«Битва за битвой», «Франкенштейн» и еще 8 лучших фильмов 2025 года — выбор BURO.
Всей редакцией долго не могли определиться, какие фильмы крепко ассоциируются у нас с уходящим годом, поэтому доверили это важное дело стороннему наблюдателю — попросили Юлию Яроцкую выбрать 10 картин, которыми запомнится 2025-й и которые можно (и нужно) успеть посмотреть за длинные новогодние праздники.
«БИТВА ЗА БИТВОЙ»
реж. Пол Томас Андерсон




Новая работа Андерсона попала, кажется, во все рейтинги лучших фильмов года и имеет шансы на «Оскар» сразу в нескольких категориях. Во-первых, музыку к картине писал давний соратник режиссера Джонни Гринвуд — тот самый, что мелькал этой осенью в сторис ваших друзей с концертов европейского тура культовых британцев Radiohead. Во-вторых, Шон Пенн в очередной раз превзошел себя, исполнив роль сексуально озабоченного злодея, готового на все ради членства в закрытом клубе расистов «Рождественские искатели приключений». Ну и в-третьих, если у вас получилось посмотреть эту невероятную по динамике ленту на большом экране, финальную сцену погони вы не забудете никогда. Собственно, весь фильм о противостоянии радикальной группировки и властей — это и есть своеобразные американские горки, а заключительная схватка на дороге — все равно что мертвая петля.
«Грохочущий, головокружительный эпос Пола Томаса Андерсона — это сразу многое: притча об отцах и дочерях, конспирологический триллер для эпохи Иммиграционной и таможенной полиции, комедия с великолепным актерским ансамблем, предоставляющая звездам возможность демонстрировать свои самые эксцентричные приемы, а также взгляд на роман Томаса Пинчона «Винляндия» 1990 года — не столько прямая, снятая в широкоэкранном формате экранизация, сколько мимолетный кивок автору по пути к собственным глубоким прозрениям».
«БУГОНИЯ»
реж. Йоргос Лантимос




Еще при работе над «Фавориткой» Лантимос начал отдаляться от выработанного в ранних картинах аскетичного стиля. Его «Бедные-несчастные» стали полной противоположностью тому же «Лобстеру»: буйство красок, роскошные костюмы, сложные операторские приемы и изобилие звука. Сейчас же в коллаборации с новой иконой хоррора Ари Астером режиссер снял ремейк южнокорейской комедии «Спасти зеленую планету». Не совсем психически уравновешенный пчеловод и его умственно отсталый брат похищают владелицу крупной фармкомпании, потому что уверены: она инопланетянка, прибывшая на Землю, чтобы уничтожить человечество. Блистательный актерский дуэт Эммы Стоун и Джесси Племонса виртуозно разыгрывает эмоциональные диалоги, из которых зрителю до самого финала неясно, на чьей же стороне правда.
«Для Стоун “Бугония” становится вершиной ее актерской карьеры. Ее Мишель Фуллер поражает холодной многослойностью: она без усилий переключается между корпоративной собранностью, хрупким отрицанием и моментами самокопания. Стоун уравновешивает абсурд и трагедию так, что это ощущается как нечто, идеально вписанное в мир Лантимоса».
«НОВАЯ ВОЛНА»
реж. Ричард Линклейтер




Фильм Линклейтера посвящен съемкам картины «На последнем дыхании» — пожалуй, главного шедевра французской новой волны. Помимо того, что «Новая волна» — совершенно прекрасный, сделанный с большой нежностью к первоисточнику фанфик для синефилов (они безошибочно опознают в кадре и Аньес Варду с супругом Жаком Деми и Робера Брессона на съемках «Карманника»), это еще и отличное наглядное пособие, которое дает исчерпывающий ответ на вопрос о том, почему Жан-Люк Годар — великий режиссер. Все истории вокруг его дебюта наконец обрели телесное воплощение, и вместо того чтобы слушать скучную лекцию о применении ручной камеры и революционного рваного годаровского монтажа, можно посмотреть увлекательную работу Линклейтера. Но обязательно ознакомьтесь с оригиналом Годара, если еще этого не сделали, — очарование Патриции в исполнении Джин Сиберг сыграть невозможно при всем желании.
«Этот проникнутый теплотой оммаж городскому французскому шику — одновременно ностальгическая дань и времени, и месту необычайного творческого брожения, и кинематографической сексуальной притягательности».
«ЛЕРМОНТОВ»
реж. Бакур Бакурадзе




