Поиск

Почему студию А24 называют будущим индустрии кино

Почему студию А24 называют будущим индустрии кино

Что делает студию А24 поп-культурным феноменом

Текст: Марина Аглиуллина

20 августа исполнилось шесть лет главной на сегодня американской независимой компании по производству и дистрибуции кино А24. Инди-фильмы снимают не первое десятилетие, но прямо сейчас нет компании, которая делала бы более заметные проекты, чем А24. В западной прессе эту студию называют инноваторами и будущим кино. Buro 24/7 рассказывает, чем кинокомпания А24 заслужила такие похвалы.


 

Если вы ничего не знаете об А24, то точно слышали об их фильмах и некоторые даже наверняка смотрели, ведь в портфолио кинокомпании не один так называемый фильм-событие. «Элитное общество» Софии Копполы, «Побудь в моей шкуре» со Скарлетт Йоханссон, документалка «Эми» об Эми Уайнхаус, «Лобстер» Йоргоса Лантимоса с Колином Фарреллом, оскороносный «Лунный свет», «Проект “Флорида”» Шона Бэйкера, «Убийство священного оленя» того же Лантимоса с тем же Фарреллом, «Леди Берд» Греты Гервиг, «Горе-творец» Джеймса Франко, «Как разговаривать с девушками на вечеринках» по рассказу Нила Геймана — все эти картины бурно обсуждались в медиа и среди синефилов. В противовес крупным студиям, предпочитающим вкладывать деньги в гарантированные, но шаблонные блокбастеры, А24 распространяет малобюджетное кино сложного покроя, способное захватить внимание оригинальностью идеи.

 

 

Конечно, независимое кино появилось не сегодня и добилось внимания еще в 1990-х. Тогда этому во многом способствовало появление фестиваля инди-фильмов «Сандэнс» в 1985 году. Фестиваль устроил Институт Сандэнс — организация актера Роберта Редфорда, поддерживающая независимых деятелей кино, театра и музыки. В это же время стал набирать популярность другой оплот инди-кинематографа — Кинофестиваль в Торонто. За успехом режиссеров вроде Стивена Содерберга, Пола Томаса Андерсона и Спайка Джонса последовал взлет независимого кино, и, кажется, в последние годы он повторяется — благодаря студии А24.

 

Почему студию А24 называют будущим индустрии кино (фото 1)
Почему студию А24 называют будущим индустрии кино (фото 2)
Почему студию А24 называют будущим индустрии кино (фото 3)
Почему студию А24 называют будущим индустрии кино (фото 4)
Почему студию А24 называют будущим индустрии кино (фото 5)
Почему студию А24 называют будущим индустрии кино (фото 6)
Почему студию А24 называют будущим индустрии кино (фото 7)
Почему студию А24 называют будущим индустрии кино (фото 8)
Почему студию А24 называют будущим индустрии кино (фото 9)

 

Отцы-основатели

 

 

A24 основали Дэниэл Катц, Дэвид Фенкел и Джон Ходжес. До этого Катц возглавлял группу по финансированию фильмов в инвестиционной компании Guggenheim Partners, Фенкел руководил кинодистрибьюторской компанией Oscilloscope Laboratories вместе с Адамом Яуком из Beastie Boys, а Ходжес — развитием кинокомпании Big Beach Films. В какой-то момент вся троица поняла, что хотела бы делать не то кино, что стало мейнстримом в Голливуде. «Фильмы перестали казаться нам такими будоражащими, как в начале нашей карьеры», — говорит Катц о решении открыть свою собственную компанию.

 

 

Интересно, что А24 запускали как какой-нибудь технологический стартап — небольшой командой и без иерархии, так что у сотрудников даже не было должностей. «Когда мы начинали, то хотели, чтобы нашей работой были фильмы и режиссеры, а не мы сами, и мы подчеркнули это отсутствием иерархии».

 

Почему студию А24 называют будущим индустрии кино (фото 10)
«Экстаз»

 

Что такого особенного в фильмах, которые выпускает А24

 

 

Во-первых, в А24 уважают автора и авторское видение. Гиганты кинобизнеса предпочитают гарантированную кассу и отсутствие скандалов, а потому часто выбирают режиссеров под конкретный проект из коммерческих соображений и всегда готовы переобуться на ходу, если им покажется, что проект идет куда-то не в ту сторону из-за режиссера. В отличие от больших студий А24 считает творческую свободу режиссера залогом успеха. Команда А24 предпочтет рискнуть и вложить деньги и усилия в автора с необычным видением (в том числе и в совсем начинающего), чем работать над чем-то ортодоксальным. Режиссеры в ответ испытывают исключительно благодарность за веру в себя и невмешательство в процесс.

