![Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века](/thumb/670x830_0/images/2018/01/poturemskaya/03-feb-2018-alvar-aalto-open.jpg)
Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века
120 лет со дня рождения великого финского архитектора и дизайнера
Сегодня, 3 февраля, исполняется 120 лет с дня рождения, пожалуй, главного финского архитектора и дизайнера Алвара Аалто. Buro 24/7 рассказывает о принципах работы Аалто и его достижениях.
Кто такой Алвар Аалто
Алвара Аалто принято называть одним из величайших архитекторов и дизайнеров XX века. В архитектуре он сумел соединить функциональный модернизм с гуманизмом, что выгодно отличает его здания от холодной рациональности конструктивизма. Кроме того, Аалто много работал с мебелью, изобретая более эффективные способы ее изготовления, что позволило начать массовое производство его изделий и сделать их более доступными по цене.
Хуго Алвар Хенрик Аалто родился в городе Куортане на юге Финляндии в 1898 году. В 1916-м Аалто поступил в Политехнический институт Хельсинки, чтобы изучать архитектуру (Ле Корбюзье, к слову, не получил специализированного архитектурного образования). В 1918 году Аалто прервал обучение из-за Гражданской войны в Финляндии и сам ушел в армию «белых» (буржуазно-демократических сил финского сената), а после окончания конфликта вернулся к студенческой жизни.
![Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 1)](/images/2018/02/1517592400.jpg)
Выпустившись из университета, он открыл собственное архитектурное бюро в 1923 году, а в 1927-м перенес его в город Турку. В Финляндии как раз шел строительный бум, начавшийся после Первой мировой войны, которая стала катализатором свежих идей у молодых людей Западной Европы. В Турку Аалто и еще несколько молодых архитектров начали воплощать в жизнь новые концепции, преодолевая предрассудки и привычки, устоявшиеся в обществе.
Архитектура
За свою полувековую карьеру Аалто спроектировал около пяти десятков зданий, а если брать в расчет его бюро — еще больше. Его стиль менялся со временем от северного неоклассицизма 1920-х до функционализма позднего периода его работы, но он всегда сохранял верность принципу гезамткунстверка, то есть воспринимал каждое здание, которым занимался, как абсолютное произведение искусства и продумывал не только его внешний вид и инженерное устройство, но и интерьер вплоть до мельчайших деталей.
Аалто всегда думал о цели, которой должно служить строение, и отталкивался от этого, но был противником голого функционализма, часто забывавшего о психологическом комфорте человека. Работы Аалто никогда не бывают избыточны, они всегда сделаны так, чтобы точно соответствовать своему назначению. Он создавал пространства, наполненные естественным дневным светом. Последователи и исследователи Аалто отмечают его феноменальное чувство природы, психологии человека и пространства.
Главные здания
Санаторий в Паймио (1933)
![Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 2)](/images/2018/02/1517592845.jpg)
Архитекторы Западной Европы довольно сильно влияли на Аалто в начале его карьеры, и здание санатория напоминает о принципах Ле Корбюзье. Работая над этим зданием, Аалто в первую очередь думал о его функциональности и заботился, чтобы пациентам санатория было комфортно в нем находиться.
Библиотека в Выборге (1935)
![Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 3)](/images/2018/02/1517593051.jpg)
Библиотека в Выборге была первым проектом Аалто, но работа над ним затянулась: начав в 1927 году, архитектор не мог воплотить свою идею в жизнь, потому что духовенство и местные жители воспротивились строительству, так как не были готовы к слишком современной архитектуре. Аалто воспользовался тем, что проект был отложен, улучшил его и проработал детальнее.
Вилла Майреа (1939)
![Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 4)](/images/2018/02/1517593166.jpg)
Этот особняк Аалто спроектировал для семьи коллекционеров и любителей искусства и высшего общества Финляндии. Архитектор ориентировался на природные формы и использовал для отделки один из своих самых любимых материалов — дерево.
Финский павильон на Международной выставке в Нью-Йорке (1939)
![Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 5)](/images/2018/02/1517603212.jpg)
Аалто чаще всего строил в родной Финляндии, и это одна из причин, почему его имя не прогремело на весь свет. Если бы он чаще строил в других странах, о нем бы говорили гораздо больше. Финский павильон на Международной выставке в Нью-Йорке произвел фурор, и в отзывах писали, что это здание мог создать только гений.
