Поиск

Где начинать путь в искусстве? Отвечают выпускники школы «Каскад. Проект как метод»

Где начинать путь в искусстве? Отвечают выпускники школы «Каскад. Проект как метод»

Подготовила: Василиса Кузьмич

Независимая проектная школа «Каскад. Проект как метод» выделяется на фоне образовательных проектов, о которых мы рассказывали ранее. На ее базе ученики старших классов начинают путь в искусстве и выражают мысли через инсталляции, поэзию, саунд-арт и многое другое. По случаю нового учебного года, набор на который идет до 10 октября, и сегодняшнего дня открытых дверей расспросили выпускников «Каскада» о том, почему подросткам особенно важно самовыражаться, творить и быть услышанными — и куда все это может привести.


Где начинать путь в искусстве? Отвечают выпускники школы «Каскад. Проект как метод» (фото 1)

Где начинать путь в искусстве? Отвечают выпускники школы «Каскад. Проект как метод» (фото 2)

 Сабина Байсарова, 20 лет

В разные годы училась на направлениях: «Искусство действия» (кураторы Ольга Широкоступ и Катя Порутчик), «Миг» (кураторы Елизавета Коновалова и Ганна Зубкова), «Каскад. Резиденция» (куратор Екатерина Муромцева).

В «Каскад» я пришла в первый год программы, в 2018-м, скорее из любопытства. На тот момент мне интересно было попробовать как можно больше всего, чтобы понять, чем вообще хочется заниматься. Но это место стало очень важным и теплым для меня.

Когда ты уже не ребенок, но еще не взрослый, очень важно ощущать, что тебя слышат и верят в то, что ты делаешь, — именно это я и получила в «Каскаде». Впоследствии была участником еще нескольких лет и разных групп: «Искусство действия», «Миг», кураторские практики в Ruarts (участники работали с коллекцией фонда). Для человека, который только начинает интересоваться искусством, попробовать свои силы в работе с крупными институциями — уникальный опыт! Не думаю, что другая школа может предложить такое на сегодняшний день.

Сейчас я продолжаю заниматься художественной деятельностью, учусь в Школе дизайна при «Вышке» на факультете современного искусства, участвую в выставках, недавно была участником фестиваля современного искусства Северного Кавказа «Аланика-16». Темы, с которыми работаю в настоящее время, я начала формулировать для себя еще в 15–16 лет, как раз когда получила огромную поддержку от «Каскада». Благодаря этому опыту начала понимать, почему для меня важно искусство и зачем им заниматься.

Где начинать путь в искусстве? Отвечают выпускники школы «Каскад. Проект как метод» (фото 3)
Первая работа Сабины на выставке «Не делает ничего: Ей не разрешила мама танцевать» (Триумф, 2018–2019)
Где начинать путь в искусстве? Отвечают выпускники школы «Каскад. Проект как метод» (фото 4)
Перформанс «Сацита» (Сабина на фото), «Каскад. Резиденция» (Музей Москвы и Центр Вознесенского, 2021)


Где начинать путь в искусстве? Отвечают выпускники школы «Каскад. Проект как метод» (фото 5)

Где начинать путь в искусстве? Отвечают выпускники школы «Каскад. Проект как метод» (фото 6)

Максим Бобков, 21 год

В разные годы учился на направлениях: «Графика и рисунок» (куратор Ирина Петракова), «Каскад. Резиденция» (куратор Екатерина Муромцева), «Каскад. Ruarts» (куратор Иван Ярыгин).

Когда я шел в «Каскад», в планах было научиться рисовать — и потому выбрал направление «Графика и рисунок». Рисовать я, кстати, так и не научился, но и не в этом была суть! Мне предстояло постичь создание своего идейного проекта с реализацией задуманного в виде выставочного объекта. Я тогда, говоря прямо, был очень далек от арт-среды и понимания искусства.

Пребывание в арт-потоке проектной группы стимулировало знакомство с миром искусства и открытие новых имен современных художников. Хотелось шуршать по творческим уголкам, подслушивать истории из «тусовок», собирать грузики опыта и идей, записывать мысли и фразы. Школа плавно познакомила с проектной деятельностью, галерейным делом и арт-менеджментом. Позже я побывал и на других направлениях: «Кураторские практики» или, например, был в арт-резиденции под кураторством Екатерины Муромцевой. Если как-то подытожить: удивительных людей мне удалось повстречать, бодрые умы послушать и неожиданные мысли потолковать, многим разным позаниматься.

Сейчас я нашел себя в проектировании цифровых продуктов и развиваюсь в этом направлении с командой удивительных людей. Окончил факультет прикладной математики в дизайне в НИТУ МИСИС, а сейчас учусь в МГХПА им. Строганова на графическом дизайне. От творческих проектов уровня «выставка» и «публичное высказывание» пока отошел, но не думаю, что это навсегда. Сейчас мне нужно подумать над другим, и, возможно, вскоре это «другое» станет моим новым творческим открытием, которым я смогу поделиться.

