Поиск

Фестиваль закончился, впечатления остались: 6 лучших фильмов "Кинотавра"

Ждем в прокате

Фестиваль закончился, впечатления остались: 6 лучших фильмов "Кинотавра"
О том, как обстояли дела на фестивале, мы вам уже рассказывали, а теперь отчитываемся, какие фильмы из конкурсной программы «Кинотавра» мы не хотим пропустить в прокате

«Коллектор», режиссер Алексей Красовский 

«Коллектор» — полнометражный дебют сценариста Алексея Красовского — рассказывает об одном дне из жизни коллектора по имени Артур. Вернее, не о дне даже, а о вечере, который успевает изменить его жизнь, что называется, стремительно и бесповоротно. Главное, что нужно знать о фильме, — это то, что сто процентов экранного времени в кадре находится Константин Хабенский. Он вообще единственный, кого мы увидим, — остальные артисты играют голосами. С ними Артур разговаривает, их убеждает, им возражает. Оказавшись в какой-то степени на месте тех самых должников, которым трезвонит он сам, он узнает о себе немало нового, стараясь не терять хладнокровия, которым привык обладать. 

 

«Разбуди меня», режиссер Гийом Проценко

Еще один дебют (а 27-й «Кинотавр», как мы помним, был наречен фестивалем дебютов) снял Гийом Проценко по сценарию Андрея Стемпковского и Вячеслава Дурненкова. Погружаясь в мир работников паспортного контроля аэропорта, режиссер рассказывает историю девушки Евгении, неожиданно обнаружившей, что видит вполне себе вещие сны. Последствия ждать себя не заставляют — так в жизни Жени появляется Наркоконтроль, его сотрудник Стас и хоть какие-то планы на будущее — до этого она усердно, но безрезультатно пыталась забыть бойфренда Андрея, которому сама же и помогла выехать из страны, не оставляя за собой следов. Реагируя на все, что происходит вокруг, с некоторой долей отстранения, девушка постоянно повторяет присоветованное психологом «Я не сплю» в попытках различить сон и явь. Отличный пример авторского кино, «Разбуди меня» ценен еще и актерскими работами Ирины Вербицкой и Кирилла Пирогова, которые запоминаются надолго. 

 

«Ученик», режиссер Кирилл Серебренников

«Ученика» Кирилла Серебренникова на фестивале ждали как никакой другой фильм. Освещенный лучами Каннского киносмотра, на «Кинотавре» он забрал приз за режиссуру. История школьника Вениамина, разговаривающего цитатами из Писания, родилась из пьесы немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Сначала по ней поставили спектакль в «Гоголь-центре», а потом сняли и киноверсию. Артисты в ней те же, с одним только отличием: главного героя играет не Никита Кукушкин, а «брусникинец» Петр Скворцов. Он-то и стремится убедить всех — начиная с одноклассников и заканчивая директрисой — в безнравственности окружающего мира, с которой призывает бороться. Возражать ему пытается только учительница биологии и по совместительству психолог (Виктория Исакова), быстро оказывающаяся в оппозиции. Слушать ее не хотят ни в школе, ни дома, находя абсурдные оправдания действиям фанатика-Вениамина. Снимали «Ученика» в Калининграде, так что условное пространство сцены спектакля в фильме заменяют настоящие школа, бассейн и даже дамба. 

 

«Хороший мальчик», режиссер Оксана Карас 

Получивший Гран-при фестиваля «Хороший мальчик» — комедия о шести днях из школьных будней находчивого и умного девятиклассника Коли Смирнова. Весь сюжет, в общем-то, крутится вокруг того, что происходит в школе, где продвинутый директор на модной машине (Михаил Ефремов) вдруг оказывается Коле кем-то сродни друга, и дома, где, в свою очередь, усатый отец-ученый (Константин Хабенский) придумал новую теорию, согласно которой спать совсем не полагается. Неожиданно сгоревший новый корпус становится причиной разборок, а в действие оказываются втянуты и учитель информатики (Александр Паль), и симпатичная «англичанка» (Иева Андреевайте), и директорская дочь, бойкая десятиклассница Ксюша (Анастасия Богатырева). Смешная русская комедия — материя загадочная и встречающаяся, скажем прямо, не то чтобы часто, так что пропускать «Хорошего мальчика» в прокате не стоит.

 

«Чужая работа», режиссер Денис Шабаев 

В конкурсе «Кинотавра» оказалось сразу два документальных фильма, и один из них, «Чужая работа» Дениса Шабаева, был назван «лучшим дебютом». Со своим героем — приехавшим в Москву из Душанбе Фаррухом — режиссер времени провел немало. Он повсюду следует за ним с камерой, показывая, что амбиций у Фарруха достаточно, а вот средств к существованию — не очень. Главный герой ленты, в которой сюжет пишут не сценаристы, а жизнь, мечтает быть актером и сниматься в кино. К своей мечте он приближается, играя преимущественно дворников. Собственно, примерно тем же он занимается и за кадром — семья большая, кормить нужно всех. Исследование Шабаева захватывает не меньше, чем любой остросюжетный фильм, лишний раз доказывая, что документальное кино может и должно выходить за пределы фестивалей и камерных просмотров. 


«Зоология», режиссер Иван И. Твердовский 

Второй полный метр Ивана И. Твердовского и второе же появление режиссера в основном конкурсе «Кинотавра» оборачивается сюжетом о том, как внешние физические изменения становятся причиной изменений внутренних. Сотрудница зоопарка Наташа — из тех, что живут с мамой и покорно терпят издевательства некрасивых и злых коллег. Возразить она им не может, да и не хочет — гораздо интереснее ей говорить с гориллами, ламами и львами. Так все и идет, пока у Наташи не вырастает хвост — длинный, упрямый, живущий собственной жизнью. Испугавшись сначала, потом она попросит у парикмахера стрижку, чтобы шла (в роли стилиста, кстати, Александр Горчилин), накрасит ногти и наденет парку да юбку покороче. И пока по провинциальному городу на берегу моря расползаются слухи о «хвостоносице» (особенно часто их можно услышать в поликлинике), Наташа проводит все больше времени в компании молодого рентгенолога. Закончиться хорошо все не может никак — бунта (ни внутреннего, ни тем более внешнего) никто здесь не прощает. 

Анастасия Каменская

23 июня 2016, 16:42

Оставьте комментарий

загрузить еще