 

 

Второй момент, который объединяет большинство фильмов А24, — возможность посмотреть на жизнь глазами какой-то определенной категории людей. Так, в «Элитном обществе» Софии Копполы мы видим события с точки зрения аутсайдера, стремящегося к гламурному образу жизни а-ля «голливудская селебрити» и весомому статусу в соцсетях. В оскароносном «Лунном свете» мы узнаем, каково это быть афроамериканским подростком, да еще и осознающим свою гомосексуальность. В «Леди Берд» Греты Гервиг — что значит быть девочкой-подростком из небогатой семьи. В «Американской милашке» и «Проекте “Флорида”» — как выглядит мир для людей с обочины, не имеющих толком ни дома, ни заработка, ни семьи, только в первом случае — глазами совсем молодой девушки, а во втором — глазами детей, и это два очень разных взгляда.

 

 

Если второй пункт тут, скорее, случайное совпадение, то первый — совершенно намеренная стратегия, и двух этих факторов вполне достаточно, чтобы снимать незамыленное голливудскими канонами кино, способное по-хорошему удивить зрителя (как пишут некоторые СМИ, А24 занимается «бутиковым кино»).

 

Почему студию А24 называют будущим индустрии кино (фото 11)
«Лунный свет»

 

Продвинутое продвижение

 

 

А24 идет в ногу со временем, постоянно используя различные интернет-платформы для продвижения своих фильмов и событий. Например, когда студия готовилась к премьере фильма «Из машины» на фестивале SXSW в 2014 году, то посетители фестиваля могли найти в тиндере женщину по имени Ава. В чате приложения Ава обязательно спрашивала пользователя: «Что делает тебя человеком?», — а потом предлагала собеседнику посмотреть ее инстаграм, где был один-единственный пост — трейлер «Из машины». Легко догадаться, что Ава была ботом, а не настоящей женщиной. Все крупные американские медиа осветили эту кампанию, и даже при отсутствии каких-то кассовых суперзвезд в актерском составе А24 удалось окупить затраты на съемки «Из машины» более чем в два раза.

 

 

Другой пример — большой проект о философе Дэвиде Фостере Уоллесе на платформе Medium, сделанный А24 к выходу фильма «Конец тура» об Уоллесе. А вот к одному из своих релизов этого года — комедии «Восьмой класс» — А24 сделала сайт, куда можно загрузить свое школьное фото и стать частью школьного альбома, в котором уже красуются Шайя Лабаф и Джордж Клуни.

 

Почему студию А24 называют будущим индустрии кино (фото 12)
«Конец тура»

 

Даже если забыть о специальных проектах, в А24 просто умеют вести соцсети. Когда в 2012 году компания выпускала фильм «Отвязные каникулы», ставший прорывным для А24, то студия разместила в соцсетях оммаж монументальной фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» с Джеймсом Франко в роли отвязного Иисуса в гавайской рубашке. Изображение быстро стало виральным, и о нем писали многие издания — получился настоящий мастер-класс по бюджетному продвижению. В результате фильм «Отвязные каникулы» побил американский рекорд по предпродаже билетов.

 

 

В A24 действительно очень следят за трендами, и в этом году, когда мы переживаем бум подкастинга, компания запустила собственный подкаст The A24 Podcast. На нем актеры, режиссеры и другие симпатичные A24 профессионалы индустрии общаются между собой. Гостями подкаста уже побывали Грета Гервиг и режиссер «Лунного света» Барри Дженкинс. При этом на подкасте говорят не только о кино, но и на более общие культурные и социальные темы.

