Поиск

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ Реклама

Вдохновение и преемственность «Таврида.АРТ»: как арт-кластер поддерживает творцов и способствует развитию театра в России

Программа для художественных руководителей и главных режиссеров театров под началом Сергея Безрукова

Текст: BURO. Retelling

Театральная индустрия в России стремительно развивается. Фестивали, образовательные программы, громкие премьеры — тому подтверждение. Чтобы способствовать этому, арт-кластер «Таврида» и Академия творческих индустрий «Меганом» в 2024 году пригласили Сергея Безрукова стать наставником для молодых худруков и главных режиссеров театров со всей страны. Мы решили узнать, как «Таврида» помогает налаживать диалог между поколениями творцов, а также расспросили выпускников программы Безрукова о том, какую силу дает возможность учиться у лучших.


КТО ТАКИЕ «ЛЕГЕНДЫ ТАВРИДЫ»?


В креативных сферах вообще и в театральной в частности преемственность имеет большое значение — вряд ли кто-то способен понять и поддержать молодого режиссера или худрука лучше старшего коллеги. Тем более если этот старший коллега — признанный мэтр.

В арт-кластере «Таврида» это понимают и, чтобы укреплять связь разных поколений творцов, уже четыре года проводят масштабную премию-признание «Легенды Тавриды». Механизм прозрачный: сначала участники, резиденты и эксперты арт-кластера выдвигают претендентов, потом подсчитываются голоса и определяется номинант, а затем проходит награждение и объявление новых легенд. Причем это, надо сказать, единственная награда такого рода, в которой как номинантов, так и победителей юные творцы выбирают самостоятельно.

Основная цель — с одной стороны, выразить благодарность тем, кто вдохновляет, поддерживает и помогает, а с другой — поощрить диалог с молодыми и талантливыми и стимулировать передачу опыта. С 2020 года новое поколение творцов уже выбрало более десятка легенд. В их числе, например, актер и режиссер Олег Табаков, актер Владимир Меньшов, телеведущий Александр Масляков, директор «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Свиблова, кинорежиссер Никита Михалков, композитор Игорь Матвиенко, актер Владимир Машков — список продолжает расти, но всех объединяют наставничество творческой молодежи и желание помогать.

Вдохновение и преемственность «Таврида.АРТ»: как арт-кластер поддерживает творцов и способствует развитию театра в России (фото 1)

СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ — ПОБЕДИТЕЛЬ ЭТОГО ГОДА


В этом году легендой Тавриды выбрали Сергея Безрукова. Разумеется, неслучайно: актер и художественный руководитель Московского губернского театра выступил наставником для 40 молодых главных режиссеров и худруков из 28 культурных институций со всей России (причем самых разных — начиная с детских и кукольных театров и заканчивая национальными и драматическими). Четырехмесячную образовательную программу «Меганома» так и назвали — «Академия Сергея Безрукова».

Он стал для молодых творцов не только преподавателем, но и примером. «Я взял на себя реализацию трех качеств, которыми должен обладать художественный руководитель: лидерства, коммуникабельности и компромиссности», — рассказывает Безруков. По словам актера, грамотный худрук должен вникать в проблемы театра и знать все, вплоть до бухгалтерского учета и маркетинга, а не просто выстраивать репертуар и взаимодействовать с труппой. В том числе поэтому программа так откликнулась участникам: без управленческих навыков вести вперед команду и переосмыслять жанры и форматы постановок практически невозможно.

Вдохновение и преемственность «Таврида.АРТ»: как арт-кластер поддерживает творцов и способствует развитию театра в России (фото 2)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ ТЕАТРОВ БУДУЩЕГО


Под началом Безрукова молодые главные режиссеры и художественные руководители продвинулись от получения практической базы — как управлять творческим коллективом, формировать репертуарную политику, взаимодействовать с органами власти, бизнес- и социальными партнерами — до защиты собственных стратегий развития театров, в которых служат.

На программе уделяли особое внимание анализу общественных запросов. Репертуар, считает Сергей Витальевич, должен исходить не только из творческих идей главного режиссера, но и из потребностей зрителей. Вместе со студентами академии Безруков разбирался, какие спектакли нужны, какие постановки и направления волнуют российского зрителя. Это тоже интегрировали в разработанные стратегии.

В октябре, через четыре месяца после старта программы, участники представили миссию и цель, художественный план, дорожную карту развития своих театров, идеи по работе с разновозрастной аудиторией экспертам. А те, в свою очередь, поделились обратной связью: дали наставления, обозначили риски и перспективы, опираясь на собственный опыт.

Вдохновение и преемственность «Таврида.АРТ»: как арт-кластер поддерживает творцов и способствует развитию театра в России (фото 3)

ЧТО О ПРОГРАММЕ ГОВОРЯТ ВЫПУСКНИКИ?


Чтобы не быть голословными, лично поговорили с двумя выпускниками академии «Художественные руководители театров Будущего»: Дмитрием Акимовым, в настоящем — главным режиссером Театра Мотыгино, а в прошлом — ведущим актером Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова, и Сашей Савельевым, актером и главным режиссером московского Театра мимики и жеста.

Что для вас театр?

Вдохновение и преемственность «Таврида.АРТ»: как арт-кластер поддерживает творцов и способствует развитию театра в России (фото 4)

Дмитрий Акимов:

Еще в пять лет видел, как мама играла в любительском театре, и это меня захватило. Я всерьез решил стать артистом, когда уже учился в техническом университете на инженера. Сейчас искусство — неотъемлемая часть моей жизни, то, что делает счастливым и пробуждает лучшие качества как человека. Так я чувствую пульсацию самой жизни.

