Поиск

Кураторы — о выставке «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов»

Кураторы — о выставке «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов»

Подготовила: Арина Крайних

В уходящем году в Москве при поддержке ВТБ открылся центр изучения конструктивизма «Зотов». Первая выставка пространства «1922. Конструктивизм. Начало» посвящена зарождению этого направления в искусстве. В экспозицию вошли более 300 работ, на примере которых показано единство и многообразие послереволюционного русского авангарда. Кураторы Полина Стрельцова, Анна Замрий и Константин Дудаков-Кашуро рассказали BURO. о том, почему стоит ее посетить.


Кураторы — о выставке «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов» (фото 1)

Полина Стрельцова

старший куратор выставочного направления центра «Зотов», искусствовед, историк архитектуры

Кураторы — о выставке «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов» (фото 2)

Анна Замрий

младший куратор, специалист по архитектуре выставок, автор сценографического подхода в экспозиционном проектировании

Кураторы — о выставке «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов» (фото 3)

Константин Дудаков-Кашуро

куратор музыкального сопровождения выставки, кандидат культурологии


КАК ПОЯВИЛАСЬ ИДЕЯ ВЫСТАВКИ



Полина Стрельцова

Центр «Зотов» расположился в здании бывшего «Хлебзавода №5» — памятнике конструктивизма, направления отечественного искусства, знаменитого на весь мир. И нам, конечно, захотелось посвятить его изучению и центр, и первую выставку. Конструктивизм просуществовал менее 15 лет, но до сих пор является самым узнаваемым брендом отечественного искусства. При этом артикулировать и обособить конструктивизм в многообразии авангарда не так просто, а, может, и не нужно. Делая выставку о конструктивизме, изучая его, прежде всего, хотелось разобраться в сути явления, направления, в его истоках. Сформулировать для себя важные для конструктивизма опорные точки и выявить их в контексте. Первая выставка закладывает множество направлений для дальнейших разговоров, это дает основу и каркас для будущих проектов.


Константин Дудаков-Кашуро

С одной стороны, она была предопределена зданием, в котором располагается Зотов-центр, — ярким образцом промышленного конструктивизма. Было бы странным упустить возможность отметить столетие конструктивизма другой выставкой. С другой стороны, из выставочных мероприятий в России очень мало оказалось связано с рождением конструктивизма. Открыть такую выставку означало впервые за много лет подчеркнуть экспозиционными средствами важность этого события в нашей культурной истории.

Кураторы — о выставке «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов» (фото 4)

Александр, Виктор, Леонид Веснины

Проект «Дворца труда», перспектива. 1922


Музей архитектуры имени А.В.Щусева

Кураторы — о выставке «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов» (фото 5)


Вера Мухина

Пламя Революции. 1922


Бронза

Государственная Третьяковская галерея


КАКОЙ АСПЕКТ ХОТЕЛОСЬ РАСКРЫТЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО? ПОЛУЧИЛОСЬ ЛИ РЕАЛИЗОВАТЬ ЭТУ ИДЕЮ?



Полина Стрельцова

Нам хотелось поразмышлять о конструктивизме. Как идея о смерти искусства смогла дать творческий импульс всему ХХ веку. В экспозиции мы попытались зафиксировать момент рождения конструктивизма, перехода к новому мышлению, восприятию искусства, фигуры творца и, наконец, формулированию принципов жизнетворчества и искусства для жизни.

Анна Замрий

Интересно, что конструктивизм — это явно больше чем стиль. Это амбициозная и прекрасная в своей утопичности попытка построить новый миропорядок, новую жизнь и нового человека на фоне голода, разрухи и других ужасающих реалий жизни. Очевидно, что одной выставки недостаточно, чтобы выявить эту идею в полном объеме, тем более что драматургия экспозиции сосредоточена вокруг 1922 года. Мы смотрим на то, что предваряло эту дату, и немного показываем контекст, в который конструктивизм шагает после. Наша цель — поэтапно раскрыть грани конструктивизма.


Константин Дудаков-Кашуро

Главным кураторам — Полине Стрельцовой и Анне Загний — было важно не столько показать развитие конструктивизма, сколько проследить его формирование с 1910-х годов и засвидетельствовать точку его рождения, показав необыкновенную концентрацию «конструктивистского импульса» в совершенно разных областях искусства и социальной теории. Красной нитью в экспозиции проходит идея создания универсального языка искусства, позволяющего моделировать новые способы отношения художника и материала, художника и зрителя, искусства и технологии, формы общественной жизни и так далее.


