Поиск

«Ты не можешь стать другим человеком». Софья Эрнст — о роли в спектакле «Каренина. Процесс»

«Ты не можешь стать другим человеком». Софья Эрнст — о роли в спектакле «Каренина. Процесс»

Завтра, 15 октября, в концертном зале «Барвиха Luxury Village» состоится премьера спектакля «Каренина. Процесс» Аллы Сигаловой. Новая интерпретация романа Льва Толстого исследует бракоразводное дело, где главными фигурантами выступают, собственно, Вронский, Каренин и Анна. Последнюю играет Софья Эрнст. Поговорили с актрисой о толстовских героинях и бесконечно актуальной классике.


С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ РАБОТА НАД РОЛЬЮ АННЫ КАРЕНИНОЙ? КАКИЕ У ВАС ОТНОШЕНИЯ С ТОЛСТЫМ?


«Ты не можешь стать другим человеком». Софья Эрнст — о роли в спектакле «Каренина. Процесс» (фото 1)

С того, что мы давно хотели с Аллой Сигаловой сделать что-то вместе. Искали какой-то сюжет с любовным треугольником. Сперва остановились на одной идее, а после ее отменили и решили: надо искать у русских писателей и драматургов. Так в голову пришел, пожалуй, самый мощный любовный треугольник «Анна Каренина».

Какие у меня отношения с Толстым? В спектакле «Мужья и жены» в МХТ им. Чехова у моей героини есть реплика: «Я не люблю Толстого. Мне он кажется слишком тяжеловесным». Так вот, я с ней и согласна и не согласна одновременно. Мне кажется, до Толстого нужно дорасти. Он очень сложный, намного сложнее кого-либо, и чтение его произведений — огромная работа, на которую нужно настроиться. Вот такие у меня отношения с писателем — неоднозначные. Знаете, в юности я читала и «Анну Каренину», и «Войну и мир». И если последнее перечитывала в сознательном возрасте, то к «Карениной» не возвращалась. И только когда мы начали работать над спектаклем, открыла ее снова и «утонула». Однако не могу сказать, что это большое развлечение.

КАРЕНИНА — СЛОЖНАЯ ФИГУРА, КАК И САМ ТОЛСТОЙ. ЧТО ПОМОГАЛО ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ НЕЕ?


Поскольку спектакль построен вокруг судебного процесса, мы очень много времени посвятили изучению законодательства, а именно законов, регулирующих бракоразводные процессы тех времен. За несколько лет до того, как Толстой написал роман, были внесены поправки. Суть в том, что до этих поправок разводы в принципе были невозможны, а с ними они стали возможными, но женщина была максимально ущемлена, и все равно развод был практически невозможен.

Исключениями были какие-то очень громкие случаи. Смысл в том, что женщина при разводе теряла и свое приданое, даже если оно составляло большую часть капитала семьи. Дети оставались с мужем, а женщина едва ли получала возможность еще раз выйти замуж. Вот такая несправедливость. И поэтому, когда читаешь роман, не вдаваясь во все детали и ограничения того времени, не можешь хорошо понять и представить себе, в какой на самом деле клетке находится героиня. Мы проделали большую работу, поэтому можно сказать, что нам удалось понять Каренину.

В СПЕКТАКЛЕ НАБЛЮДАЕТСЯ КОНФЛИКТ ТРЕХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ И ТРЕХ ПОНИМАНИЙ ЛЮБВИ. КАК ПОНИМАЕТ ЛЮБОВЬ ВАША ГЕРОИНЯ?


Она ничего не понимает. Она ее просто ощущает. Здесь вообще не про «понимание».

АЛЛА СИГАЛОВА БЫЛА ВАШИМ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ В ШКОЛЕ-СТУДИИ МХАТ. РАССКАЖИТЕ О СОВМЕСТНОМ ОПЫТЕ РАБОТЫ.