Кампус MIT в Массачусетсе (1948)
![Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 6)](/images/2018/02/1517593517.jpg)
После Второй мировой Аалто уехал работать и преподавать в США, и одним из следов его пребывания там стал кампус знаменитого Массачусетского технологического института, который, как отмечают архитектурные критики, и сегодня отлично служит по назначению.
Дворец «Финляндия» (1971)
![Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 7)](/images/2018/02/1517593860.jpg)
Это один из главных культурных центров Финляндии, расположенный в Хельсинки. В здании есть несколько концертных залов, помещения для выставок и залы для конференций. Белоснежное строение находится на берегу бухты Тёёлёнлахти.
Университет Алвара Аалто в Эспоо (1974)
![Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 8)](/images/2018/02/1517602700.jpg)
Кампус Отаниеми сегодня служит зданием Университета Аалто. Построенный великим архитектором с использованием другого его любимого материала — кирпича — был отреставрирован в 2015 году.
Церковь Риола в Вергато (1978)
![Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 9)](/images/2018/02/1517602847.jpg)
Церковь Риола, пожалуй, главный проект Аалто в направлении религиозной архитектуры. При создании церкви Аалто ориентировался на окружающий ее горный ландшафт и увязал с ним формы строения.
Мебель
Следуя идее гезамткунстверка, Аалто прорабатывал свои проекты и внутри, создавая для них интерьер. Одним из следствий этого подхода стал мебельный бренд Artek, созданный при участии Аалто. В мебели Аалто отражены его архитектурные принципы — функциональность, лаконичность и гуманизм. Особенностью мышления Аалто было то, что он создавал мебель для определенных целей — для отдыха, для чтения, для того чтобы прихорашиваться у зеркала.
![Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 10)](/images/2018/02/1517603446.jpg)
![Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 11)](/images/2018/02/1517603457.jpg)
Аалто много работал с деревом — традиционным для финнов материалом. Он изучал свойства дерева и тщательно обдумывал, как вписать его в свои эстетические взгляды. Сегодня мы пользуемся многими идеями и достижениями Аалто, всего после него осталось семь патентов на его новаторские идеи по изготовлению мебели. Например, именно он придумал, как изгибать дерево, и использовал его для создания своей канонической табуретки Stoll 60.
Развитие фабричного производства позволило Аалто наладить массовое производство своих стандартизированных моделей мебели. Он распространял эти изделия с помощью своего бренда Artek, который, пожалуй, может считаться предтечей IKEA.
Paimio Chair (1932)
![Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 12)](/images/2018/02/1517603587.jpg)
Аалто создал специальные кресла для санатория в Паймио. В первую очередь его заботило, чтобы мебель была удобной для пациентов, как и все придуманное им здание.
Stool 60 (1933)
![Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 13)](/images/2018/02/1517603715.jpg)
Табуретка, ставшая канонической, была сделана Аалто в 1930-е, когда он придумал, как изгибать дерево для создания таких ножек. До этого он использовал в изготовлении мебели металл, потому что не мог добиться таких изгибов с деревом. Эти табуретки использовали в Выборгской библиотеке как дополнительные сидячие места. Stool 60 удобны тем, что их можно ставить друг на друга башенкой, что позволяет лучше использовать пространство.
Aalto Vase (1936)
![Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 14)](/images/2018/02/1517603763.jpg)
Стекло было одним из любимых материалов Аалто: в архитектуре он сочетал его с деревом, а в дизайне мебели использовал для предметов домашней утвари.
Armchair 400 (1936)
![Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 15)](/images/2018/02/1517603824.jpg)
Придумав модель кресла, Аалто работал над ее вариациями. Это было очень удобно, потому что позволяло легко удовлетворить растущий спрос на разнообразие от начавшего двигаться в сторону все большего потребления общества.
Floor Lamp A 805 (1956)
![Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 16)](/images/2018/02/1517603911.jpg)
Аалто предпочитал рассеяный свет за его мягкость — и именно такой дает придуманная им напольная лампа.