5 культовых граффити-художников

Бэнкси, Фэйри, Баския, Харинг и Стэш

В прошлые выходные Парк Горького захватил фестиваль уличной культуры Faces&Laces, куда приехал легендарный нью-йоркский граффити-художник Джон Франклин, известный как Стэш. По этому случаю мы решили вспомнить пять главных имен из истории стрит-арта. Сюда попали как рано ушедшие из жизни современники Стэша — Жан-Мишель Баския и Кит Харинг, так и более молодое поколение граффитчиков в лице никому не раскрывающего свою личность Бэнкси и создателя "OBEY" Шепарда Фэйри.

1. Бэнкси

Согласитесь, что полной подборка не будет без, наверное, самого главного и наиболее известного представителя граффити-культуры — андерграундного художника, политического активиста и режиссера  британца Бэнкси. Человек-загадка, о котором ничего не известно кроме того, что его инсталляции, картины и фрески уходят с молотка за огромные суммы денег и становятся объектом печати на одежде, а по Лондону курсируют экскурсоводы, демонстрируя туристам работы стрит-арт художника. Все же Бэнкси уже давно вышел за рамки обычного граффитчика благодаря тому, что его работы — это не только настенная живопись, но и арт-объекты: вспомнить хотя бы красную телефонную будку, брошенную на одной из улиц Лондона. Характерная черта, выделяющая Бэнкси среди всех остальных художников заключается в том, что через свои работы он приглашает зрителя задуматься над вечными вопросами бытия, социально-значимым проблемам, поднимает темы экзистенциализма, нигилизма, анархизма, антикапитализма и антивоенного движения.

Единственная лента, которая хоть как-то близко подпускает зрителя к личности Бэнкси — это документальный фильм 2010 года "Выход через сувенирную лавку", который в 2011 году был номинирован на премию Оскар в категории "Лучший документальный полнометражный фильм". 

2. Стэш

На творчестве Стэша выросло целое поколение граффитчиков, а сам он считается легендой нью-йоркского уличного искусства. Юный Джош Франклин (настоящее имя художника), чьи работы выставлялись в 1980-х вместе с Китом Харингом и Жаном-Мишелем Баския, начинал с росписи вагонов метро и туннелей — Стэша с детства восхищали подобные яркие граффити — но в мир искусства, как многие другие, ушел не сразу. Он рисовал на поездах вплоть до 1987 года, только затем начав писать на холстах и выставляться в галереях. Далее Стэш плотно занялся дизайном одежды, в котором преуспевает и до сих пор. В 1990-х он сотрудничал с Nike, Bathing Ape (Bape), Vans, DC Shoes, Clarks, Sebago, Lacoste и другими, а затем создал собственную марку уличной одежды под названием Recon, которая просуществовала до 2011 года, а потом возродилась в новом обличье и стала брендом кроссовок.

Этим летом Стэш был приглашен в Москву, на фестиваль Faces&Laces, что прошел в Парке Горького 10-11 августа. Найти другого человека, столь близкого к индустрии уличной одежды и в то же время самому стрит-арту, вряд ли представляется возможным. Поэтому именно он был выбран куратором для новой серии кроссовок Reebok под названием City Classics. Мы задали ему пару вопросов о проекте.

Стрит-арт всегда ассоциировался со спонтанностью, свободой и каким-либо отсутствием рамок и правил. Ваша свобода творчества все же заключена в какие-то рамки, когда Вы работаете по контракту?

Нет, не заключена по одной простой причине — проект City Classics — это пространство, которое позволяет наоборот эти рамки ломать и выходить за пределы наших личных свобод. Я всего лишь один человек из целой команды, которая трудится над этим проектом, но здорово то, что все вместе мы идем к одной цели, которую разделяем, у нас одинаковые интересы и видение вещей. Поэтому это скорее не ограничение наших свобод, а поддержка друг друга, чтобы создать кардинально новое.

Почему Вы решили выбрать только цвета для дизайна линии Reebok City Classics, а не создавать собственные изображения на них?

Моя роль в этом проекте быть куратором, наблюдателем, приглашать различных художников из 12 городов мира, которые представляют то место, откуда приехали и через свое творчество доносят это другим людям. И как раз ту идею, которую несут эти художники, мы трансформируем в силуэт Classic Leather. 