Волшебник слова, великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов просыпается в Пятигорске в последний день своей жизни. Впрочем, трагедия, хоть ее предчувствие уже висит в воздухе, совсем еще неочевидна — кажется, что дуэлянты вот-вот договорятся, пожмут друг другу руки и откупорят бутылку шампанского. Весь день героя проходит в медлительном осеннем тумане — поездка на лошади, прогулка с дамами по лесу, — а если получается перекинуться с кем-то парой слов, вылетают сплошь какие-то необязательные глупости. Режиссер сосредоточен на другом: природа занимает все пространство, становится осязаемой, буквально проникает с запахом осенней листвы через экран. Лошадь, снятая особенно крупным планом, переигрывает, кажется, вообще всех. Эта работа Бакурадзе всем своим существом противопоставляет себя громкому, быстрому, насыщенному событиями «Пророку» Умарова, и тем она ценнее.
«Без сомнения, это блестящий кастинг, который растушевывает позднейшие ницшеанские прочтения Лермонтова, сверхчеловека, русского Байрона, демона. Здесь поэт — равнозначная, пожалуй, всем своим знакомым, социальная фигура. Сам себе камешек в собственном ботинке. Ранимый и неловкий пошляк, недолюбленный романтик, печальный и несносный шутник».
«СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ»
реж. Йоаким Триер




Картина, ставшая одним из фаворитов Каннского фестиваля, рассказывает об истоках семейной травмы, тянущейся из поколения в поколение со Второй мировой войны. Нора — успешная театральная актриса. Когда ее отец, известный кинорежиссер Густов Борг, приглашает ее на главную роль в своем новом фильме, выясняется: между отцом и дочерью за годы разлуки накопилось слишком много скрытых обид, которые не позволяют родственникам научиться честно говорить друг с другом. Нора презирает отца за то, что он ушел от матери, и винит его в неспособности создать семью, но вместе с тем ждет от него похвалы и признания ее таланта, в то время как ее младшая сестра ищет в архивах корни семейной трагедии. Картина сочетает в себе глубокий психологический анализ героев и легкую подачу — ровное повествование прерывается вставками из истории семьи и дома, который в каком-то смысле и выступает той самой сентиментальной ценностью.
«Это ощущается не столько как фильм, сколько как будто старый дом распахнул свои двери и позволил нам заглянуть внутрь на несколько долгих, неспешных часов».
«ГРЕШНИКИ»
реж. Райан Куглер




Райан Куглер вырвался из лап марвеловской «Черной пантеры» и создал главный блокбастер этого года о противостоянии американских гангстеров и ирландских вампиров. Двое братьев (обоих играет Майкл Б. Джордан) возвращаются в Миссисипи из Чикаго, где после Первой мировой работали на мафию, чтобы открыть в родных краях джук-джойнт с подпольным алкоголем. За культурную программу отвечает их юный кузен, виртуозно владеющий гитарой, — именно он своей невероятной музыкой и привлекает вампиров. Фильм не только развлекает, но и затрагивает проблему идентичности и культурной апроприации: обращая людей в себе подобных, вампиры уничтожают их индивидуальность. Особое внимание критики уделили саундтреку Людвига Горанссона — музыке на стыке жанров, выводящей картину на новый уровень.
«”Грешники” — если это вообще можно описать, то прежде всего это фильм о жанрах и о сугубо американском стремлении скрещивать их между собой, создавая нечто одновременно новое и старое, “высокое” и “низкое”. Это искренняя, телесно прочувствованная и тщательно исследованная историческая драма, которая сначала представляет блюз как дьявольскую музыку, а затем стремится переосмыслить его как особую, почти четырехмерную магию».
«ЗВУК ПАДЕНИЯ»
реж. Маша Шилински




