Времена, когда комедия считалась низким литературным жанром, закончились с последним древним греком и его олд фэшнд представлениями об искусстве (если не учитывать снобистские умозаключения некоторых европейских философов, уверенно считавших, что они ответили на Самые Главные Вопросы Жизни, Вселенной и Вообще, что само по себе забавно). Ведь однажды на театральную арену вышли римляне, которым удалось поднять комедийный жанр на совершенно новый уровень. Трагедия, которой поклонялись мужи Эллады, имела слабый коммерческий успех у воинственных уроженцев Рима – им и в реальной жизни хватало катарсиса от постоянных войн, потерь и политических интриг. Благодаря носатым товарищам в тогах, античная комедия прошла тернистый путь от «падений на банановой кожуре» до тончайшего юмора не-для-всех, пережила коллапс империи, тайком проникла в христианскую литературу и стала прапрабабушкой того современного остроумия, которое все мы так любим.
* * *
Пикассо в свое время агитировал смотреть на мир глазами, а не головой. Я постараюсь провернуть то же самое с просмотром «несмешных» комедий: когда палец указывает в небо, глупый смотрит на палец, умный смотрит в небо, а остроумный умирает со смеху при виде этого нелепого обстоятельства.
Первым принтом, который принес мне сравнительный успех, был портрет одного небезызвестного режиссера с подписью «nikto ne woodyallen». С тех пор все считают, что я как минимум его верный почитатель, а как максимум – неистовый фанат. И хоть я не являюсь ни тем, ни другим, фильм «Что случилось, тигровая лилия?», по моему глубокому убеждению, должен быть в списке must watch у каждого, кто считает себя знатоком комедий.
Сегодня весь tumblr кишит забавными картинками с комментариями, которые не имеют никакого отношения к их содержанию, что делает сам пост целиком смешным до колик. Комментарии меняют посыл изображения, форма подавляет содержание – еще всезнающий Фрейд утверждал, что подобный алгоритм является залогом отборной остро́ты. Надо лишь обладать достаточным уровнем супер-эго, чтобы узреть в «бессмысленном» юмор.
Вуди знает толк в остроумии и без дяди Зигмунда, потому его «Тигровая лилия» – настоящий клад для ценителей постмодернистских шуточек. Соль юмора в том, что Аллен переозвучил и заново смонтировал уже снятые режиссером Сенкичи Танигучи образцы дальневосточной бондианы. В итоге получился фильм с очень серьезными японскими лицами и крайне несерьезным звуковым сопровождением, что по всем законам синергии превратило дебютную работу Вуди Аллена в юмористическое безумие.
* * *
Очень надеюсь, что во время просмотра обеих кинолент будет слышен смех, а не бормотание о потерянном времени.
Всем любви
и помните, что несмешных шуток не бывает – бывают не те место, время и обстоятельства.
02.07.14, 16:41
Другие истории
Подборка Buro 24/7