3. Жан-Мишель Баския

Один из самых дорогих и знаменитых художников послевоенной эпохи, Жан-Мишель Баския начинал с рисования граффити на стенах Манхэттена вместо со своим другом Аль Диазом. Еще никому не известные 18-летние подростки расписывали улицы фразами, каждая из которых содержала слово SAMO — так назывался их творческий союз. "SAMO — это так называемый авангард",  "SAMO как конгломерат дремлющих гениев", "SAMO как условие отрицания" и еще десятки фраз различного содержания оставляли в Нью-Йорке Диаз и Баския.

В декабре 1978 года их по-настоящему заметили: нью-йоркское издание Village Voice посвятило граффити Диаза и Баскии целую статью. Но в определенный момент, в конце 1970-х, дружбе двух уличных художников пришел конец, который ознаменовался надписью "SAMO is dead" ("SAMO мертв"). Вскоре для Баскии начнется новый период — время восхождения к истинной славе, активного творчества, дружбы с Энди Уорхолом и нахождения в самом центре арт-тусовки Большого яблока.

Энди Уорхол и Жан-Мишель Баския

4. Шепард Фэйри

Возможно, что имя этого человека известно не всем, но его работы вы встречали неоднократно. Шепард Фэйри — автор постера с надписью OBEY, современный американский художник и дизайнер.

История уже успевшего стать культовым изображения уходит корнями в 1986 год, когда Шепард решил создать портрет французского борца Андре Руссимоффа в технике поп-арт, а под ним оставил подпись OBEY ("Повинуйся"), связанную с кинолентой "Они живут среди нас". Позже Obey трансформировался в псевдоним художника, а изображение распространялось в виде наклеек и плакатов. Кстати, Фэйри также стали одним из героев фильма "Выход через сувенирную лавку", где рассказал историю появления плаката, который из типографского снимка превратился в  бренд, выпускающий одежду.

Самой знаменитой работой Фэйри является плакат Hope ("Надежда"), подготовленный в 2008 году и приуроченный к предвыборной кампании Барака Обамы. Картина не только прославила ее создателя, но также стала отправной точкой для создания других политических плакатов после выборов. Кроме этих двух судьбоносных для Фэйри как художника плакатов, Шепард создает работы на тему музыки, религии, экологии и социализма.

Мастер приложил руку к созданию рекламных постеров компаний PepsiCo, Adidas, обложек альбомов музыкальных групп Black Eyed Peas, Sepultura и других. Принцип, по которому Фэйри выбирает с кем работать, а с кем нет, заключается в том, чтобы этот человек или организация не вызывали личного отторжения художника. 

5. Кит Харинг

Кит Харинг начал рисовать очень рано, и в 18 лет пошел учиться на дизайнера в художественной школе в Питтсбурге, но вскоре бросил занятия. Он перебрался в Нью-Йорк в 1978-м — 20-летнему художнику гораздо интереснее было заниматься альтернативным искусством и расписывать стены нью-йоркской подземки. Там его и заметили. Харинг дружил с Жаном-Мишелем Баскией, Энди Уорхолом и Мадонной, путешествовал по миру и оставлял граффити в Мельбурне, Сиднее, Рио-де-Жанейро, Амстердаме, Париже, Берлине. В 1982 году прошла его первая персональная выставка.

Четыре года спустя, в 1986-м, Харинг открыл лавку Pop Shop: в ней торговали различными предметами с нанесенными на нее рисунками художника. Она просуществовала до 2005 года, а сегодня существует в интернет-версии. Другая его лавка Pop Shop работала в Токио, но закрылась гораздо раньше, еще в 1988 году.

Кстати говоря, последние выходные работает выставка его работ под названием Political Line в парижском музее современного искусства — она закроется 18 августа. К ней было приурочено открытие pop-up магазина в бутике Colette, где представили различные предметы одежды и интерьера — в частности, созданные Vivivenne Westwood, Comme des Garcons,  Nicholas Kirkwood, Levi's и Swatch — каждый из которых появился под влиянием Кита Харинга.

Источник://buro247.ru/culture/news/vystavka-kita-kharinga-otkrylas-v-parizhe.html

Дарья Горшкова

16.08.13, 18:15