Поиск

Как формируются цены на искусство

Как формируются цены на искусство

Сколько стоит современное искусство и почему

Потребление искусства сегодня стало поистине общественным явлением, но важно понимать, что дороги только качественные вещи. Эти произведения будут дорожать в течение ближайших десяти лет не менее чем на 50% в год.

Для того чтобы понять, в чем ценность того или иного произведения, нужно учитывать много факторов. Первое: художник не может одинаково хорошо писать все время, особо удачной станет одна из пяти–десяти–сотни картин. Поэтому цена на произведения варьируется даже у одного и того же автора. На те работы, которые проходят отбор у самого художника, цена может быть в разы выше. Для того, чтобы купить такую картину, нужно вести переговоры с человеком, который занимается творчеством живописца (экспертом, галеристом, представителем) или стать постоянным покупателем у художника.

Как формируются цены на искусство (фото 1)

Художник Takashi Murakami с коллекционерами на ярмарке ARTBasel 2011

Поскольку современное рыночное хозяйство строится на представлении, что участники сделки вступают в обмен добровольно, и оно, в свою очередь, основано на обмене благами между различными субъектами финансово-экономической деятельности, то числовые значения всех цен на товары и услуги, биржевых курсов ценных бумаг и обменных курсов валют, а также значение производных от этих цен и курсов показателей (различных индексов, процентных ставок и т.п.) указывают лишь на относительную ценность обмениваемых благ.

Иными словами, реально наблюдаемые значения цен и курсов есть показатели (индексы, индикаторы) относительной, "меновой" ценности соответствующих благ. На разных этапах экономической науки в качестве идеального показателя (стандартного эталона, общей меры, счетной единицы, меры стоимости и т.п.) ценности благ предлагались серебряные и золотые монеты (от Аристотеля до меркантилистов), трудозатраты (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс), равновесная цена (неоклассическая школа), энергетические эквиваленты (нефть, электроэнергия), мировые деньги (доллар США, Евро). Однако все эти меры стоимости (идеальные счетные единицы) практически непригодны в настоящее время для анализа постоянно меняющихся мощных потоков данных о мировой финансово-экономической деятельности. Вне зависимости от того, что в данный момент принято считать мировыми деньгами, произведения искусства ежегодно растут в цене (за вычетом инфляции) в среднем на 10-15%.

Как формируются цены на искусство (фото 2)

Anselm Kiefer. Nuremberg 1982

Это был, так сказать, экскурс на мировую арт-сцену. В России, естественно, эти процессы проявляются с некоторыми особенностями и с отставанием на несколько лет.

В русском языке с недавнего времени появляется термин "актуальное искусство", который во многом схож, но не тождественен по смыслу термину "современное искусство". Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевают новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств). Актуальное искусство быстро устаревает, становясь частью истории современного искусства ХХ или ХХI столетия. Во многом участники арт-процесса в России наделяют определение "актуальное искусство" смыслом, которое в свое время приписывалось авангардизму (новаторство, радикальность, использование новых техник и приемов). Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.

Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, подымаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп (например, "искусство аутсайдеров"). Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались "усталостью" от концептуального искусства и минимализма, а так же возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений, как "Новые дикие"). На середину 80-х приходится время подъема движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве, — все больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения. На арт-процесс, начиная с 80-х, большое влияние оказало развитие технологий — видео, аудио, компьютеров и интернет — это существенно расширило палитру средств, используемых художниками. Произведения искусства же, как гипертовары, могут обращаться весьма интенсивно, прежде чем "успокоиться", осесть в музеях или других хранилищах. Рынок произведений искусства развивается и привлекает людей как возможными высокими доходами, так и нематериальными выгодами вроде статуса обладателя раритетной вещи.

Начинающим инвесторам, обратившим свое внимание на этот рынок, стоит тщательно изучить предметную область, заручиться консультационной поддержкой специалистов и начинать приобретать предметы искусства через специализированные галереи. Для уменьшения риска лучше диверсифицировать капитал, приобретая несколько предметов, относящихся к разным направлениям искусства. В этом случае снижение стоимости одного произведения будет компенсироваться ростом стоимости других, позволяя избежать значительных потерь. В настоящее время инвесторы всего мира пристально наблюдают за состоянием дел на аукционах, так как на фоне общемирового кризиса фондовых рынков необходимо найти альтернативные и эффективные инструменты вложений. 

Текст: Алена Курмашева (www.artcurator.ru)