Вторая работа немецкого режиссера получила приз жюри Каннского фестиваля и привлекла внимание международных критиков. Картина рассказывает историю нескольких поколений девушек, проживающих на ферме в Германии, и затрагивает четыре временных отрезка: две мировые войны, 1980-е в ГДР и наши дни. Никак не связанные на первый взгляд судьбы девочек постепенно сплетаются в единую историю женской травмы. Юные героини одна за другой переживают домашнее насилие, которому не в силах оказать сопротивление. Картина требует от зрителя пристального внимания, так как все ключи, объединяющие сюжетные линии, исключительно визуальные. Но приложить усилия стоит: помимо прочего, в фильме талантливая операторская работа и поэтичный видеоряд.
«При хронометраже в два с половиной часа и без очевидной сквозной сюжетной линии “Звук падения” — это Артхаус с большой буквы, который в первую очередь придется по вкусу терпеливому зрителю. Наградой станет работа, напоминающая о том, что кино все еще способно изобретать себя заново, — пока существуют режиссеры вроде Шилински, достаточно дерзкие, чтобы пытаться это делать».
«ФРАНКЕНШТЕЙН»
реж. Гильермо дель Торо




Дель Торо мечтал воплотить историю Франкенштейна на экране больше 30 лет и подошел к созданию декораций и костюмов со свойственной ему дотошностью, наотрез отказавшись от использования искусственного интеллекта. В итоге получилась невероятной красоты лента, насыщенная запоминающимися деталями. Режиссер, с ранних своих работ питающий особую нежность к монстрам и изгоям, возможно, излишне прямолинеен в трепетном отношении к чудовищу Франкенштейна. Роль самого существа, выросшего без отеческой любви в сыром подвале и обреченного на вечную жизнь в одиночестве, виртуозно исполнил красавчик Джейкоб Элорди. Актер тратил до десяти часов на грим, и это того стоило — образ получился одновременно ужасающим и притягательным, а высокий рост и атлетическое телосложение выделили Элорди на фоне остальных персонажей и подчеркнули сверхъестественное происхождение существа. Все это в сочетании с музыкой Александра Деспла вполне себе тянет на грустную новогоднюю сказку.
«Все актеры блестяще играют, фильм поражает мастерством и пронизан страстью своего создателя. А если вам показалось, что существо из картины Энди Уорхола “Тело для Франкенштейна” сексуально, подождите, пока не увидите версию Элорди».
«ОТЕЦ МАТЬ СЕСТРА БРАТ»
реж. Джим Джармуш




Тема дискоммуникации в этом киносезоне витает в воздухе, и нагляднее всего ее, пожалуй, продемонстрировал уже вполне себе культовый американец Джармуш. В его триптихе, посвященном налаживанию родственных связей между отцами и детьми, паузы говорят гораздо больше, чем неуклюжие разговоры о качестве воды и автомобилях. Вечное противостояние родителей и отпрысков Джармуш своей легкой рукой превращает в милую семейную традицию: раз в год дети приезжают обнять стариков и признаться им в любви, а если тех уже нет в живых, тем лучше — мертвые не умирают. Но главное в картине — очаровательные детали, связывающие три части в единое полотно. Именно от них получат удовольствие самые внимательные зрители.
«Здесь привязанность не романтическая, а семейная, струящаяся мягкими, подсознательными волнами между родителями и их взрослыми детьми. Но то, что наши встречи с мамами и папами во взрослом возрасте могут иметь много общего — в их безобидной лжи, способах сохранить лицо и многозначительном молчании — с ранними стадиями любовного романа, является одним из своеобразных наблюдений, которое делает этот фильм таким необычайно приятным для просмотра в компании друзей. Таким, что можно посмотреть прохладным вечером, когда все становится довольно забавно».
«ПРОСТАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ»
реж. Джафар Панахи




Размышления на тему жертв и палачей — одна из острейших тем иранского кинематографа последних лет. Не один год фильмы на тему собирают главные призы на международных кинофестивалях, и новая работа Панахи не стала исключением, получив «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. В центре сюжета — некогда подвергавшийся в тюрьме пыткам и ставший инвалидом автомеханик Вахид. По скрипу протеза он узнает в одном из клиентов своего мучителя, лица которого Вахид никогда не видел. Дабы не совершить ошибку, он собирает всех жертв надзирателя, чтобы вместе решить судьбу служителя режима. Но когда речь заходит о расправе, режиссер задает героям, а заодно и зрителям, главный вопрос: если жертва убьет палача, не станет ли она сама в эту секунду палачом?
«В “Простой случайности” Панахи подтверждает свой статус одного из самых значимых режиссеров современности. Его последняя работа не только сильна политически и изобретательна по форме, но и глубоко гуманна — захватывающее, неспешно развивающееся повествование, с кульминацией в неожиданно разрушительном финале. Фильм одновременно актуален и безвременен, и глубоко укоренен в социальных и политических реалиях Ирана».
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7