Поиск

Первая выставка графики Эшера открылась в Москве

Первая выставка графики Эшера открылась в Москве

Музей современного искусства выставил 100 работ голландского художника

Текст: Дарья Горшкова

Этой зимой Московский музей современного искусства захватил Мауриц Корнелис Эшер: его графика, полная оптических иллюзий, впервые выставлена в таком объеме

На этой неделе Московский музей современного искусства открыл персональную выставку Маурица Корнелиса Эшера, первую в столице. Несмотря на мировую известность этого голландского графика, его работы показывали только в санкт-петербургском Государственном Эрмитаже. В Москве решили исправить недочет и показать более 100 работ на втором этаже ММОМА на Петровке: с 11 декабря музей превращается в поле оптических иллюзий, игры с пространством и "невозможных фигур".

Эшер всегда был ближе скорее к математикам, чем к коллегам-художникам — идеи он часто черпал именно из точных наук. Художник творил под властью бесконечности, симметрии и всю жизнь пытался понять, почему у человека может возникать обман зрения. Он часто рисует лестницу Пенроуза, невозможный треугольник или трезубец — именно на работах Эшера эти фигуры, чьим "отцом" является шведский художник Оскар Реутерсвард, становятся по-настоящему популярными. 

Эшер первым "рассказал" миру о фракталах — фигурах из нескольких частей, подобных всей фигуре в целом. В его графике данное математическое понятие отразилось даже раньше, чем было введено (а случилось это в 1975 году). Он все время исследовал логику пространства, играл с перспективой и светотенями, изучал пластические парадоксы и опережал свое время.

"Водопад", октябрь 1961. Литография

Без Эшера и современный дизайн, и анимация были бы другими — его влияние на последователей трудно переоценить. Кстати, Эшер и сам нередко работал в качестве дизайнера — однажды ему поступил заказ от Королевской Почты Нидерландов с просьбой нарисовать картину "Метаморфоза III" на холсте длиной 48 метров (это стало самым масштабным его проектом). 

"Рука с зеркальной сферой", 1935. Литография

Экспозиция ММОМА познакомит с Эшером в полной мере: от самых поздних литографий дойдем до первой печатной работы — книги "Святой Франциск" (1922), в которой уже появляются мотивы, характерные для его зрелого творчества. Основная масса произведений взята из Итальянского периода биографии Эшера — во время путешествий по Италии, на Корсику и Мальту он активно рисовал пейзажи, насекомых и растения. Голландский период — это время его наивысшего расцвета. В конце 1940—1950-х годов Эшер создал свои лучшие литографии. Около сотни его графических работ, полных сюрреализма, пластики и зрительного обмана на выставке дополняют архивные фото и фильмы из Фонда М.К. Эшера в Нидерландах (M.C. Escher Foundation).

"Мауриц Корнелис Эшер" в главном здании Московского музея современного искусства (ММОМА) на Петровке пройдет с 11 декабря по 9 февраля 2014 года.

"Восхождение и спуск", март 1960. Литография