Где начинать путь в искусстве? Отвечают выпускники школы «Каскад. Проект как метод» (фото 7)
Максим Бобков, «Мир в сердце», Центр Вознесенского, 2021
Где начинать путь в искусстве? Отвечают выпускники школы «Каскад. Проект как метод» (фото 8)
Максим Бобков, «Мир в сердце», Центр Вознесенского, 2021


Где начинать путь в искусстве? Отвечают выпускники школы «Каскад. Проект как метод» (фото 9)

Где начинать путь в искусстве? Отвечают выпускники школы «Каскад. Проект как метод» (фото 10)

Анфиса Верташ, 19 лет

В разные годы училась на направлениях: «Делаем выставку» (кураторы Анна Титовец, Лида Лобанова и Саша Хейфец), «Art and language» (куратор Дима Хворостов), «Каскад. Резиденция» (куратор Екатерина Муромцева), «Поэзия? Круто!» (куратор Дмитрий Герчиков).

Уже год я живу в Париже, а раньше жила в Москве и тусовалась в «Каскаде» с 2019 года. Изначально мне хотелось узнать, что же такое курирование (очень непонятный термин, хотела разобраться, как он связан с искусством и прочее). И мне ужасно понравилось!

В «Каскаде» были и суперские кураторы, и ребята, и особенно клевая возможность — почувствовать себя причастной к чему-то большему! В школе я старалась заниматься тем, чем не занималась обычно: не рисовать, а придумывать что-то (очень много размышляла) и строить руками, как-то концептуализировать. Например, в 2021 году делала работу про самомумифицирующихся японских монахов и ощущение умирания. Для этого бальзамировала свиную кожу и строила огромный белый куб из ткани. Мне вообще кубы нравились… Так что в 2022-м я сделала работу на фабрике про контекст и его избегание. Писала стихотворения, была в группе Димы Герчикова (поэзия), который впервые в жизни научил меня перестать стыдиться желания писать что-то, а не только стараться изворотливыми путями все объяснять. «Каскад» на протяжении всех этих лет вел меня к тому, чтобы я продолжала заниматься современным искусством! И намекал мне яростно, что это мой основной интерес.

Теперь я учусь во Франции, в Сорбонне, современному искусству, рисую комиксы, сочетая буквы и графику, являюсь членом ателье артистов. Мне нравится делать зины и рисовать картинки, гулять по парку Buttes Chaumont и постоянно стараться сбежать из Парижа в другие города. Без «Каскада» тут довольно грустно, хотелось бы вернуться в те времена, когда можно было прийти в музей или галерею и хихикать со своими друзьями над Ольгой Свибловой и работами московских концептуалистов, а потом серьезно обсуждать русский рэп.

Где начинать путь в искусстве? Отвечают выпускники школы «Каскад. Проект как метод» (фото 11)
Анфиса Верташ, «Забыть значит быть?», 2022
Где начинать путь в искусстве? Отвечают выпускники школы «Каскад. Проект как метод» (фото 12)
Анфиса Верташ, «Вовремя быть», 2022
Где начинать путь в искусстве? Отвечают выпускники школы «Каскад. Проект как метод» (фото 13)
Анфиса Верташ, «Вовремя быть», 2022


Где начинать путь в искусстве? Отвечают выпускники школы «Каскад. Проект как метод» (фото 14)

Где начинать путь в искусстве? Отвечают выпускники школы «Каскад. Проект как метод» (фото 15)

Амир Гайнутдинов, 21 год

В разные годы учился на направлениях: «Мультимедийная журналистика» (куратор Ася Терехова), «Кураторские практики» (кураторы Лида Лобанова и Саша Хейфец). Выступал ассистентом кураторов на направлении «Мультимедийная журналистика» (кураторы Соня Гройсман и Ксюша Витюк).

В «Каскад» я попал в 2020-м и выбрал направление мультимедийной журналистики (тогда вела куратор Ася Терехова). Полгода мы занимались очно, потом настал ковид, и было не совсем ясно, будет ли в итоге выставка, но все обошлось, и выставка «≈Всегда кроме когда нет» успешно открылась. В каком-то плане ковид даже сыграл нашей группе на руку, потому что в конце года мы смогли пригласить классных гостей на мини-интервью в зуме, что оказалось очень ценным и приятным опытом.

В программе делается упор на самостоятельность и правильное планирование своего проекта, что отличает ее от обычной МБОУ СОШ, потому занятия в «Каскаде» воспринимаются куда интереснее, а творческий подход к решению задач не пресекается.

После завершения курса это место из моей жизни никуда не делось, я стал частью команды, сокурировал, а потом и курировал курс мультимедийной журналистики, который каждый год немного трансформируется, потому работа для меня не превращается в рутину.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7