали особенно часто. В воскресенье программу главной сцены закрывали The Cure, которых московские гости Flow Festival успели послушать на Пикнике «Афиши» всего неделей раньше.

 

Гости фестиваля. Фото: Антон Данилов
Леля Нордик и Катя Штоколова

 

Flow Festival не только возит зарубежных артистов. Организаторы системно поддерживает местных музыкантов, отдавая финским исполнителям козырное время на главной сцене. В этом году на Flow пела Alma, подписанная лос-анджелесским отделением Universal Music. В 2013 году она заняла пятое место в финской версии шоу талантов Idols. Обычно имена победителей таких поп-смотров никто не помнит, но для Альмы-Софии Миеттинен эта победа обернулась удачным стартом в карьере.

Финскую музыку трудно представить без рокеров-тяжеловесов вроде The Rasmus, Nightwish, HIM (Вилле Валло, кстати, в этом году тоже выступал). Их дело продолжает молодежь — например, группа Henrik!, выступавшая в субботу. В белых костюмах и с крыльями за спиной они плясали так, что, казалось, в какой-то момент ненароком грохнутся. Местные поклонники выступали не менее рьяно: они устроили в центре площадки Seat Black Tent хард-рок-хоровод.

 

Эрика Баду. Фото: Riikka Vaahtera

 

Интереснее всего было следить за андеграундом. В пятницу гости плясали под выступление Бернардино Фемминиэлли, похожего на вечно пьяного киногероя из не снятого американского фильма 1950-х. Вслед за ним на сцену Red Garden поднялись дуэт Fecal Matter, с которыми BURO. незадолго до фестиваля сделали большое интервью. После них — House of Disappointments, под музыку которых публика соревновалась в вог-танцах. Сцена «Красный сад», которую основатель телеграм-канала «Психо Daily» Паша Вардишвили окрестил «самой честной площадкой фестиваля», все три дня собирала ослепительно публику — стразы на щеках обычных гостей блестели едва ли не ярче нарядов местных дрэг-див. Приятно, что послушать музыку андеграундных диджеев приходили не только поклонники сериала «Поза»: гости, одетые в скромный европейский кэжуал, плясали под ремиксы Шер и Бритни так же бойко.

 

Эко-еда

На Flow Festival невозможно остаться голодным: вся территория — один большой фудкорт. Кроме упомянутого хот-дога от ресторана с мишленовской звездой, на Flow можно было найти все прочее — от поке с тунцом до веганских бургеров. Разнообразие в еде важно для Flow Festival не только с гастрономической точки зрения. Веганскую и вегетарианскую диету сегодня люди выбирают не только по этическим, но и по экологическим причинам. По последним данным, лактовегетарианство, то есть растительная пища плюс молочные продукты, — самая безопасная диета с точки зрения урона природе.

Фото: Антон Данилов

 

Финляндия — одна из передовых стран в мире по части экологии. О природе тут заботятся не только фонды и активисты, но все население. Поставщиков продуктов на фестиваль строго контролируют, а отходы — перерабатывают: подробнее о том, как Flow делает свою публику более сознательной, читайте по этой ссылке.

 

La Persé Feat и Ray Noir. Фото: Konstantin Kondrukhov

Толерантность
и инклюзивность

Покупая билеты на Flow, вы обязательно ставите галочку о том, что соглашаетесь с правилами фестиваля. Одно из них — запрет на любые проявления ксенофобии. На фестивале в Хельсинки  царят свобода самовыражения, свобода любви и свобода от стереотипов. Даже если вы решите повторить знаменитый выход Билли Портера на Met Gala-2019, вряд ли хоть кто-то на вас косо посмотрит. Скорее, наоборот: попросят селфи и отметят прекрасный костюм. Молодежь обоих полов на Flow без стеснения носила яркий мейк-ап, прозрачные топы и обтягивающие брюки из винила за пределами «Красного сада».

 

Абсолютно каждая площадка была приспособлена для людей с инвалидностью.

Dustin Muchuvitz. Фото: Антон Данилов

 

Перед главной сценой выстроили специальный помост для людей на креслах-колясках так, чтобы вид им не загораживали чужие головы. Пандус соорудили даже для так называемой Gold Area, куда пускали по заранее купленному золотистому браслету. Сначала такое внимание приятно удивляет; потом, когда видишь сколько людей с инвалидностью посетило фестиваль, и как они были довольны, понимаешь, что это просто нормально.

 

Фото: Антон Данилов

 

Flow Festival — хороший способ оказаться в обществе будущего хотя бы на три дня. Праздник вполне совместим с повседневностью, свобода самовыражения — с принятием окружающих, а потребление — с экологичностью. Всего этого Flow добился всего за 16 лет.

Кстати, на сайте фестиваля открыта продажа билетов на 2020 год по низкой цене: в 175 евро.

Купить билеты

 

Оставьте комментарий