Поиск

Найти художника: 4 причины попасть на выставку «Автор неизвестен. Коснуться главного»

Найти художника: 4 причины попасть на выставку «Автор неизвестен. Коснуться главного»

Уже в этот четверг, 12 октября, в Музее русского импрессионизма откроется к посещению выставка неизвестных художников конца XIX — первой трети XX века «Автор неизвестен. Коснуться главного». Узнали у кураторов экспозиции, чьи личности им все же удалось установить, а заодно рассказываем истории произведений, которые долгое время считались анонимными.


Большую часть этой экспозиции составляют произведения, авторство которых было установлено за последние 60 лет. На их примере посетителям предстоит узнать, какой путь проходят картины «н/х» от поступления в собрание до атрибуции (установление места и времени создания, датировки), художественного направления и течения). Такие порой детективные исследования сопровождают работы Василия Кандинского, Роберта Фалька, Николая Милиоти и других художников.


БОРИС ПЕСТИНСКИЙ И «ПОРТРЕТ МУХИТДИНА»

Найти художника: 4 причины попасть на выставку «Автор неизвестен. Коснуться главного» (фото 1)
Борис Пестинский (атрибуция Ильдара Галеева). «Портрет Мухитдина». 1933. «Галеев-Галерея», Москва

Обнаружить автора картины порой помогают самые неожиданные детали. Так случилось с работой Бориса Пестинского. Долгое время в графе «автор» у нее был указан «Б. Госцинский». Не найдя ни в одном из справочников фамилию такого художника, искусствовед Ильдар Галеев начал поиски. Макросъемка помогла кроме трудночитаемой подписи рассмотреть дату «1933» и слово «Бек-Буди» — так в те годы назывался город Карши в Узбекистане. Среди русских живописцев, работавших там в 1930-е годы, внимание привлек ученик Кузьмы Петрова-Водкина Борис Пестинский.

Фрагмент ступни мальчика на картине натолкнул исследователя на мысль, что автор портрета Мухитдина был постоянным посетителем Эрмитажа и хорошо знал работу Рембрандта «Возвращение блудного сына». Ленинградец, выпускник Академии художеств Борис Пестинский также подходил и под эту теорию. Окончательно идентифицировать художника помогли несколько портретов узбекских мальчиков кисти Пестинского из фондов Русского музея.


РОБЕРТ ФАЛЬК И «ПОРТРЕТ ЦИРКОВОЙ АРТИСТКИ» 

Найти художника: 4 причины попасть на выставку «Автор неизвестен. Коснуться главного» (фото 2)
Роберт Фальк (атрибуция Марины Самбур, Анны Шарыгиной). «Портрет цирковой артистки». 1909

Часто атрибутировать картину искусствоведам помогает стилистический анализ и, конечно, записи художников и их современников. Так случилось с двусторонней работой Роберта Фалька. Профессор Сергей Горшин, имя которого сегодня носит Химкинская картинная галерея, приобрел неподписанное полотно в 1975 году в комиссионном магазине.

По воспоминаниям коллекционера, принадлежность картины кисти Фалька подтвердила вдова художника, искусствовед Ангелина Щекин-Кротова. О портрете она отозвалась сухо и пренебрежительно, сказав, что изображена «какая-то циркачка из его бывших...»: именно слово «циркачка» стало отправной точкой в установлении авторства. В «Художественном дневнике» Фалька был найден набросок, в котором с легкостью можно узнать цирковую артистку с картины. Еще одним веским доказательством стала авторская надпись: «Цирковая / Черная блузка, белое трико / красный бант», повторяющая цвета на работе. Так был атрибутирован «Портрет цирковой артистки» — ранняя часть двустроннего полотна, написанная художником во время обучения в мастерской Константина Коровина в 1909 году.

Обратная же сторона картины — натюрморт с синей вазой — не упоминается в «Художественном дневнике». Однако общая манера исполнения обеих картин — многослойность и пастозность живописи, широкий, косой и часто зигзагообразный мазок, контрастное сочетание ярких цветов — позволила с уверенностью определить принадлежность авторство натюрморта и период его создания — 1910-е, годы активного участия Фалька в деятельности «Бубнового валета». Несмотря на то, что специалистам удалось атрибутировать произведение, ряд связанных с ним вопросов все же остается, например, до сих пор не установлена личность «циркачки».


АЛЕКСАНДР ЩИПИЦЫН И «ДВА МОПСА» 

Найти художника: 4 причины попасть на выставку «Автор неизвестен. Коснуться главного» (фото 3)
Александр Щипицын (атрибуция Ольги Ройтенберг). «Два мопса». 1929. Смоленский государственный музей-заповедник

Сатирическая работа «Два мопса» попала в Смоленский музей в 1967 году в составе большой коллекции произведений графика Михаила Гуревича, переданной его сестрой в родной город художника. Тогда картина была записана в музейных документах как «Две дамы» Гуревича. Однако, как выяснилось позже, автором на самом деле был Александр Щипицын, который учился вместе со смоленским художником в московском Вхутеине.

Переатрибутировала работу искусствовед Ольга Ройтенберг в конце 1970-х годов. Тогда в поле ее научного интереса уже входили Гуревич, Щипицын и другие выпускники Вхутеина, что привело исследователя к коллекции Смоленского музея. Интуиция заставила усомниться Ройтенберг в авторстве «Двух дам» Гуревича — она ясно видела в этом полотне руку Щипицына. Вернувшись в Москву, она активно начала искать доказательства, однако так и не смогла найти весомых подтверждений. Позднее, летом 1979 года, на родине Шипицына в Горьком (Нижнем Новгороде) Ольга познакомилась с художником Анатолием Самсоновым, который существенно дополнил сведения о Шипицыне и сохранил подборку фотографий тех лет. На одной из них были обнаружены те самые «Две дамы» — так выяснилось, что картина входила в дипломную серию «Нэпманы» Шипицына, а сам автор называл ее «Два мопса», ведь верил: «сатира должна существовать в искусстве».


НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК И «НА ДАЧЕ» 

Найти художника: 4 причины попасть на выставку «Автор неизвестен. Коснуться главного» (фото 4)
Неизвестный художник. «На даче». 1910–1920-е. Собрание Романа Бабичева, Москва

«На даче» коллекционер Роман Бабичев приобрел на антикварном салоне в Москве в начале 2000-х годов. Он предполагал, что музейные эксперты быстро определят авторство такого уровня. Так, Бабичев показывал полотно искусствоведам из Третьяковской галереи, Русского музея, специалистам по русскому авангарду и коллекционерам, однако успехом это не увенчалось.

По мнению Бабичева, на работе изображены петербургские дачи, возможно, Комарово. Материалы позволяют отнести ее к 1910–1920-м годам, а манера исполнения — к кругу Михаила Матюшина или участникам «Союза молодежи». «Возможно, это ранний Петр Львов, который в период „Союза молодежи” мог делать что-то подобное». Полотно «На даче» из собрания Бабичева впервые покажут широкой публике — вполне возможно, что выставка станет толчком для новых открытий.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7