 

Почему студию А24 называют будущим индустрии кино (фото 13)
«Отвязные каникулы»

 

Точки прорыва

 

 

Первым прорывом А24 стала криминальная драма «Отвязные каникулы», балансирующая на грани с комедией. Сейчас даже сложно представить, но для 2012 года это был довольно рискованный проект: в фильме с наркотой, сексом и насилием вместе с Джеймсом Франко снялись диснеевские звезды Селена Гомес, Ванесса Хадженс и Эшли Бенсон. Впрочем, многие актрисы-милашки Disney, стоит им вырваться на волю (или из заложников?) компании, сразу же демонстрируют миру свою дикую сторону. Майли Сайрус сменила имидж примерно тогда же. Вдобавок к сюжету и актерскому составу фильм снял плотно вросший в независимый кинематограф Хармони Корин — режиссер культовых «Гуммо» и «Умницы Уилла Хантинга». Как было указано выше, виральная компания помогла картине со сборами, а потом сработало сарафанное радио, и только в США «Отвязные каникулы» окупились почти втрое против своего бюджета. Тогда об А24 заговорили все развлекательные медиа.

 

 

Финансовый успех — важная вещь для любого бизнеса, но у А24 есть и совершенно уникальная репутационная победа: из-под крыла этой студии вышел первый квир-фильм, получивший «Оскар» в категории «Лучший фильм». Более того, ровно на фоне всех обвинений Голливуда в расовой дискриминации картиной года стала драма с чернокожим главным героем. «Лунный свет» режиссера Барри Дженкинса рассказывает историю взросления афроамериканца Шайрона из Майами, постепенно осознающего собственную гомосексуальность. В тот же год за звание лучшего фильма на «Оскаре» боролся «Ла-Ла Ленд» Дэмьена Шазелла — гораздо более конвенциональная история, да еще с Райаном Гослингом и Эммой Стоун, так что победа «Лунного света» — действительно триумф и сразу много баллов репутации.

 

Почему студию А24 называют будущим индустрии кино (фото 14)
«Лунный свет»

 

Самые ожидаемые релизы А24 этого года

 

 

«Закон о детях»

 

 

 

 

Драма о судье по семейным делам, которой нужно как-то убедить родителей подростка Адама сделать переливание крови, от которого зависит его жизнь. Родители мальчика отказываются от процедуры по религиозным соображениям, а сам Адам пока не может принимать такие решения — до его совершеннолетия еще целых три месяца, которые могут стать для него фатальными.

 

 

Фильм показали на Кинофестивале в Торонто еще в прошлом году, но в мировой прокат он выйдет в конце августа — начале сентября, и при этом пока непонятно, доберется ли до России. Скорее всего, все же доберется, ведь вдобавок к актуальному сюжету (вспомните только истерики антипрививочников) тут есть выдающиеся актеры Эмма Томпсон и Стэнли Туччи.

 

 

«Середина 1990-х»

 

 

 

 

Режиссерский дебют Джоны Хилла, в котором публика привыкла видеть обаятельного героя комедий, уже успел стать одним из самых ожидаемых фильмов грядущей осени. Причины разные. Во-первых, сам Джона Хилл — двукратный номинант на «Оскар», интеллигентный шутник и обаятельный актер. От такого можно ожидать чего-то небанального. Во-вторых, уже подутомившая, но живучая ностальгия по 1990-м. В-третьих, главный герой фильма — 13-летний парнишка Стивен — не только сам по себе милый мальчуган, он еще и скейтер — быть скейтером сегодня круто и модно, и сам Гоша Рубчинский продвигает скейтерство в массы. В общем, есть вероятность, что история взросления Стивена придется нам всем по сердцу.

 

 

Мировая премьера «Середины 1990-х» назначена на 19 октября, а вот ждать ли фильм в России — это пока загадка.

 

 

 

 

В хорошем смысле безумную (немного даже по-линчевски безумную) неонуарную драму Дэвида Роберта Митчелла в этом году показали в Каннах. По сюжету растрепанный калифорниец Сэм знакомится с девушкой, а после ее бесследного исчезновения пытается найти приглянувшуюся даму. Главные роли тут играют Эндрю Гарфилд и Райли Кио, что тоже вроде бы должно делать фильм привлекательным для прокатчиков. Тем не менее даты российской премьеры пока нет, но точно известно, что в американском прокате лента появится 7 декабря.

 

 

«Экстаз»

 

 

 

 

Еще один каннский фильм, взятый под крыло А24. Его снял скандальный режиссер Гаспар Ноэ — автор знаменитых «Необратимости» и «Любви» (последний некоторые спешно заносят в категорию порнографии и крестятся). «Экстаз» — нечто вроде длинного музыкального видео, в котором ученики танцевальной академии устраивают выпускную вечеринку и кто-то добавляет ЛСД в сангрию — главный напиток вечера. Только представьте толпу сексуальных танцоров под ЛСД на вечеринке — это гипнотизирующее зрелище.