В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ «1922. КОНСТРУКТИВИЗМ. НАЧАЛО»



Полина Стрельцова

Для того, чтобы проникнуть в суть такого многогранного явления как конструктивизм, кажется важным рассмотреть его в контексте, в диалоге и противопоставлении идей и открытий бурлящего авангардного котла, из которого выплавлялась сама суть и философия конструктивизма, неожиданным образом в 1922 году распространившейся и проявившейся практически повсеместно.

Анна Замрий

Первой выставкой нам хотелось привлечь внимание к вопросам конструктивизма, предложить сообществу присоединиться к диалогу и дальше вместе открывать для себя новое или повторять пройденное. А еще мне кажется существенным размышлять о любом явлении в контексте: в таком случае шанс увидеть истинное гораздо больше. Тут, кстати, вспоминается и теория Матюшина о расширенном смотрении, а может, все дело в моем архитектурном бэкграунде. Но, так или иначе, мне было важно, чтобы экспозиция была выстроена таким образом, чтобы посетитель почувствовал вначале некое смущение, метание, поиск и даже желание найти «верный» путь, проходя по первому этажу выставки, а затем, на втором этаже, — облегчение от декларирования конструктивизма в 1920 году и путь, которым конструктивисты следовали от конструкции до производственного искусства.


Константин Дудаков-Кашуро

Круговая структура хлебозавода создает особые условия развития экспозиции — направленного движения снизу вверх. Для экспонирования это одновременно ограничение и преимущество, потому что возникает особая, непривычная среда, конгениальная визуальному опыту авангарда. Что же касается состава выставки, то, кажется, впервые конструктивизм, при этом ограниченный самым началом 20-х, представлен так многопланово — не только предтечи в станковом творчестве, не только пространственные конструкции или архитектурные проекты, но и музыка, танец, кино. Зримо прочерчены параллели и пересечения, которые редко можно увидеть в музеях.

Кураторы — о выставке «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов» (фото 6)

Александр Веснин

Абстрактная композиция.1922


Бумага, тушь, сепия, сухая кисть, карандаш

Музей архитектуры имени А.В.Щусева

Кураторы — о выставке «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов» (фото 7)


Александр Родченко

Эскиз иллюстрации к первому изданию поэмы В. Маяковского «Про это». Часть 2. Глава «Повторение пройденного» 1923.


Фотобумага, картон, вырезки из журналов, коллаж, белила

Государственный музей В.В.Маяковского


БУДЕТ ЛИ ИНТЕРЕСНО ПОСЕТИТЬ ВЫСТАВКУ ЛЮДЯМ, ИМЕЮЩИМ ОТДАЛЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОНСТРУКТИВИЗМЕ И ИСКУССТВЕ В ЦЕЛОМ? НА ЧТО ИМ СТОИТ ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ?



Полина Стрельцова

Посетить выставку будет интересно всем. Во-первых, «Зотов» — это новое пространство. Во-вторых, в нашей экспозиции собраны работы ведущих представителей авангарда. Но это не самое главное. Мы попытались сформировать абсолютно новый взгляд на процессы, которые происходили в искусстве в то время. Нам удалось показать, как ранние авангардные опыты переросли в полноценный конструктивизм и как проявлялось развитие этого направления с точки зрения художников.


Анна Замрий

Когда я задаюсь вопросом, для чего мы все это делаем, то всегда приходит такой ответ: если хотя бы у одного человека возникнут вопросы или, наоборот, он вдруг найдет здесь ответы, если хотя бы одна струна души дрогнет, если глаз «умоется» от красоты — значит, все было не зря. Поэтому, конечно, приходите погулять по нашему конструктивистскому ландшафту. И в таком случае читайте цитаты самих конструктивистов, которые можно найти на выставке.


БЫЛИ ЛИ ФАКТЫ, ОСОБЕННОСТИ, КОТОРЫЕ ВЫ САМИ ОТКРЫЛИ ДЛЯ СЕБЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЭКСПОЗИЦИИ?



Анна Замрий

Оказалось, что малоисследованных областей конструктивизма гораздо больше, чем можно было бы ожидать. А еще — что хочется, чтобы возник центр, который сможет стать площадкой для объединения исследователей, изучающих теории и практики конструктивизма.


Константин Дудаков-Кашуро

Посетителю важно понимать, что эта выставка — своего рода слепки подлинно революционного творческого мировоззрения, потенциал которого неисчерпаем.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7