Выставка недели: "Новое интернациональное" в "Гараже"

Кейт Фаул об искусстве 90-х

1 августа в музее "Гараж" начала работу выставка "Новое интернациональное", посвященная искусству 1990-х. О том, как на художников влияли события, происходившие в мире в то время, рассказывает главный куратор Кейт Фаул

"На новой выставке представлено десять художников: половина из них прославились в 90-е годы, другие в это же время только взрослели, — говорит Кейт Фаул, заходя в зал с гигантской нитью лампочек, протянувшейся от потолка до пола. — Для меня было очень важно не фокусироваться только на переменах, которые происходили в мире, но и, так сказать, посмотреть на проблему с двух боков. С одной стороны, на то, как события истории повлияли на творчество художников, а с другой  — на его формирование".

Кейт Фаул пыталась понять, что объединяет всех этих авторов, и собрать работы, которые бы что-то значили. "Это выставка контрастов, — отмечает она. — Между светом и тьмой. Мужским и женским. Общественным и частным. Нет единого языка, на котором люди общались бы и обменивались идеями, а есть только противопоставление, которое и рождает какие-то идеи".

"Слово "интернациональное" было вынесено в заглавие, так как мы до сих пор не понимаем, что под ним подразумевается, оно создает только путаницу" — Кейт Фаул

Экспозицию открывают работы американского художника Феликса Гонзалеса-Торреса. У входа мы видим две его инсталляции: "Без названия (Пара)" с лампочками и "Без названия" (черно-белое настенное изображение с птицами). В них как раз и встречаются свет и тьма. На противоположной стене висит крошечный по сравнению с ними пазл — одна из самых последних работ Гонзалеса-Торреса. На нем изображен Папа Римский, совершающий обряд над Куртом Вальдхаймом, одним из последних президентов Австрии XX века. Биография Курта Вальдхайма, совершавшего преступления против человечества, и сама по себе напоминает сложную мозаику.
Феликс Гонзалес-Торрес. "Без названия (Пара)", 1993

Следующая художница в списке The New International — иранка Ширин Нешат. Она выросла западноориентированной, училась в США, ее искусство признано во всем мире, но по-прежнему остается запрещенным на родине. Она показывает в "Гараже" свою видеоинсталляцию
 "Турбулентность", посвященную запретам, которые налагаются на женщин в исламе. 

Кейт Фаул также решила рассказать о виртуальном государстве NSK, которое в широких кругах совсем неизвестно. Московское посольство NSK, объединившее отечественных и восточноевропейских художников, было основано в 1992 году и существовало всего месяц, но имело целый ряд законов, и даже выдавало участникам особенные паспорта. В "Гараже" выставлены работы его основателей — арт-группы IRWIN.

Сантьяго Сьерра представлен работой "Линия в 250 см, вытатуированная на спинах 6 человек, которым за это заплатили" (1999). Шесть безработных из Старой Гаваны до участия в перформансе Сьерры никак не были связаны между собой. В этом и заключается весь смысл инсталляции: объединенные однажды участники акции разойдутся в разные стороны, и линия, возможно, никогда больше не будет восстановлена.

Все слышали про историю с "куском йеллоизма", когда Владимир Уманец разрисовал маркером картину Марка Ротко в Tate Modern, а вот акция Александра Бренера в музее Стеделейк, казалось бы, еще более громкая, уже позабылась. В далеких 90-х этот российский художник нарисовал на картине Малевича знак американского доллара, после чего был осужден на пять месяцев. На выставке собраны газеты, документы, видеозапись из зала суда, а также посвященный ему фильм.

Датский художник вьетнамского происхождения Дан Во "разобрал" статую Свободы. Он изваял 250 фрагментов памятника и выставляет их отдельно. Интересно, что по этим кускам совершенно невозможно определить, из какой части статуи Свободы они были взяты. Дан Во также никогда не стремится собрать их воедино — медные "осколки" он разбросал не только внутри "Гаража", но и у входа, прямо на газоне.

В экспозицию "Новое интернациональное" также вошел 68-минутный фильм-эссе Йохана Гримонпре, который рассказывает об историях воздушного пиратства, профинансированных государством "чемоданных бомб" в самолетах, и прочих видах международного терроризма. Его ролик "Наберите И-С-Т-О-Р-И-Я", премьера которого состоялась в Париже в центре Жоржа Помпиду и на выставке "Документ X" в 1997 году, в свое время стал настоящим открытием для документального кинематографа.

Польская художница Гошка Мацуга представляет два масштабных черно-белых гобелена — работа "Что есть, то есть, а чего нет, того нет — 2" отсылается к традициям XVI века и вновь затрагивает темы политики, социологии и этнографии. Напротив висит живопись японки Макико Кудо, которая в своих фантазийных пейзажах, напоминающих картины Поллока, Моне и Руссо одновременно, создает образы несуществующих мест. На этом краткий экскурс в искусство 90-х от Кейт Фаул завершен.

Выставка The New International проходит в "Гараже" с 1 августа до 21 сентября 2014 года.

Дарья Горшкова

01.08.14, 20:15