Вдохновение и преемственность «Таврида.АРТ»: как арт-кластер поддерживает творцов и способствует развитию театра в России (фото 5)

Саша Савельев:

Я попал в театр в десять лет, и с тех пор моя жизнь посвящена ему целиком. Больше всего в этом жанре искусства привлекает возможность создавать несуществующее живое пространство на сцене, параллельный мир.


Почему решили принять участие в театральной программе «Меганома»?

Вдохновение и преемственность «Таврида.АРТ»: как арт-кластер поддерживает творцов и способствует развитию театра в России (фото 6)

Дмитрий Акимов:

Хочу и дальше развиваться как руководитель, а для этого необходимы новые управленческие инструменты и знания. Сейчас главной преградой для рывка российской индустрии исполнительских искусств является как раз таки недостаток профессиональных компетенций в руководящем составе. Директора, главные режиссеры и художественные руководители, как правило, не владеют нужными для создания стратегии развития навыками. Получается, что эффективно и грамотно управлять театром учатся методом проб и ошибок. А они иногда дорого обходятся

Вдохновение и преемственность «Таврида.АРТ»: как арт-кластер поддерживает творцов и способствует развитию театра в России (фото 7)

Саша Савельев:

Сейчас время предприимчивых людей. Это и хорошо, и плохо. Хорошо потому, что креативной индустрии давно не хватало исторически грамотных директоров, продюсеров, администраторов, а плохо, так как театральные художники и мастера совершенно потерялись. Вузы откровенно штампуют необученных, но предприимчивых и трудолюбивых актеров и режиссеров. В итоге искусство крепнет, и реформы делаются вдумчивые, но есть опасность, что от драматического театра, от русского психологического ничего не останется — все превратится в один большой бродвейский мюзикл, а его победы прошлого века так там и останутся. Программа “Меганома” показалась полезной и интересной как гармонично поддерживающая оба эти начала


Что самое главное дала программа?

Вдохновение и преемственность «Таврида.АРТ»: как арт-кластер поддерживает творцов и способствует развитию театра в России (фото 8)

Дмитрий Акимов:

Кроме уже упомянутых знаний по выстраиванию стратегии и практических навыков для ее реализации произошло формирование сообщества главных режиссеров и художественных руководителей. А еще, конечно, восторг и благодарность от взаимодействия с мэтрами. Вообще, за эти месяцы разобрали все блоки — от продумывания репертуара и управления творческим коллективом до взаимодействия с органами власти, внутренней бухгалтерией и маркетингом. Мне в этом смысле было проще: прохожу обучение в Школе Дадамяна, откуда пригласили некоторых педагогов

Вдохновение и преемственность «Таврида.АРТ»: как арт-кластер поддерживает творцов и способствует развитию театра в России (фото 9)

Саша Савельев:

Самое важное, что я получил, — знакомства с другими главредами и худруками. А учебный материал помог пересобрать накопленный опыт и знания заново, посмотреть на свою работу не глазами художника, а с точки зрения менеджера. Плюс ко всему, конечно, приятно быть причастным к чему-то важному. Русский театр живет, двигается, и оказаться в процессе его исторического формирования — большая радость


Каким видите будущее театральной индустрии в России теперь, когда четыре месяца обучения позади?

Вдохновение и преемственность «Таврида.АРТ»: как арт-кластер поддерживает творцов и способствует развитию театра в России (фото 10)

Дмитрий Акимов:

Желание одно: вести театр к новым достижениям и победам. Настало время, когда нужно консолидироваться. Нужно стать более осознанным в плане управленческих решений, вернуть статус центра смыслов и идей и укрепить главенствующую позицию как живого искусства

Вдохновение и преемственность «Таврида.АРТ»: как арт-кластер поддерживает творцов и способствует развитию театра в России (фото 11)

Саша Савельев:

Это все еще большая загадка. Могу лишь сказать, как бы я мечтал видеть ее будущее. Думаю, театр должен стать искусством каждого человека, чтобы в будущем посетить его было так же органично, как сходить в магазин, ресторан, кино, на футбол. Но для этого надо, чтобы он вернулся к советскому образцу в своем содержании, профессиональному уровню режиссеров и актеров. А форма пусть будет самая разная, интересная и новаторская


Консолидация и сообщество талантливых и инициативных специалистов — ключевые условия развития театральной (и любой творческой) индустрии. Арт-кластер «Таврида.АРТ» как раз и ставит своей целью создать пространство для такого взаимодействия. Это — город для творцов, сообщество неравнодушных специалистов и творческой молодёжи, которое объединяет различные поколения и направления. Отсюда появилась академия «Меганом», которая теперь запускает образовательные проекты, а также родилась премия «Легенды Тавриды», благодаря которой участники могут самостоятельно выбрать, кого хотели бы поблагодарить за помощь и поддержку в прошедшем году. Именно в процессе объединения опытных наставников и молодых творцов рождаются заметные проекты, которые двигают вперед всю индустрию, преображая территории в Крыму и других регионах страны. Еще одна площадка для взаимодействия, поддержки, обмена опытом и знаниями между юными профессионалами культуры и искусства со всех уголков России — творческие молодежные сообщества. Идея создания сообществ принадлежит молодым представителям творческих индустрий — участникам и резидентам арт-кластера «Таврида». Фактически они объединились, стали реализовывать совместные творческие проекты и достигли ощутимых результатов в своих индустриях.

На сегодняшний день действует пять творческих молодежных сообществ: изобразительного искусства; профессионалов в сфере кино; драматургов и сценаристов; театральных деятелей; современной музыки. В каждом есть свой наставник из числа известных деятелей культуры и искусства. Он не просто поддерживает и направляет участников, но и содействует в продвижении сообщества в индустрии.

Реклама. «Таврида.АРТ»