Хочется процитировать мою одноклассницу Дашу Антонюк, с которой Алла Сигалова была на «Вечернем Урганте». На передаче Сигалова рассказывала о юности, о том, как училась в вагановской академии балета. Алла Михайловна поделилась историей, что ее педагог курила в классе «Беломор» и, замечая ошибки на занятиях, подходила, крича в лицо: «Ты дура». Разумеется, Иван Ургант поинтересовался у Дарьи, как Алла Михайловна с вами работает. Даша ответила: «Все то же самое, только без "Беломора"».

«Ты не можешь стать другим человеком». Софья Эрнст — о роли в спектакле «Каренина. Процесс» (фото 2)

НАСКОЛЬКО ВАША АННА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ АННЫ ТОЛСТОГО? ПРИВНОСИЛИ ЛИ В ЭТОТ ОБРАЗ ЧТО-ТО ОТ СЕБЯ?


Любой артист приносит в образ что-то от себя. Ты не можешь стать другим человеком. Ты просто помещаешь себя в обстоятельства персонажа. Я привнесла в Анну свой голос, свои глаза, свою пластику. Всю себя ей посвятила.

КЛАССИКА БЕССМЕРТНА, НО ВСЕ ЖЕ КАК ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ КАРЕНИНУ ХОЧЕТСЯ И НУЖНО СМОТРЕТЬ СЕЙЧАС? ПОЧЕМУ БЫ ВЫ САМИ ПОШЛИ НА ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ?


Во-первых, это красиво. Почему бессмертна? Потому что этот вопрос, который мучает всех людей: как преодолеть страсти? И здесь наглядный пример того, как один грех порождает другой. Как страсти множатся. Мне кажется, когда перед тобой разыгрывается сюжет, как это происходило у другого человека, наверное, можно сделать выводы, как минимум. Поэтому все хотят «Каренину» считать, смотреть, обсуждать, возвращаться к ней. Потому что это страсти, которые мучают всех участников любовного треугольника. Они так понятны и знакомы людям. И кто-то на себе это прожил, кто-то этого очень боится, а кто-то, наоборот, этого жаждет. Но равнодушным очень сложно быть.

«Ты не можешь стать другим человеком». Софья Эрнст — о роли в спектакле «Каренина. Процесс» (фото 3)
«Ты не можешь стать другим человеком». Софья Эрнст — о роли в спектакле «Каренина. Процесс» (фото 4)

У ВАС ЗА ПЛЕЧАМИ — АБСОЛЮТНО РАЗНОТИПАЖНЫЕ ГЕРОИНИ. ВЕРОЯТНО, ВЫДЕЛИТЬ КОГО-ТО НЕ ПОЛУЧИТСЯ, НО, МОЖЕТ, ЕСТЬ ТЕ, ЧТО ОКАЗАЛИСЬ БЛИЖЕ. КТО ОНИ И ПОЧЕМУ, КАК ДУМАЕТЕ?


Я очень люблю «Любочку» из спектакля «Звезда вашего периода» и очень скучаю по ней. Все персонажи становятся любимыми, как какие-то хорошие приятели, товарищи, соратники. А «Любочку» просто очень люблю.

КОГО МЕЧТАЕТЕ СЫГРАТЬ? И НЕМНОГО О ПЛАНАХ НА ОБОЗРИМОЕ БУДУЩЕЕ (НАСКОЛЬКО ЭТО ВОЗМОЖНО).


Есть у меня роль, которую очень хочу сыграть, но я еще по возрасту не подхожу. Надо набрать еще годков. Речь о Марте в спектакле «Кто боится Вирджинии Вульф». Есть и другая. Здесь, наоборот, еще немного — и по возрасту уже не смогу. Это Татьяна Ларина — и просто мой любимый персонаж. Я не знаю, случится или нет, но если получится, то скорее уже бы все осуществить!


Костюмы для спектакля «Каренина. Процесс» созданы Тамарой Эшбой и студией «Тэтри». Сценические образы дополнили ювелирные украшения Mercury.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7